Организация опытов с беспозвоночными животными в школьном курсе зоологии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Организация опытов с беспозвоночными животными в школьном курсе зоологии

Шарафутдинова А.Ю. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прогресс не останавливается, и поэтому различные технические средства занимают особенное место в курсе школьной биологии. Не возможно представить урок биологии без такого метода, как «эксперимент», поскольку особенностью этого предмета является формирование у учащихся способностей наблюдать за биологическими объектами и явлениями, анализировать ход работы и делать выводы об этом. Основой для проведения лабораторных работ является биологический эксперимент. Для биологического эксперимента нужна не только достаточная база материалов, но и своевременная подготовка учащихся к лабораторной работе. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашего исследования.

Опыты с беспозвоночными организмами формируют у учащихся исследовательские умения, которые помогают им не только хорошо справляться с требованиями учебной программы, но и способствуют созданию внутреннего мотива учебной деятельности и развитию у них логического мышления.

Тема организации опытов с беспозвоночными животными достаточно изучена. Методика постановки биологических опытов в учебно-воспитательном процессе рассмотрена в работах Д.Н. Кайгородова, В.М. Шимкевича, В.И. Палладина, В.В. Половцова и др. В начале XX в. издавались и использовались учебники, написанные в стиле биологического направления, заимствованного у Юнге и названного «биологическим методом», а так же учебники, составленные на основе биологического направления, предложенного К.Ф.Рулье и обоснованного в трудах А.М.Богданова и А.Я.Герда. В 1911 г. Борис Евгеньевич Райков выдвинул опытно-исследовательский метод, сущность которого сводилась к тому, что учащиеся не получают готовых положений, учебной догмы, которую надо понять и запомнить, а самостоятельно наблюдают предметы и явления, делают при этом доступные обобщающие выводы [3].

Каждый раздел школьного курса «Биология» требует подкрепления материала практической частью. Так, в 7 классе ученики изучают раздел «Зоология», в котором они узнают строение, особенности жизнедеятельности животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой, эволюционные процессы, этапы развития животных. Первые два пункта сложно усваиваются учениками лишь в процессе изучения теории, поэтому нужно проводить лабораторные и практические работы. Использование живых объектов при изучении раздела «Животные» всеми методистами считается важнейшим средством возбуждения интереса школьников к их изучению и воспитания гуманного отношения подростков к животным.

При проведении опытов необходимо учитывать возрастные особенности, так как это обучающиеся 7 класса, то опыты должны быть простыми и доступными для их понимания. Так же нужна хорошая организация опытов. Живые животные на уроке вызывают у учащихся сильные эмоциональные реакции, которые отражаются на ходе всего урока. Поэтому перед демонстрацией живого животного учителю необходимо провести психологическую подготовку учащихся, которая снимет у них излишнее эмоциональное напряжение и позволит управлять их эмоциональным состоянием [2].

При изучении беспозвоночных животных на уроках биологии можно провести такие практические работы как: «Реакции простейших на действие различных раздражителей», «Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей», «Изучение способов передвижения большого прудовика» [1]. Данные практические работы проводятся при изучении соответствующих тем и проводятся по схожему алгоритму:

1. Подготовка оборудования, посуды, живых объектов и т.д. Данный этап выполняется нами.

2. Чтение учебного пособия или другой литературы, содержащей информацию об изучаемом явлении или объекте.

3. Учитель выдаёт инструктивные карточки, в которых указан ход работы. Выдаются необходимые для работы материалы.

4. Ученики выполняют работу строго описанным действиям под руководством учителя.

5. По завершению работы идет обсуждение результатов и формулировка выводов [2].

Данный алгоритм выполнения практической работы безопасен для учащихся. И выполненная работа способствует лучшему усвоению изученного материала и его закреплению. в рамках каждой практической работы предусмотрено проведение опыта с живым объектом.

Рассмотрим примеры заданий для практических работ по биологии в 7 классе.

Практическая работа «Изучение способов передвижения большого прудовика». В ходе этой работы ученики должны пронаблюдать передвижения моллюска.

Урок начинается с рассказа учителя о способах передвижения моллюсков. Рассказ сопровождается показом презентации. После рассказа проводится практическая работа с целью закрепления теории: под руководством учителя обучающиеся наблюдают за моллюском. Отловленного с помощью водного сачка большого прудовика поместим в банку или аквариум с прудовой водой. Выставив из раковины мускулистую ногу, прудовик начнет передвигаться по стенкам банки. Столкнем прудовика со стенок банки. Моллюск на какое-то время погрузится на дно, а затем довольно быстро, как поплавок, всплывет к поверхности для дыхания. Связано это с тем, что в раковине есть дыхательная полость, сжав которую прудовик опускается на дно и, наоборот, расширив, всплывает. Теперь прикоснемся к мягкому участку тела прудовика палочкой. Нога немедленно втянется в раковину, и прудовик, выпустив из дыхательного отверстия пузырьки воздуха, опустится на дно. Всплыть к поверхности, как раньше, прудовик уже не сможет. Мы подводим учащихся к выводу, что это связано с отсутствием воздуха в дыхательной полости моллюска. Пронаблюдав за дальнейшим поведением прудовика, учащиеся увидят, как прудовик будет подниматься к поверхности воды за воздухом по стенкам банки [4].

По завершению наблюдения ученики заполняют тетрадь следующим образом:

1) Дата выполнения,

2) Практическая работа. Тема работы,

3) Цель работы,

4) Перечень объектов и оборудования,

5) Ход работы: описание задания, наблюдаемых явлений и объекта, результат наблюдения.

Практическая работа «Реакции простейших на действие различных раздражителей». Данный опыт ставится как демонстрационный, с целью выяснения ответных реакций простейших на действие света и химических раздражителей – поваренной соли и раствора уксусной кислоты.

Мы готовим все необходимое для проведения опытов: культуру простейших, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупу, пипетка, настольную лампу, поваренная соль и раствор уксусной кислоты.

Познакомим учащихся с основными представителями простейших, расскажем о их реакциях на различные раздражители, сопровождая рассказ показом слайдов. Далее ученики с помощью микроскопа знакомятся с простейшими и зарисовывают их. Затем вы проводим опыт инфузорией и настольной лампой. Учащиеся записывают свои наблюдения в тетрадь, делают выводы. Следующий опыт будет с инфузорией туфелькой. Помещаем простейшее на предметное стекло и пипеткой капаем раствор поваренной соли и закрываем покровным стеклом. Наблюдаем за реакцией через микроскоп. Ученики записывают результаты наблюдения в тетрадь. Последний опыт заключается в наблюдении реакции инфузории туфельки на раствор уксусной кислоты. Проводим те же действия, что и с поваренной солью. После проведения опытов мы подводим учеников к выводам: как реагирует данное простейшее на различные раздражители. Дети записывают сформулированные выводы в тетрадь. По результатам данных опытов мы организуем на уроке "Инфузория-туфелька как представитель простейших" обобщающую беседу [1].

Таким образом, проведение опытов на уроках является основной составляющей частью изучения школьного курса «Биология». Они способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Список использованных источников

1. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Биологический эксперимент в школе. – URL: http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000028/index.shtml (дата обращения: 21.12.2022);

2. Евдокимова Н.М. Школьный биологический эксперимент: Учебно-методическое пособие – URL: https://infourok.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-shkolnyj-biologicheskij-eksperiment-4225498.html (дата обращения: 21.12.2022);

3. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе. – URL: https://studme.org/326763/pedagogika/metodika_obucheniya_biologii_v_shkole (дата обращения: 21.12.2022);

4. Юденков В.Н. Школьный биологический эксперимент: практикум. – URL: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/2182/5/Юденков%20В.%20Н..pdf (дата обращения: 21.12.2022).

Просмотров работы: 122