Анализ экологической безопасности региона - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Анализ экологической безопасности региона

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экологическая обстановка в Ивановской области в целом оценивается как благоприятная — благодаря богатейшим рекреационным возможностям, к которым относятся водные и лесные ресурсы, уникальные ландшафты и целебные источники. Предприятия отраслей, интенсивно загрязняющих окружающую среду, отсутствуют, а легкая, электроэнергетическая и машиностроительная отрасли, являющиеся ведущими, характеризуются умеренным воздействием. Экологические проблемы области являются общими для всех регионов страны и имеют место только в крупных городах: влияние автотранспорта, недостаточность очистки сточных вод жилищно-коммунального хозяйства, накопление твердых бытовых отходов.Ивановская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа, является частью Центрального экономического района.

Для анализа состояния экологической безопасности Ивановской области необходимо рассмотреть индикаторы, используемые для исследования её состояния и для изучения влияния деятельности человека на данную экосистему.

Первым из индикаторов является атмосферный воздух .Ивановская область не входит в перечень регионов с городами с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и не относится к регионам "приоритетного списка".Для Ивановской области, так же как и для большинства регионов ЦФО, приоритетными загрязнителями воздушного бассейна остаются оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, формальдегид.В Ивановской области ежегодно поступает в атмосферу более 140 тонн загрязняющих веществ как от стационарных источников выбросов, так и от передвижных (автотранспорта).

В таблице 1 приведены объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период 20019 - 2021 годов.

Таблица 1. Объемы валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс. тонн.

 

Пороговые знчение

2019 год

2020год

2021год

Стационарные источники

>10

27,0

22,5

22,2

Передвижные источники

>100

135,0

133,8

115,3

В загрязнение воздушного бассейна региона наибольший вклад вносит автотранспорт. Объем выбросов в пересчете на душу населения составляет 128 кг/чел., что ниже среднего показателя в Российской Федерации практически в 2 раза.

Рис.1.Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс.тонн

Еще одним индикатором является поверхностные водные объекты. Общее количество загрязняющих веществ, поступающих в водоемы со сточными водами, составляет более 60 тыс. т в год. Причем в указанном показателе не учитывается вклад значительного количества малых предприятий, которые осуществляют сбросы в водные объекты и на рельеф местности без отчетности. Структуры сброса загрязненных сточных вод в водные объекты Ивановской области приведены в таблице 1.

Таблица 2.Структуры сброса загрязненных сточных вод в водные объекты Ивановской области, млн. куб. м

 

Пороговое значение

2019 год

2020 год

2021 год

Объем сброса загрязненных
сточных вод, в том числе:

300 мг/л

210,04

195,62

193,71

недостаточно очищенных

150 мг/л

187,37

174,41

177,99

За последний пятилетний период наметилась тенденция к сокращению объемов сброса недостаточно очищенных сточных вод и сточных вод без очистки.Объем сбросов сточных вод на душу населения в 2019 году составляет 118,64 куб. м/чел., что соответствует среднероссийскому показателю.

Рис.1.Динамика сброса сточных вод, млн.куб.м

Следующим индикатором является отходы производства и потребления. Объем образования отходов на душу населения в Ивановской области не высок - 0,55 т на человека в год. Однако в регионе имеется достаточное количество проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления, требующих неотложного решения.

Твердые бытовые отходы. Практически все собираемые твердые бытовые и приравненные к ним промышленные отходы вывозятся на захоронение на полигоны и санкционированные свалки. Раздельный сбор отходов с выделением полезных фракций в регионе не применяется.

Промышленные отходы. В Ивановской области большая часть промышленных отходов (порядка 90%) перерабатывается, утилизируется или вновь используется (золошлаковые отходы, гальваношламы, автопокрышки, формовочная земля и т.д.). Ртутьсодержащие отходы. Около 5% образующихся ртутьсодержащих отходов направляется на обезвреживание в соседние регионы, в основном - в Московскую область. При этом имеются проблемы, связанные со сбором ртутьсодержащих отходов. Отработанные ртутные лампы вместе с бытовыми отходами часто попадают в мусорные контейнеры, ежегодно обнаруживаются десятки мест несанкционированного сброса ртутных отходов, в том числе и в пределах водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Кроме данных индикаторов существуют еще такие как лесовосстановление. Главным элементом воспроизводства лесов является искусственное лесовосстановление , которое осуществляется путем создания лесных культур на вырубках и других не покрытых лесом землях. Таким образом ,можно отметить что пороговые значения индикаторов значительно отличаются от данных по Ивановской области.

При решении экономических проблем надо учитывать их взаимосвязь с экологическими проблемами, ведь они тесно связаны. Трудности с добычей природных ресурсов, связанные с увеличением глубины их залегания, уменьшение количества природных ресурсов, разведанных и вовлеченных в экономический оборот, ведут к повышению мировых цен на сырье со всеми вытекающими последствиями. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления ведет к уменьшению земель сельскохозяйственного назначения, требует огромных затрат на хранение, захоронение, уничтожение отходов и т.д. Решение экономических и экологических проблем должно осуществляться во взаимосвязи.

Я считаю, что состояние окружающей среды оказывает непосредственное влияние на потенциальные возможности развития экономики страны и, в свою очередь, зависит от степени развития производительных сил. Очевидно, что для выхода из экономического кризиса необходимо изыскать возможности и средства для решения экологических проблем, т.е. решать эти проблемы в комплексе. Также взаимосвязь экономических и экологических проблем проявляется и в увеличении затрат на ликвидацию вредного воздействия окружающей среды на здоровье людей. Так, например, уменьшение озона в стратосфере на 1% вызывает увеличение случаев заболевания раком кожи на 5%, что сопровождается ростом затрат на лечение.

В настоящее время различными учеными выделяются множество других факторов влияющих на здоровье, которые в свою очередь влияют на экономическую безопасность. Проблема загрязнения всех компонентов окружающей среды также ведет к обострению экономических проблем хотя бы потому, что большая часть полезных площадей, часто сельскохозяйственного назначения (особенно вокруг больших городов), занята свалками; на захоронение, уничтожение и хранение отходов тратятся огромные средства ,затраты на эти цели иногда превышают затраты на производство готовой продукции, их рост является сдерживающим фактором расширения производства .Таким образом, развитие безотходных технологий является идеальным, хотя и труднодостижимым путем решения одновременно экологических и экономических

На основе этих данных, определим уровень экономической безопасности региона.

Таблица 3.Показатели экономической безопасности региона

Показатель

Фактическое значение

Пороговое значение

Соответствует/не соответствует

1

ВРП

196,0

578,7 в целомпо России на2019 год

Не соответствует

2

Демографическая безопасность

Естественная убыль населения за 2018 год составила 7031

4000тыс человек для предкризисных регионов и 7000 человек для кризисных регионов

Не соответствует

 

Бедность населения по доходам

За чертой бедности в нашем регионе живут 14,2% населения.

13,4 на 2018 год

Не соответствует

Проведенное исследование показало ,что Ивановская область имеет слабые показатели по основным показателям экономической безопасности-при сравнении со среднероссийским показателями и пороговыми значениями. Для укрепления экономической безопасности региона необходимо эффективное управление экономическим и социальным развитием региона . На основании полученных оценок по отдельным показателям необходимо выделить уровень экономической безопасности региона: низкий, средний и высокий. Если менее 50% показателей находятся на уровне меньшим порогового значения, то уровень является низким, если 50-75%, то средним и если более 75%, то высоким. Ивановская область имеет высокий уровень кризисности региона .

Таким образом, опираясь на результаты анализа теоретических источников, раскрывающих особенности обеспечения экономической и экологической безопасности на различных уровнях управления, можно отметить, что сферы экономической и экологической безопасности сильно влияют друг на друга, как на уровне государства, так и на микро-уровне конкретного предприятия. Эта зависимость выражается, прежде всего, в том, что при возникновении на предприятии угроз экологической безопасности, автоматически возникают угрозы в сфере экономической безопасности.

Основываясь на информацию, полученную в ходе проведения оценки экологической ситуации в регионе, можно определить экологические проблемы Ивановской области:

1.Загрязнение поверхностных водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения, сбросами промышленных предприятий, предприятий коммунального хозяйства и стоками с сельскохозяйственных предприятий. Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:

- высокая степень износа очистных сооружений на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;

- отсутствие необходимого уровня очистки ливневых стоков в населенных пунктах;

- высокая доля стоков, сбрасываемых без очистки;

- ненадлежащий контроль за сбросом сточных вод в централизованную канализацию в большинстве населенных пунктов;

- несоблюдение режима водоохранных зон и зон санитарной охраны водоемов, являющихся источниками питьевого водоснабжения.

2. Потенциальная возможность возникновения экологических аварий вследствие функционирования экологически опасных объектов.

3. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в городе Иванове. Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:

- рост автомобильного парка;

- отсутствие окружной дороги и необходимого количества транспортных развязок в городе Иванове;

- не определен порядок введения ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- низкое качество топлива.

4. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий.

Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:

- высокая степень износа очистного оборудования, его низкая эффективность;

- отсутствие государственного учета состояния и эффективности работы очистного оборудования;

- недостаточность производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в том числе за эффективностью работы очистного оборудования.

5. Несоблюдение режима особой охраны на особо охраняемых природных территориях.Наличие проблемы обусловлено следующими причинами:

- несоответствие отдельных природных комплексов и объектов статусу "особо охраняемая природная территория";

- не установлены границы большинства особо охраняемых природных территорий;

- не определены режимы особой охраны для большинства особо охраняемых природных территорий;

- не установлены порядок и условия бюджетного финансирования мероприятия по обеспечению режима особой охраны на особо охраняемых природных территориях;

- отсутствие специального структурного подразделения по охране особо охраняемых природных территорий и контролю за их использованием.

Ряд экологических проблем возникает на фоне неразрешенных вопросов общего характера, к которым относятся:

- отсутствие программно-целевого метода в решении экологических проблем (в настоящее время в Ивановской области не действует ни одной долгосрочной целевой программы, направленной на обеспечение экологической безопасности региона);

Для сохранения и улучшения качества окружающей среды и обеспечения рационального прирородопользования всем природоохранным органам, функционирующим на территории области, необходимо объединить свои усилия в решении следующих основных задач, направленных на оптимизацию экологической ситуации в регионе:

-совершенствование системы государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности;

-охрана атмосферного воздуха;

-охрана поверхностных водных объектов;

-снижение экологической опасности при обращении с отходами;

-снижение уровня риска возникновения техногенных аварий на экологически опасных объектах;

-обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий;

-экологическая культура, просвещение, пропаганда.

Пути решения проблем связаны с ростом инвестиций в экологическую безопасность субъектов Российской Федерации, а также повышением эффективности региональных органов власти, менеджмента и развития бизнеса, заинтересованного в соблюдении экологических норм и правил. Государство выделяет значительные средства на восстановление экологии.

Просмотров работы: 501