Введение. Решение вопроса поддержания необходимого уровня состояния самочувствия учащегося все время было значимой проблемой в абсолютно всех стадиях его обучения. Состояние самочувствия учащегося устанавливает его возможность проживать полной, энергичной жизнью, неповторимо увлекательной, а также благополучной. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В последнее десятилетие число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, резко возросло. В Национальном исследовательском университете «МИЭТ» по результатам медицинского осмотра в специальной медицинской группе в 2012 году было 13,22% студентов первого курса от общего числа поступивших, а в 2013г. – 18,38%, в 2014г. – 18,04%, в 2015г. – 18,76% [1]. Вследствие гиподинамии у молодых людей возникают дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника и со временем развивается преждевременное старение внутренних органов и систем. Общеизвестно, то что стрессы кроме того проявляют отрицательное воздействие в состояние здоровья человека. Из числа трудностей, разрешаемых в области физиологической подготовки, необходимую роль занимают такие, как развитие трудоспособности, формирование главных физиологических свойств, а также существенное оздоровление организма.
Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой. На основании полученных данных медицинского осмотра все студенты делятся на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются объёмом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
К основной группе относятся лица без отклонения в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющие достаточную физическую подготовленность. Такие студенты могут заниматься любым видом спорта и участвовать в соревнованиях.
К подготовительной медицинской группе относятся лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность. Занятия в подготовительной группе проводятся по тем же учебным программам, что и в основной, но при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно, связанных с предъявлением к организму повышенных требований, с учётом некоторых ограничений в объёме и интенсивности физических нагрузок (в том числе и временных). Им рекомендованы дополнительные занятия физической культурой для повышения уровня физического развития.
K специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими существенного ограничения физических нагрузок, определенного учебной программой. Отнесённые к СМГ студенты освобождаются от участия в соревнованиях, но могут привлекаться в качестве судей и их помощников во время проведения спортивных мероприятий. При сдаче контрольных тестов учитывается диагноз, таким образом, главное для студентов СМГ - это систематические занятия физическими упражнениями. [2]
Структура занятия в специальной медицинской группе
Структура учебного занятия в СМГ заключается с 3-х частей:
1. Предварительная часть. В начале тренировочного обучения выполняется подсчёт пульса, потом применяются процедуры дыхательного а также общеразвивающего характера. В ходе предварительной части обучения применяется правило постепенности перегрузки, используются процедуры, обеспечивающие подготовку абсолютно всех органов а также систем организма к осуществлению нагрузки главной части занятия.
2. Главная часть. Предотвращается с целью обучения, а также улучшения разновидностей тренировочной программы, на протяжение которой осваиваются новейшие физиологические процедуры, а также моторные способности в границах многофункциональных способностей занятых. Формирование главных физиологических свойств: единой выносливости, эластичности, ловкости, скорости, силы.
3. Завершающая часть. B ней применяются процедуры на расслабление, а также дыхательные процедуры. Главная цель этой части - содействовать возобновлению сдвигов функционального состояния организма, стимулированных физиологической загрузкой главной части учебного занятия. Основным принципом в работе педагогов СМГ считается разграниченный аспект к учащимся вместе с учётом их личных отличительных черт, то что подразумевает дозирование нагрузки за счёт усложнений либо упрощений процедур вместе с учётом противопоказаний к отдельным их типам, расчет пульса в течение обучения. [3]
Основными задачами физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ, являются:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за его энергообеспечение;
- повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- формирование основных двигательных навыков и качеств, необходимых для освоения будущей специальности;
- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
- разъяснение значения, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания (что особенно важно для имеющих избыточный вес);
- формирование правильной осанки и при необходимости – ее коррекции;
- обучение правильным движениям.
При проведении занятий в СМГ необходимо соблюдать следующие требования:
Занятия должны проводиться при частоте пульса 120–130 уд/мин с увеличением нагрузок в основной части занятия до 140–150 уд/мин;
Моторная плотность на занятиях со студентами СМГ должна быть в пределах 70 %;
Особое внимание на занятии должно уделяться общеразвивающим и дыхательным упражнениям. [4]
Многие учащиеся СМГ ранее были отпущены с физической культуры либо приобретали небольшие физические перегрузки, а также по этой причине степень физической подготовленности у них очень низкая. Данное следует принимать во внимание с целью установления единой, а также движковой густоты. Помимо этого, уровень компенсации этого заболевания при сведений учащихся, а кроме того степень их многофункциональных возможностей разнообразны, по этой причине одна из главных основ компании уроков вместе с подобными студентами станет персональный аспект, а также жесткое регулирование физической перегрузки. Необходимо также придерживаться ключевых нравоучительных основы педагогики: осмысленность, систематичность, общедоступность, поэтапность, последовательность, повторность, приемлемость, а также рассеянность нагрузки. [5]
Основы методики учебных занятий по плаванию для воспитанников, занимающихся в специальной медицинской группе
Плавание — отличное тренирующее и закаливающее средство. Если плавание сочетать с прогулками (воздушные, солнечные ванны), спортивными и подвижными играми, то оздоравливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к уменьшению (исчезновению) болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период из-за опасности переохлаждения и обострения заболеваний или возникновения простуды.
Изучение техники плавания. В современной методике обучения плаванию сформировались два основных направления:
- методика обучения технике спортивных способов плавания с дальнейшей задачей достижения высот спортивного мастерства;
- методика массового обучения плаванию, как жизненно необходимому навыку [6].
Важной особенностью методики первого направления является то, что независимо от качества решения стоящей перед ней основной задачи она фундаментально решает задачи второго направления; существенным недостатком является длительность периода обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веселов, В. С. Физическая культура : методические указания / В. С. Веселов. — Тверь : Тверская ГСХА, 2019. — 23 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/134152 (дата обращения: 25.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Организация и методика проведения занятий физической культурой в специальной медицинской группе : учебно-методическое пособие / составитель Н. А. Булычева. — Иркутск : ИГМУ, 2018. — 90 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158748 (дата обращения: 26.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Боброва, Г.В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: методические рекомендации / Г.В. Боброва, Т.А. Глазина, О.В. Андронов Оренбургский гос. ун - т. - Оренбург: ОГУ, 2013. – 73 с.
4. Проведение занятий со студентами специальной медицинской группы (Текст): методические рекомендации / сост. Е.Г. Ермакова, О.А. Сбитнева, В.М. Паршакова, М-во с.-х. РФ, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА» -Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пемская ГСХА», 2009.-45с.; 20см.-100 экз.
5. Особенности организации и проведения занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы: программа и методические рекомендации : методические рекомендации / составитель Е. А. Шуняева. — Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2012. — 53 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/75097 (дата обращения: 26.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6 Викулов, А.Д. Плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений /А.Д. Викулов. - М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.