Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверин - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверин

Гелевера Е.А. 1, Вацкая Н.А. 1
1ФГБОУ ВО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Спазмолитики - это довольно разнообразная группа лекарственных средств, которая снижает тонус гладкой мускулатуры. Причина многих заболеваний заключается именно в спастическом сокращении стенок мельчайших сосудов, петель кишечника. Спазм является одной из причин выраженных болей, которые имеют место при желчной и почечной колике. Однако сам человек никак не может произвольно повлиять на тонус гладких мышц, поэтому препаратами выбора в данных ситуациях являются спазмолитики [15].

Эти препараты являются лекарствами, которые действуют обычно достаточно быстро и позволяют в течение нескольких минут избавить человека от боли. По этой причине многие их очень любят и хранят в своих домашних аптечках.

Маркетинговые исследования рынка спазмолитических лекарственных средств являются особенно актуальными на сегодняшний день, так как спастические реакции сопровождают значительное количество заболеваний.

Спазмолитики широко применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в частности при синдроме раздраженного кишечника, при урологических заболеваниях, спастических дискинезиях в гинекологии [19].

Папаверин - спазмолитическое лекарственное средство, используемое для снижения тонуса и уменьшения сократительной деятельности гладких мышц. Фармацевтический препарат известен с незапамятных времен и всегда славился силой своего терапевтического действия, так как обладает спазмолитическим, умеренным местно обезболивающим, а также слабо выраженным гипотензивным и седативным действиями. Папаверин снимает спазмы посредством действия на гладкую мускулатуру кишечника и других органов пищеварительного тракта, желчного и мочевого пузыря, бронхов, почек, матки, сосудов, при этом наступает только расслабляющий (не парализующий) эффект, собственные движения мышц полностью сохраняются. Прямое показание к Папаверину – спазмы практически любого гладкомышечного органа, а также спазмы сосудов [17]. 
Цель работы - маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверин.

Задачи работы:

1. Определить значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств.

2. Провести товароведческую характеристику лекарственного средства Папаверин.

3. Провести маркетинговые исследования российского рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверин.

4. Провести маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверинна региональном фармацевтическом рынке.

5. Провести сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверин, имеющегося на российском ирегиональном фармацевтическом рынке по показателям ассортимента.

6. Разработать предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверинв аптечной организации.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства Папаверин.

Методы исследования: контент-анализ, статистический, аналитический, сравнение.

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств

Фармацевтический рынок - это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании - производители, дистрибьюторы, персонал аптек, клиенты аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и, непосредственно, больные [22].

Фармацевтический рынок РФ, в полной мере отражает общую экономическую тенденцию развития страны в целом. В принципе его можно квалифицировать как динамический, на котором постоянно возникают новые игроки самого разного уровня. Растущая конкуренция диктует необходимость в постоянном движении в направлении формирования лояльности конечного потребителя, при этом формирование этого ключевого фактора зависит не от одного специалиста, а от всей команды организации. Завоевать клиента, а в последующем его удержать, получив при этом максимальную выгоду, вот главная цель маркетинга [23].

Большое значение в работе с потребителями медицинских и фармацевтических товаров и услуг придается исследованиям рынка, потребительского поведения, изучению предпочтений при выборе товара, факторам, влияющим на принятие решения о покупке. Знания в этой области позволяют специалистам фармацевтических организаций максимально удовлетворять потребности населения в медикаментах и товарах медицинского назначения, а также создавать оптимальные условия обслуживания клиентов, формируя у них лояльное отношение к аптеке.

У маркетинга есть множество определений. Вот одно из них - маркетинг - это любая сознательная деятельность организации, направлена на обеспечение рыночного успеха собственных товаров и услуг [10].

Первоочередное значение в исследовании рынка приобре­тает изучение товарной структуры. В данном случае понятие «рынок» отождествляется с понятием «товарный рынок». Под товарным рынком следует понимать сферу реализации конк­ретного товара (или группы товаров), связанных между собой определенными свойствами производственного или потреби­тельского характера. К такому виду рынка относится и рынок лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента [16].

Предметом исследования рынка отдельных товаров явля­ется соотношение спроса и предложения этих товаров при оп­ределенных экономических и социальных условиях [14].

Для отечественных фармацевтических предприятий важно изучение рынка лекарственных средств. Это связано с все большим его насыщением отечественными и импортными препаратами и ростом конкуренции. К тому же, на фармацев­тических предприятиях имеет место ситуация, при которой одни препараты находят спрос, а другие оседают на складах вследствие отсутствия или ограничения потребности и появ­ления более эффективных препаратов на рынке [22].

Комплексное исследова­ние рынка направлено на:

• изучение требований рынка к товару, т. е. требований покупателей и, что особенно важно, конечных потребителей к потребительским свойствам продукта;

• комплексное исследование рынка, предопределяющее тщательное изучение экономической конъюнктуры;

• анализ рыночной сегментации и исследование отдель­ных рыночных сегментов с целью дальнейшего выявления це­левых рынков;

• изучение фирменной структуры рынка, т. е. определение основных групп фирм, работающих на данном рынке: фирмы- партнеры (покупатели), фирмы-конкуренты, фирмы-нейтралы, которые еще не проявили заинтересованности по отношению к данному товару, но могут рассматриваться как потенциальные покупатели или активные партнеры. По каждой фирме прово­дятся соответствующие исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентных недостатков и т. п.;

• исследование форм и методов торговой практики отно­сительно данного товара на данном рынке и его сегментах (как выполняется большинство соглашений купли-продажи, какие формы посреднических договоренностей типичны, какие виды соглашений применяются);

• анализ социально-психологических особенностей по­купателей и потребителей на конкретных рынках, их моти­вации при принятии решения о закупке, типах покупателей в зависимости от отношения к закупке, социально-психологических типов покупателей, распределения ролей в разных группах покупателей и потребителей [23].

Изучение рынка лекарственных средств основывается на выделении отдельных фармакотерапевтических групп препа­ратов, группировке препаратов для лечения определенных за­болеваний (например, гастроэнтерологических, онкологичес­ких, психоневрологических, сахарного диабета и т. п.) или по лекарственным формам (растворы для инъекций, таблетки, аэ­розоли и др.) [21].

Большое количество маркетинговых исследований для фармацевтического бизнеса осуществляется независимыми исследовательскими компаниями.

Существует несколько основных типов долговременных исследований и обзоров фармацевтического рынка:

Исследование закупок розничных лекарственных средств аптеками;

Исследование закупок лекарственных средств больницами;

Исследование закупок складами (оптовыми покупателями);

Опрос потребителей рецептурных средств;

Опрос врачей;

Опрос торговых агентов (посредников);

Исследование розничной продажи [23].

В ходе маркетинговых исследований анализируются различные направления деятельности организации, среди которых первостепенным по важности является изучение ассортимента реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации. Необходимым условием проведения маркетинговых исследований является глубокое знание лекарственных средств как товара, его основных фармакотерапевтических свойств, показателей к применению, форм выпуска и других товароведческих характеристик [12].

Таким образом, под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Результаты маркетинговых исследований связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке [21].

Именно с помощью маркетинговых исследований аптечные организации могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей.

1.2. Методы анализа ассортимента лекарственных средств

В настоящее время для анализа ассортимента фармацевтического рынка применяются различные методики в зависимости от поставленных в маркетинговом исследовании целей.

В большинстве случаев это может быть анализ ассортимента регионального или локального рынка и использование лекарственных средств (ЛС) врачами-специалистами в терапии амбулаторных и стационарных больных. Информация, полученная в ходе таких исследований, позволяет сформировать ассортиментную политику организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров, а также от спроса на ЛС [22].

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств на региональном или локальном рынке:

Первоначально формируется информационный массив маркетинговых сведений о ЛС, имеющихся в ассортименте регионального или локального рынка с использованием контент-анализа официальных справочных изданий. Систематизация ассортимента осуществляется по классификационным характеристикам, представленным в концепции маркетингового анализа.

Ассортимент лекарственных средств (региональный, локальный):

1.Наименования:

а) МНН;

б) Торговые;

в) Лекарственные препараты:

Новизна;

Лекарственные формы;

Производство;

Отпуск из аптеки.

2.Классификационные группы:

а) Классификации:

АТС;

Фармакологическая;

Нозологическая;

Другие.

Б) Состав;

в) Происхождение;

г) Характер потребления [9].

Наименования ЛС систематизируются по МНН, торговым названиям, по количеству лекарственных препаратов, лекарственных форм. Анализ по признаку производства производится с определением доли отечественных и зарубежных ЛС, по отдельным странам, фирмам-производителям, оригинальным и воспроизведенным ЛС (дженерикам). Особенности отпуска из аптеки учитываются по рецепту врача и без рецепта. В составе ЛС выделяют монокомпонентные и комбинированные. По происхождению ЛС систематизируются на природные (растительные, минеральные, животные), химико-фармацевтические, биопрепараты, гомеопатические и др. [9].

Кроме вышеперечисленных признаков, можно выделить и другие технологические и потребительские характеристики ЛС.

Результаты анализа представляются в специально подготовленных таблицах.

Анализ ассортимента лекарственных средств по врачебным назначениям:

Анализ ассортимента ЛС по врачебным назначениям можно проводить по следующим источникам информации:

а) рецептам;

б) амбулаторным картам;

в) историям болезни.

Выборка может быть сплошной за определенный период времени (10дней, месяц, квартал, год) или специальной (по отдельным врачам-специалистам, по отдельным видам заболеваемости и т.д.).

Обработку полученной информации можно проводить с помощью ПЭВМ, для чего рассчитываются статистические характеристики выборки, коэффициенты интенсивности назначений (потребления) [12].

Полнота (степень) использования ассортимента ЛС по ФТГ.

Пи:Полнота использования ассортимента ЛС врачом по ФТГ

Пи = а/А х 100%, где

а – количество наименований лекарственных препаратов, назначенных врачом при лечении определенного заболевания;

А – имеющихся в аптеке ассортимент ЛС, предназначенный для лечения данного заболевания.

Если учитываются ЛС в виде лекарственных форм индивидуального приготовления (ИПЛ) и готовых лекарственных средств (ГЛС), назначенных врачом, то определяется общая степень использования ЛС (Х):

Х = ((Sинд +Sглс)/So)x100%, где

So– имеющийся в аптеке ассортимент ЛС по данной специальности врача;

Sинд – количество лекарственных субстанций данной группы, используемых в ИПЛ, назначенных врачом;

Sглс – количество ГЛС, назначенных врачом за определенный период времени.

Интенсивность потребления ЛС определяется на основе анализа медикаментозных назначений больным, зарегистрированных в историях болезней (амбулаторных картах). Для такого анализа по принципу случайного отбора делается выкопировка данных из 50 историй болезни (метод малых выборок) и рассчитывается коэффициент интенсивности потребления – Ки:

Ки = п/, где

п – число больных, получавших данный препарат,

 - общее число больных в выборке (50).

3. Социологические методы исследования ассортимента

Социологические методы позволяют в краткий срок получить оперативную информацию, основанную на общественном мнении. При этом могут использоваться следующие способы получения информации:

а) анкетный опрос;

б) интервьюирование.

С помощью анкетного опроса и интервьюирования изучают демографическую и социальную структуру потребителей, влияние их индивидуальных запросов на общую картину спроса. Существует математический алгоритм, позволяющий рассчитать величины действительного спроса на отдельные товары и использовать их при управлении формированием ассортимента.

4. Экспертные оценки – универсальный метод проведения маркетинговых исследований, сущность которого состоит в обобщении аргументированных мнений компетентных специалистов относительно какой-либо проблемы. Причем изучаемые проблемы могут охватить самые разнообразные стороны маркетинговой деятельности и должны быть четко обозначены. Экспертные оценки применяются для получения и изучения мнений специалистов в той или иной отрасли, имеющей отношение к рынку ЛС.

5. Градуировка ассортимента

Градуировка ассортимента ЛС представляет собой качественную оценку торговой номенклатуры конкретного учреждения с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик типа: ЛС «благоприятной» или «неблагоприятной» конъюнктуры, группы «риска» и др. Может осуществляться по результатам статистической обработки анкет экспертной оценки терапевтической эффективности ЛС [9].

Ассортимент ЛС анализируется, как правило, с основной целью определения наиболее востребованных лекарственных средств на фармацевтическом рынке и у конечного потребителя.

Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов [16]:

АВС-анализ;

XYZ-анализ;

Совмещенный ABC-XYZ-анализ.

Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют ABC-анализ. Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.

ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему.

XYZ-анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес процессов (в нашем случае, стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента). XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе.

Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:

- категории X – группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;

- категории Y – группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;

- категории Z – группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса.

Как правило, в аптечной организации ассортимент обширный, достигает 2-5 тысяч наименований в аптеках, а в аптечных пунктах исчисляется сотнями. При формировании товарной и ассортиментной политики следует провести исследование доходов от реализации тех или иных товаров, составляющих портфель организации. Для этих целей применяется Матрица Бостонской консалтинговой (консультативной) группы (БКГ) - или матрица роста доли рынка [16].

Место каждого товара может быть охарактеризовано темпом роста рынка сбыта и относительной долей на рынке:

Проблемные товары - это месторасположение товаров с высоким темпом роста рынка сбыта, но низкой его относительной долей. Как правило, сюда входят новые товары на стадиях ЖЦТ внедрения роста.

Звезды - это товары-лидеры, т. к. имеют высокие темпы роста рынка сбыта и высокие доли на рынке. Несмотря на большой спрос, нужно вкладывать финансовые средства на поддержание его положения на рынке. В ЖЦТ - это стадия зрелости.

Дойные коровы - при снижении темпов роста рынка сбыта, но при высокой относительной доле товары переходят в позицию «дойных коров» - товаров, приносящих прибыль; это стадия насыщения в ЖЦТ.

Собаки - это товары с низкими темпами роста рынка, в основном даже с отрицательными, и низкой относительной долей. Они не приносят прибыли, а иногда реализуются с убытками; в ЖЦТ это стадия спада. Если организация не принимает решения остановить этот товар в портфеле, то он постепенно исключается из ассортимента [14].

Все товары с течением времени меняют свои позиции, поэтому постоянный контроль за движением их в Матрице БКГ является обязательным. В зависимости от этих позиций наличие товара в портфеле признается сильной или слабой стороной [7].

При проведении аналитической работы по дей­ствующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям:

- широ­та ассортимента; 

- полнота ассортимента; 

- глубина ассортимента; 

- насыщенность ассортимента; 

- гармонич­ность ассортимента; 

- полнота использования;

- устойчивость ассортимента;

- степень обновления ассортимента [12,16].

В качестве информационной ассор­тиментной базы, к которой можно применить сравни­тельное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Мин­здрава России, справочники и т. д.

Широта ассортимента лекарственных препара­тов может рассматриваться, прежде всего, по отно­шению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.

Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потреби­телей и стимулировать совершение покупок в од­ном месте.

Коэффициент широты - отношение фактиче­ского числа ассортиментных групп (подгрупп, клас­сов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте) [9].

Кш = Шфакт/Шбазовая           (1)                                                                   

Полнота ассортимента лекарств рассматривает­ся применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.

Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имею­щихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = Пфакт/Пбазовая (2)

Глубина ассортимента характеризуется разно­видностью дозировок, концентраций, фасовок од­ного наименования лекарственного средства.

Коэффициент глубины - отношение фактиче­ского числа ассортиментных позиций одного товар­ного наименования к возможному числу позиций:

Кг =Гфакт/Гбазовая (3)

Насыщенность номенклатуры (ассортимен­та) - это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.

Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассорти­мента) по отношению к предпочтениям врача, па­циента. 

Полнота использования ассортимента - важ­ный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он мо­жет быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени. Чем выше этот показатель, тем правильнее по­добран ассортимент. При низком показателе часто­ты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д [12].

Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.

Степень обновления ассортимента - это доля новых лекарственных средств, введенных в ассор­тимент за определенный промежуток времени. Этот показатель должен периодически анализироваться.

Показатель обновления ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.). Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем [16].

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.

Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.

Для характеристики ассортимента аптечного учреждения может быть применен показатель полноты использования ассортимента ЛП.

Полнота использования ассортимента ЛП (Пи) характеризует степень использования имеющегося в аптечном учреждении ассортимента ЛС за определенный период времени.

Пи рассчитывается по формуле:

Пи = а / А * 100%, где

а – количество наименований лекарственных препаратов одного лекарственного препарата (ЛП) или фармакотерапевтических групп (ФТГ), пользующихся спросом в аптечной организации за исследуемый период времени;

А – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛП или ФТГ, имеющееся в ассортименте аптечной организации.

Анализ показателей ассортимента фармацевтической организации позволяет принять решения по его пересмотру за счет:

а) введения в ассортимент новых групп товаров;

б) увеличения ассортимента ЛС внутри фармакотерапевтических групп;

в) расширения видов лекарственных форм готовых ЛС отдельных субстанций;

г) исключения из ассортимента препаратов, не пользующихся спросом в силу особенностей региональной политики лекарственной помощи населению.

С помощью анализа структуры ассортимента ЛС по ФТГ устанавливаются группы, доля которых невелика. Их недостаточность в фармацевтической организации требует пересмотра ее позиций по этим группам.

Анализ индексов обновления ассортиментных групп свидетельствует о появлении в ассортименте новых зарегистрированных в России в последние годы, ЛС. В случае незначительных величин этого показателя необходимо провести информационный поиск и определить ЛС для обновления ассортимента [12].

Заключительный этап маркетинговых исследований ассортимента необходимо дополнить анализом емкости рынка (объемов продаж) отдельных ЛС. Согласно рыночным правилам (Парето или Твельда) 80% объема продаж обеспечивают 20% ассортимента, т.е. следует определить ассортимент, на который приходится непропорционально большая доля продаж [14].

Подводя итоги, можно сказать, что большая часть отечественных производственных, сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования для того чтобы оценить ситуацию на рынке, составить краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучить поведение покупателей и конкурентов, проанализировать уровень и динамику цен, а также оценить собственные возможности и потенциал.

Таким образом, изучение литературных источников показало, что маркетинговые исследования имеют большое значение для развития фармации. Изучены различные методы анализа ассортимента лекарственных средств, которые могут быть использованы для проведения маркетинговых исследований в аптечной организации с целью увеличения объема продаж.

ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА МНН ПАПАВЕРИН

2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства Папаверин

Международное непатентованное название (МНН): Папаверин (Papaverinum)

Папаверин (от лат. papaver «мак») - опиумный алкалоид, производное изохинолиналекарственное средство спазмолитического и гипотензивного действия. Выделен из опия и исследован в 1848 году Георгом Мерком. 

Химическое название: 6,7- диметокси -1 - (3 , 4 - диметокси - бензил) - изохинолина гидрохлорид [17].

Код по АТХ (ATC):  A03AD01

 А: Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

А 03: Препараты для лечения функциональных расстройств ЖКТ

А03AD Папаверин и его производные

A03AD01 Папаверин [3]

Нозологическая классификация (МКБ-10):

G45.9 Транзиторная церебральная ишемическая атака неуточненная

I20.9 Стенокардия неуточненная

I73.8 Другие уточненные болезни периферических сосудов

J98.8.0* Бронхоспазм

K31.3 Пилороспазм, не классифицированный в других рубриках

K58 Синдром раздраженного кишечника

K81 Холецистит

N23 Почечная колика неуточненная

Z100* КЛАСС XXII Хирургическая практика [17]

Рисунок 1. Структурная формула

Фармакологическая группа: вазодилататоры, спазмолитики миотропные [13].

Фармакологическое действие: 

Папаверина гидрохлорид - это опиумный алкалоид, воздействующий на гладкомышечные элементы и вызывающие их расслабление, потому фармакологическая группа лекарственного средства определяется, как миотропные спазмолитики [17].

Характеристика вещества - белый кристаллический порошок без запаха, со слабо горьким вкусом. Растворимость - в воде растворяется на протяжении 40 часов, мало растворим в 95 % спирте, растворим в хлороформе и практически не растворим в эфире.

Фармакодинамика: папаверин оказывает гипотензивное и спазмолитическое действие.

Механизм действия связан со способностью папаверина блокировать активность фосфодиэстеразы IV типа. Блокада фермента приводит к прекращению гидролиза цАМФ и повышению ее концентрации в гладкомышечных клетках сосудов, внутренних органов. ЦАМФ ограничивает поступление ионов кальция в мышечную клетку и инактивирует киназу легких цепей миозина - сократительного белка, который обеспечивает сокращение мышцы. 
Папаверин снижает тонус и расслабляет гладкие мышцы внутренних органов (ЖКТ, дыхательных путей, мочеполовой системы) и сосудов. Папаверин расширяет преимущественно артериальные сосуды и способствует увеличению кровотока, в том числе церебрального [13].

Фармакокинетика: после подкожного и внутримышечного введения быстро и полно абсорбируется. Терапевтически эффективные концентрации препарата в плазме составляют 0,2-2,0 мкг/мл. При многократном применении препарата его фармакокинетика не изменяется. 
Связывается с белками плазмы на 90%. Легко проходит через гистогематические барьеры. В печени и жировой ткани образует депо. Подвергается биотрансформации в печени. Период полуэлиминации (T½) папаверина составляет 0,5-2,0 ч. Выводится в виде метаболитов с мочой, незначительные количества (менее 0,5%) в неизменном виде [18]. 

Показания к применению: 

- предупреждение и купирование спазмов гладких мышц внутренних органов при холецистите, спастическом колите, пилороспазме; купирование желчной и почечной колики; лечение эректильной дисфункции сосудистого генеза; 

- лечение облитерирующего эндартериита, спазмов сосудов головного мозга и конечностей (в составе комплексной терапии). 

Противопоказания: детский возраст до 1 года; угнетение дыхания или коматозное состояние;  AV-блокада; повышенная чувствительность к папаверину; глаукома; возраст старше 75 лет (риск гипертермии); болезнь Пейрони (для интракавернозного введения). 

Способ применения и дозы: вводят подкожно, внутримышечно или внутривенно.  Взрослым назначают по 20-40 мг (1-2 мл 2% раствора) 2-4 раз в сутки (интервал между введениями не менее 4 ч). При внутривенном введении 10 мг (1 мл 2% раствора) растворяют в 10-20 мл 0,9% раствора натрия хлорида. Высшая разовая доза 200 мг (10 мл 2% раствора), суточная доза – 300 мг (15 мл 2 % раствора). При лечении эректильной дисфункции сосудистого генеза вводят интракавернозно (в пещеристые тела полового члена) 10 мг (0,5 мл 2 % раствора) за 20-30 мин до планируемой сексуальной активности. 
У лиц старше 70 лет начальная разовая доза папаверина не более 10 мг (0,5 мл 2 раствора). Детям в возрасте от 1 года до 12 лет назначают в дозе 0,3-0,5 мг/кг веса 2-3 раза вдень. 

Особые указания: беременность и лактация. При беременности и в период лактации безопасность и эффективность применения папаверина гидрохлорида не установлены. 

Использование в педиатрии. Применение папаверина гидрохлорида у детей 1-го года жизни не рекомендуется в связи с высоким риском развития гипертермии. 

Особая осторожность. Следует соблюдать осторожность и использовать только малые дозы папаверина у лиц с черепно-мозговой травмой, нарушениями функции печени и почек, гипотиреозом, недостаточностью функции надпочечников, поскольку у них усиливается гипотензивное действие папаверина. У лиц с доброкачественной гиперплазией предстательной железы высокие дозы папаверина могут спровоцировать развитие острой задержки мочи [13].

Влияние на способность к вождению автотранспорта: в терапевтических дозах папаверин не оказывает нежелательного влияния на способность управления автотранспортным средством или иную операторскую деятельность. 

Побочное действие: тошнота, запоры, сонливость, повышенная потливость. Повышение уровня трансаминаз, эозинофилия. Гипотензия, AV-блокада, желудочковая экстрасистолия. Фиброзная индурация полового члена, приапизм при интракавернозном введении. 

Взаимодействие с другими лекарственными средствами: 
При одновременном применении папаверин потенцирует действие алкоголя, ослабляет гипотензивный эффект метилдопы.

У курящих лиц метаболизм папаверина ускорен, а его концентрация в плазме крови и фармакологические эффекты уменьшаются. 
Фентоламин потенцирует действие папаверина на пещеристые тела полового члена при совместном введении. 

Дифенгидрамин (димедрол), метамизол (анальгин) и диклофенак потенцируют спазмолитический эффект папаверина. 
Растворы папаверина фармацевтически несовместимы с растворами глюкозы (частичная инактивация папаверина).

Передозировка: симптомы интоксикации проявляются при введении высоких доз, особенно на фоне патологии печени и почек. Характерно появление диплопии, слабости, сонливости, гипотензия. 
Специфического антидота не существует. Меры помощи включают отмену препарата, промывание желудка с молоком и активированным углем, поддерживающую и симптоматическую терапию, направленную на устранение возникших нарушений и повышение АД [18]. 

Форма выпуска:

Папаверин в таблетках по 0,01 г или 0,04 г. Пероральная форма имеет слегка горьковатый вкус, белый цвет и совсем не имеет запаха.

Раствор для инъекционного введения 2 % в ампулах по 2 мл.

Ректальные суппозитории или свечи для введения в прямую кишку по 0,02 [6, 17].

Условия хранения: в защищённом от света месте, при температуре не выше 25 ºС [2].

Условия отпуска: отпускается по рецепту врача [1].

2.2. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Папаверин, разрешенных к применению в Российской Федерации

В ходе выполнения работы нами были проведены маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов (ЛП) на основе лекарственного средства (ЛС) МНН Папаверин, которые проводились по числу торговых названий (ТН), по формам выпуска, по составу, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистрации в Государственном реестре ЛС.

Изучение ассортимента российского рынка ЛП, выпускаемых на основе ЛС МНН Папаверин, осуществлялось на основании данных о ЛП, зарегистрированных в Государственном реестре ЛС (ГРЛС) на 01.03.2022 г. Результаты анализа представлены в Приложении 1 [6].

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин по составу, который представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Папаверин по составу

Количество предложений ЛП (всего)

Состав

Монопрепараты

Комбинированные

К-во

Доля ,%

К-во

Доля,%

73

33

45,2

40

54,8

Итого:

33

45,2

40

54,8

Анализ ассортимента по составу показал, что количество предложений на рынке всего – 73 лекарственных препарата, из них комбинированные препараты составляют – 54,8%, а монопрепараты составляют 45,2% от общего количества предложения (рис. 2).

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе МНН Папаверин по формам выпуска, который представлен в таблице 2.

Рисунок 2. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Папаверин по составу

Таблица 2.

Анализ ассортимента ЛС на основе МНН Папаверин по формам выпуска

Вид лекарственной

формы

Количество

предложений

Доля, %

Таблетки

43

59,0

Раствор для инъекций

20

27,0

Суппозитории ректальные

10

14,0

Итого: 3

73

100,0

Данные анализа свидетельствуют о том, что большая часть ЛП на основе МНН Папаверин выпускается в форме таблеток – 59,0%, 27,0% ЛП производится в форме раствора для инъекций. Наименьшее количество ЛП представлено в форме суппозиториев 14,0% ЛП (рис. 3).

Рисунок 3. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Папаверин по форме выпуска

Далее провели анализ ассортимента ЛП на основе МНН Папаверин по странам-производителям и фирмам, который представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Анализ ассортимента ЛП на основе МНН Папаверин по странам-производителям и фирмам

Страна-производитель

К-во

ЛП

Доля,%

Фирма

К-во

ЛП

Доля, %

Россия

72

98,6

ООО "Гротекс"

1

1,4

ООО "Атолл"

1

1,4

ООО "Славянская аптека"

1

1,4

ОАО «Верофарм»

1

1,4

Ирбитский ХФЗ ОАО

5

6,8

ООО "Барнаульский завод медицинских препаратов"

1

1,4

АО "Усолье-Сибирский химфармзавод"

19

26,0

Продолжение таблицы 3

     

ООО "Промомед Рус"

2

2,8

ОАО «Биохимик»

2

2,8

ОАО "Дальхимфарм"

4

5,5

ОАО "Уралбиофарм"

5

6,8

Фармстандарт-Томскхимфарм ОАО 

3

4,1

Вифитех ЗАО

1

1,4

ОАО "Авексима"

2

2,8

Медисорб ЗАО

2

2,8

Биосинтез ОАО

4

5,5

Мосхимфармпрепараты им.Н.А.Семашко ОАО

2

2,8

Обновление ПФК ЗАО

2

2,8

     

ФКП "Армавирская биологическая фабрика

2

2,8

ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

1

1,4

Нижфарм ОАО

1

1,4

Новосибхимфарм ОАО

1

1,4

АО "ПФК Обновление"

3

4,1

ООО "Тульская фармацевтическая фабрика"

5

6,8

ООО "Эллара"

2

2,8

Республика Беларусь

1

1,4

ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов»

1

1,4

Стран - 2

73

100,0

Фирм - 26

73

100,0

Из проведенного анализа следует, что ЛП на основе ЛС МНН Папаверин производят в двух странах, наибольшую долю ассортимента составляют препараты производства России, что составляет 98,6 % от общего количества предложений на рынке. Республика Беларусь выпускает один лекарственный препарат, что составляет – 1,4% (рис. 4).

Рисунок 4. Структура ассортимента ЛС на основе МНН Папаверин по странам-производителям и фирмам

При анализе ассортимента ЛП по фирмам-производителям установлено, что на фармацевтическом рынке присутствует 26 фирм, которые производят по одному и более препарату. Наибольшее количество производится фирмой АО "Усолье-Сибирский химфармзавод" – 26,0%.

Далее в работе мы провели анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин по датам регистрации.

Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Папаверин являются 18 препаратов (зарегистрированы за период 5 лет (2018 -2022 гг.)).

Индекс обновления ассортимента рассчитывается по формуле (4):

Y=n : N, где

n – число предложений на рынке, зарегистрированных в течение последних 5 лет;

N – общее число предложений на рынке [14].

Y=18 : 73= 0,24

Y=0,24

Исходя из полученных расчетов видно, что индекс обновления препарата невысокий и составляет 0,24. Это указывает на то, что ассортимент препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверин пополнился новыми препаратами за 5 лет лишь на 24%. В 2021 году зарегистрированы новые препараты «ПАГЛЮВЕРИН®-3» и «ПАГЛЮВЕРИН®-2», в форме таблеток, производитель АО "Усолье-Сибирский химфармзавод", Россия [6].

2.3. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МННПапаверинна региональном фармацевтическом рынке

Изучение ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Папаверин, предлагаемого потребителям, проводилось на примере имеющихся в аптечной организации «Социалочка», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 8.

Аптека Социалочка взаимодействует с ведущими мировыми и российскими производителями и поставщиками фармацевтической продукции. Для покупателей представлен широкий ряд лекарственных средств, БАДов, лечебной косметики, гомеопатических препаратов и других профилактических средств. В соответствии с лицензией аптечная организация является «Аптечным пунктом», которой разрешено:

- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;

- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Исследования ассортимента лекарственных препаратов (ЛП) на основе лекарственного средства (ЛС) МНН Папаверин в аптечной организации проводились по числу торговых названий (ТН), по формам выпуска, по составу, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистрации в Государственном реестре ЛС.

Исследуемый ассортимент лекарственных средств, имеющийся в аптечной организации, представлен в таблице 4.

Таблица 4.

Ассортимент лекарственных препаратов, выпускаемых на основе ЛС МНН Папаверин, разрешенных к применению в РФ и имеющихся в аптечной организации

№ п/п

Торговое наименование

Лек.форма, дозировка, фасовка

Цена

Фирма производитель, страна

Регистр. номер, дата

1.

Папаверин

Таблетки 0,04 №10

16.00

Биосинтез ЗАО, Россия

Р N001069/02 18.11.2008

2.

Папаверина гидрохлорид

Раствор для инъекций 2% 2мл №10

53.00

ООО "Атолл", Россия

ЛП-002381

21.02.2014

3.

Платифиллин с папаверином

Таблетки №10

175.00

Вифитех ЗАО, Россия

Р N003961/01 07.04.2010

4.

Папазол

Таблетки № 20

66.00

Медисорб ЗАО, Россия

Р N002815/01 20.07.2009

5.

Андипал Авескима

Таблетки № 10

83.00

ОАО "Авексима", Россия

ЛС-002641 26.03.2012

6.

Папазол Реневал

Бендазол+Папаверин

Таблетки 30 мг+30 мг № 20

91.00

АО "ПФК Обновление", Россия

ЛП-006366, 23.07.2020

7.

Папаверин буфус

Папаверин

Раствор для внутривенного и в/м введения 20 мг/мл № 10

121.00

Обновление ПФК ЗАО, Россия

ЛСР-008983/08 17.11.2008

8.

Папаверина гидрохлорид

Суппозитории ректальные 20 мг № 10

53.00

Биосинтез ОАО, Россия

Р N001069/03 03.12.2008

9.

Паглюферал®-1 Бромизовал+Кальция глюконат+Кофеин+Папаверин+Фенобарбитал

Таблетки № 20

104.00

ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика", Россия

ЛСР-002455/08 03.04.2008

Продолжение таблицы 4

10.

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал

Таблетки № 10

18.00

АО "Усолье-Сибирский химфармзавод"

ЛП-003892, 07.10.2016

11.

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал

Таблетки № 20

35.00

АО "Усолье-Сибирский химфармзавод"

ЛП-003892, 07.10.2016

 

ЛП- 11

ЛФ - 3

 

Стран – 1

Фирм - 8

Новые - 1

Анализ полученных данных показал, что из 73 ЛП, разрешенных к применению в РФ, в данной аптеке представлено 11 лекарственных препаратов различных форм выпуска, что составляет – 15%, от общего количества, зарегистрированных в Российской Федерации.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин по формам выпуска, имеющихся в аптеке, представлен в таблице 5.

Таблица 5.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин по формам выпуска (наличие в аптеке)

Вид лекарственной

формы

Количество предложений

Доля, %

Таблетки

8

73,0%

Раствор для инъекций

2

18,0%

Суппозитории ректальные

1

9,0%

Итого:

11

100%

Анализ ассортимента ЛП на основе МНН Папаверин по формам выпуска (таблица 5) показал, что в аптеке ЛП имеются в трех лекарственных формах. Большая часть ЛП представлена в форме таблеток, различной дозировки, что составляет 73,0%. В ассортименте имеется один ЛП в форме суппозиториев, что составляет 9,0% от общего количества предложений в аптеке (рис. 5).

Рисунок 5. Структура ассортимента по формам выпуска

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин по составу, представлен в таблице 6.

Таблица 6

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Папаверин в аптечной организации по составу

Количество предложений

Состав

Монопрепарат

Комбинированный

препарат

Количество

Доля, %

Количество

Доля, %

11

4

36,4

7

63,6

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Папаверин по составу показал, что в ассортименте аптеки большая часть ЛП являются комбинированными препаратами, что составляет 63,6% от общего количества предложений, монопрепараты составляют меньшую часть – 36,4% (рис. 6).

Рис. 6. Структура ассортимента ЛП на основе МНН Папаверин по составу в аптечной организации

Далее в работе были проанализированы лекарственные препараты на основе ЛС МНН Папаверин, имеющиеся в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин в аптечной организации по производственному признаку

Страна-

производитель

Количество ЛС

Фирма-производитель

Количество ЛС

абс. зн.

доля,%

абс. зн.

доля,%

Россия

11

100,0

Биосинтез ЗАО, Россия

2

18,2

ООО "Атолл", Россия

1

9,1

Вифитех ЗАО, Россия

1

9,1

Медисорб ЗАО, Россия

1

9,1

ОАО "Авексима", Россия

1

9,1

АО "ПФК Обновление", Россия

2

18,2

ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика", Россия

1

9,1

АО "Усолье-Сибирский химфармзавод"

2

18,2

Итого – 1

Отечественные

Зарубежные

11

11

0

100,0

100,0

0

Фирм - 8

11

100,0

По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации имеется в наличии 11 лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Папаверин только отечественного производства, ЛП зарубежного производства отсутствуют. Наибольшее количество лекарственных препаратов Папаверина, в ассортименте аптеки, произведено следующими фирмами: Биосинтез ЗАО (18,2%), АО "ПФК Обновление" (18,2%) и АО "Усолье-Сибирский химфармзавод" (18,2%) (рис. 7).

Рисунок 7. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Папаверин в аптечной организации по фирмам-производителям

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МННПапаверин, имеющегося на российском ирегиональном фармацевтическом рынке по показателям ассортимента

Далее в работе был проведен сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Папаверин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации «Социалочка». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

Анализ показателей ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе ЛС Папаверин, имеющихся в аптеке:

Полнота ассортимента – характеризуется числом подвидов одного вида товара. Подвидами лекарственных средств могут быть лекарственные формы. Полнота ассортимента рассчитывается по формуле (2):

К п = П фак./ П баз

Где П фак - полнота фактическая (количество наименований лекарственных форм лекарственного средства, имеющихся в аптеке);

П баз- полнота базовая (количество наименований лекарственных форм одного лекарственного средства, разрешенных к применению в стране).

Используя данную формулу, произведем расчет полноты ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе МНН Папаверинв аптеке. Поскольку в данной аптеке имеются три лекарственные формы (ЛФ) исследуемой группы лекарственных препаратов и к применению в Российской Федерации разрешены три лекарственные формы, то в результате получаем:

П фак = 3

П баз = 3

К п = 3/3 = 1х100%=100%

Глубина ассортимента характеризуется наличием разновидностей одного товара, т.е. это варианты отдельных товаров. Глубина ассортимента вычисляется по формуле(3):

К г = Г фак./ Г баз

Где Г фак – глубина фактическая (количество наименований препарата данной фармакотерапевтической группы, имеющихся в аптеке);

Г баз- глубина базовая (количество наименований препарата данной фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране).

В аптеке имеется 11 ЛП на основе Папаверина. В Российской Федерации разрешены к применению 73 ЛП. В результате расчетов получаем:

Г фак = 11

Г баз = 73

К г = 11/73 = 0,15х100% = 15,0%

Обновление ассортимента – замена имеющихся лекарственных средств, препаратами с более высоки потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности здравоохранения.

Индекс обновления – это доля новых лекарственных средств, введенных в продажу в течение исследуемого промежутка времени. Степень обновления исчисляется по формуле (4):

I o= m / М,

Где m – количество наименований новых лекарственных средств, имеющихся в аптеке;

M – количество наименований новых лекарственных средств, разрешенных к применению в стране.

Согласно данным таблицы 4 в аптеке имеется 11 ЛП, выпускаемых на основе МНН Папаверин. Из них один ЛП являются новыми (зарегистрирован в 2020 году). Доля новых лекарственных средств, введенных в продажу в аптеке (индекс обновления), составит:

I o= 1 / 11=0,09

т.е. 9,0% представленных в аптеке ЛП являются новыми, т.е. с более высокими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребностям здравоохранения. Наличие на рынке новых лекарственных препаратов необходимо учесть на будущее, для формирования более рационального ассортимента в аптечной организации.

Таким образом, при изучении показателей ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства Папаверин, в аптеке установлено, что:

- коэффициент полноты ассортимента составляет 1, т.е. в аптеке представлены все виды ЛФ препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации;

- коэффициент глубины ассортимента составляет 0,15. Это значит, что в ассортименте аптеки имеются не все наименования препаратов, разрешенных к применению на территории РФ, лишь их малая часть;

- индекс обновления низкий и равен 0,09 (за последние 5 лет), это означает, что лишь малая часть ЛП, представленных в аптеке новые, зарегистрированы в течение последних пяти лет.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 8.

Таблица 8

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин, имеющегося российском ирегиональном фармацевтическом рынке

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

Группа по АТС классификации

ATX код: A03AD01

А: Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

А 03: Препараты для лечения функциональных расстройств ЖКТ

А03AD Папаверин и его производные

A03AD01 Папаверин 

ATX код: A03AD01

А: Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

А 03: Препараты для лечения функциональных расстройств ЖКТ

А03AD Папаверин и его производные

A03AD01 Папаверин 

Количество предложений

73

11

По составу

Монопрепараты - 45,2%

Комбинированные препараты – 54,8%

Монопрепараты - 36,4% Комбинированные препараты – 63,6%

Производственный признак

Зарубежного производства – 1,4%

Отечественного производства 98,4%

Зарубежного производства –

0%

Отечественного производства 100,0%

По видам лекарственной формы

Всего - 3

Всего - 3

Индекс обновления

0,24

0,09

По данным таблицы 8, ассортимент ЛП в аптечной организации на основе ЛС МНН Папаверин насчитывает 11 лекарственных препаратов, в Госреестре ЛС - 73 ЛП. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что большее количество ЛП как на фармрынке, так и в аптечной организации являются отечественными лекарственными препаратами, в ассортименте аптеки имеются ЛП только отечественного производства (100,0%). Сравнение ассортимента по видам лекарственной формы показало наличие в ассортименте аптеки всех видов лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России на 24% представлен новыми ЛП, индекс обновления равен 0,24, а в аптечной организации лишь на 9%, тогда как на фармацевтическом рынке России имеются новые лекарственные препараты, зарегистрированные в 2020 и 2021 гг. Наличие на рынке новых лекарственных препаратов необходимо учесть на будущее, для формирования более рационального ассортимента в аптечной организации.

Лекарственные препараты рецептурного отпуска, на основе Папаверина, пользуется спросом на фармацевтическом рынке. Цены на лекарственные препараты не высокие. Наиболее высоким спросом у покупателей по количеству проданных за месяц упаковок, пользуются следующие лекарственные препараты: Андипал таблетки № 10, Папазол таблетки №10, Папаверина г/х свечи 0,02 №10, Платифиллин с папаверином таблетки № 10.

2.5. Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МННПапаверинв аптечной организации

На основании проведенных в работе исследований и рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин в аптечной организации «Социалочка», которые представлены в таблице 9.

Таблица 9

Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармрынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты: 1

Коэффициент полноты: 1

Поддерживать ассортимент на прежнем уровне (наличие всех видов ЛФ в ассортименте аптеки).

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины: 1

Коэффициент глубины: 0,15

Расширить ассортимент ЛП аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармацевтическом рынке.

Индекс обновления

0,24

0,09

Дополнить ассортимент новыми ЛП, зарегистрированными в 2020- 2021 гг.

По данным таблицы 9, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 15% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛС на основе МНН Папаверин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент лекарственными препаратами зарегистрированными в 2020 и 2021 году.

Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин в аптечной организации «Социалочка»:

- дополнить ассортимент лекарственными препаратами:

1.ПАГЛЮВЕРИН®-3 (Бромизовал 150 мг +Кальция глюконат+Кофеин+Папаверин+ Фенобарбитал 50 мг), таблетки № 10, 20, производитель АО "Усолье-Сибирский химфармзавод", Россия. Регистрационный номер ЛП-007324, дата регистрации 24.08.2021, отсутствующим в аптеке.

2.ПАГЛЮВЕРИН®-2, (Бромизовал 100 мг +Кальция глюконат+Кофеин+Папаверин+ Фенобарбитал 35 мг), таблетки № 10, 20, производитель АО "Усолье-Сибирский химфармзавод", Россия. Регистрационный номер ЛП-006887, дата регистрации 05.04.2021, отсутствующим в аптеке.

Данные лекарственные препараты являются комбинированными противоэпилептическими средствами, в состав которых входит Бромизовал, Кальция глюконат, Кофеин, Папаверин, Фенобарбитал.

Отпускаются из аптеки по рецепту врача.

Фенобарбитал  (психотропные вещества списка III) снижает возбудимость нейронов эпилептогенного очага и распространение нервных импульсов. Проявляет антагонизм в отношении ряда возбуждающих медиаторов (глутамат и другие). Подавляет сенсорные зоны коры головного мозга, уменьшает моторную активность, угнетает церебральные функции, в т.ч. дыхательный центр. Снижает тонус гладкой мускулатуры ЖКТ. Обладает противосудорожным, седативным, снотворным и спазмолитическим действием.

Кофеин повышает рефлекторную возбудимость спинного мозга, возбуждает дыхательный и сосудодвигательный центры, стимулирует метаболические процессы в органах и тканях, в т.ч. в мышечной ткани и ЦНС.

Папаверина гидрохлорид является спазмолитиком, оказывает гипотензивное действие. Снижает тонус и расслабляет гладкие мышцы внутренних органов и сосудов.

Кальция глюконат восполняет дефицит ионов кальция, необходимых для осуществления процесса передачи нервных импульсов.

Бромизовал оказывает седативное и умеренное снотворное действие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе на тему «Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Папаверин» был проведен обзор литературных источников и рассмотрено значение маркетинговых подходов, осуществляемых на фармацевтическом рынке, а также были изучены методы анализа ассортимента лекарственных средств.

Изучение литературных источников показало, что в аптечных организациях, для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широта, глубина, структура ассортимента, насыщенность ассортимента, гармонич­ность ассортимента, полнота использования, устойчивость ассортимента, степень обновления ассортимента. А так же используют АВС - и XYZ- анализ.

В практической части работы была проведена товароведческая характеристика ЛП, в соответствии с которой Папаверина гидрохлорид - это опиумный алкалоид, воздействующий на гладкомышечные элементы и вызывающие их расслабление, потому фармакологическая группа лекарственного средства определяется, как миотропные спазмолитики. Показаниями к применению Папаверина являются: 

- предупреждение и купирование спазмов гладких мышц внутренних органов при холецистите, спастическом колите, пилороспазме; купирование желчной и почечной колики; лечение эректильной дисфункции сосудистого генеза; 

- лечение облитерирующего эндартериита, спазмов сосудов головного мозга и конечностей (в составе комплексной терапии). 

Маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин имеющегося на фармацевтическом рынке России проводились по числу торговых названий (ТН), по формам выпуска, по составу, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистрации в Государственном реестре ЛС. В результате было выявлено:

- ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на рынке на основе МНН Папаверин, состоит из 41 торгового наименования и насчитывает 73 предложения, лекарственные препараты выпускают в трех формах выпуска, большая часть ЛП выпускается в форме таблеток – 59,0%, 27,0% производится в форме раствора для инъекций, наименьшее количество представлено в форме суппозиториев 14,0%. Производят лекарственные препараты в двух странах, и основной страной-производителем является Россия – 98,6%. Лидирующие позиции по производству занимает АО "Усолье-Сибирский химфармзавод" – 26,0%. При расчете индекса обновления ассортимента выявлено, что за последние 5 лет (2018-2021 гг.) он составил 24%.

Маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин проводился на базе аптечной организации «Социалочка. Анализ показал, что в аптечной организации предлагается 11 лекарственных препаратов в трех лекарственных формах, что составляет – 15%, от общего количества, зарегистрированных в Российской Федерации. Большая часть ЛП являются комбинированными препаратами, что составляет 63,6% от общего количества предложений, монопрепараты составляют – 36,4%. Большая часть ЛП представлена в форме таблеток, различной дозировки, что составляет 73,0%, один ЛП в форме суппозиториев, что составляет 9,0% от общего количества предложений в аптеке. В ассортименте аптеки имеются ЛП только отечественного производства (100,0%).

В работе был проведен сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МННПапаверин, имеющегося на российском ирегиональном фармацевтическом рынке по показателям ассортимента, в результате было установлено, что ассортимент лекарственных форм представлен достаточно широко. Коэффициент полноты составляет 1, т.е. в аптеке представлены все виды ЛФ препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации. Коэффициент глубины ассортимента составляет 0,15. Это значит, что в ассортименте аптеки имеются не все лекарственные препараты, разрешенные к применению на территории РФ, а лишь их малая часть и аптечная организация может его расширить.

На основании проведенного исследования были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Папаверин и увеличению объема продаж в аптечной организации «Социалочка». Предложения были внедрены в работу аптеки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ МЗ РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277454/ (дата обращения: 15.02.2022).

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 12.03.2022).

3. АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/

4. Баранская Е.К. Боль в животе: клинический подход к больному и алгоритм лечения. Место спазмолитической терапии в лечении абдоминальной боли // Фарматека. – 2019. – № 14. С.109.

5. Белоусова Л.Н., Барышникова Н.В., Журавлева М.С. и др. Сравнительная характеристика спазмолитических препаратов по данным периферической электрогастроэнтерографии // Фарматека. – 2017. – № 13. – С. 48.

6. Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru.

7. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. -Москва: Дашков и Кº, 2016. – 671 с.

8. Грибкова, Е. И. Маркетинговые коммуникации как фактор, повышающий конкурентоспособность аптечной организации/ Е.И. Грибкова, М.М. Курашов // Ремедиум. - 2018. - № 11. - С.49-52.

9. Дремова, Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебное пособие (курс)/Н.Б.Дремова. Медицинское информационное агенство – 2008. – 608 с.

10. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.

11. Клиническая фармакология: Учебник / Н.В.Кузнецова, - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012. – 272 с.

12. Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.

13. Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

14. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 342 с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4.

15. Минушкин О.Н., Елизаветина Г.А., Иванова О.И., Ардатская М.Д. Современная спазмолитическая терапия в практике врача-терапевта // Кремлевская медицина. Клинический вестник. - 2019. № 5. С. 78–83.

16. Мнушко, З.Н.. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. II. Маркетинг в фармации: учеб. для студентов вузов. — 2-е изд. / З.Н. Мнуш­ко, Н.М. Дихтярева; Под ред. З.Н. Мнушко. — Харьков: Изд- во НФаУ: Золотые страницы, 2008. – 536 с.

17. Регистр лекарственных средств России, 2021. URL: http://www.rlsnet.ru/.

18. Справочник Видаль «Лекарственные препараты в России». Изд. ЮБМ Рус, 2014. – С. 1600

19. Топорков А.С. Эффективность селективных миотропных спазмолитиков для купирования абдоминальной боли // РМЖ. Болезни органов пищеварения. 2018. № 28. - С. 1752–1761.

20. Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 18-е, перераб. и доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. – 640 с. – ISBN: 978-5-85556-082-4.

21. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 345 с.

22. Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.

23. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит и др. – М.: Литерра, 2014. – 392 с. - ISBN: 5-98216-019-9.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на рынке на основе ЛС МНН Папаверин

п/п

Торговое наименование и МНН

Лекарствен-ная форма

Дозировка и фасовка

Страна

Фирма

Регистрационный номер, дата

1

ПАГЛЮВЕРИН®-3

Бромизовал+Кальция глюконат+Кофеин+Папаверин+Фенобарбитал

Таблетки

№ 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80

Россия

АО "Усолье-Сибирский химфармзавод"

ЛП-007324, 24.08.2021

2

ПАГЛЮВЕРИН®-2 Бромизовал+Кальция глюконат+Кофеин+Папаверин+Фенобарбитал

Таблетки

№ 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80

Россия

АО "Усолье-Сибирский химфармзавод"

ЛП-006887, 05.04.2021

3

Папазол Реневал

Бендазол+Папаверин

Таблетки 30 мг+30 мг

№ 10, 20

Россия

АО "ПФК Обновление"

ЛП-006366, 23.07.2020

4

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал

Таблетки

№ 10, 20

Россия

АО "ПФК Обновление"

ЛП-005438, 02.04.2019

5

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал

Таблетки

№ 10, 20, 30, 40, 50

Россия

АО "Усолье-Сибирский химфармзавод"

ЛП-003892, 07.10.2016

Продолжение

6

Папаверин

суппозитории ректальные

№ 4, 6, 8, 10, 12

Россия

ООО "Тульская фармацевтическая фабрика"

ЛП-003815, 31.08.2016

7

Папаверин

Раствор для инъекций

20 мг/мл № 5, 10

Россия

ООО "Эллара"

ЛП-003459, 16.02.2016

8

Папаверин

Раствор для инъекций

20 мг/мл № 10

Россия

ООО "Гротекс"

ЛП-002903

12.03.2015

9

Папаверина гидрохлорид

(Папаверин)

Раствор для инъекций

20 мг/мл № 10

Россия

ООО "Атолл"

ЛП-002381

21.02.2014

10

Папаверина гидрохлорид

(Папаверин)

Раствор для инъекций

20 мг/мл № 10

Россия

ООО "Славянская аптека"

ЛП-002300 08.11.2013

11

Папаверин

Раствор для инъекций

20 мг/мл № 10

Россия

ОАО «Верофарм»

P N000503/01 27.04.2012

12

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал&

таблетки

250 мг № 10

Россия

ООО "Барнаульский завод медицинских препаратов"

ЛС-002641 26.03.2012

13

Папаверин

Раствор для инъекций

20 мг/мл № 10

Россия

ООО "Промомед Рус"

ЛС-001523 15.12.2011

14

Папаверин

Раствор для инъекций

20 мг/мл № 10

Россия

ОАО «Биохимик»

ЛС-001523 15.12.2011

15

Папаверин

суппозитории ректальные

20 мг № 10

Россия

ОАО «Биохимик»

ЛС-002580 24.10.2011

16

Папаверин

суппозитории ректальные

20 мг № 10

Россия

ООО "Промомед Рус"

ЛС-002580 24.10.2011

17

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал&

таблетки

250 мг № 10

Россия

ОАО "Дальхимфарм"

ЛС-000733 06.08.2010

Продолжение

18

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал&

таблетки

250 мг № 10

Россия

ОАО "Уралбиофарм"

ЛСР-007455/10 30.07.2010

19

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал&

таблетки

250 мг № 10

Россия

Фармстандарт-Томскхимфарм ОАО 

ЛС-002055 28.06.2010

20

Папаверин

Раствор для инъекций

20 мг/мл

№ 10

Беларусь

ОАО "Борисовский завод медицинских препаратов"

ЛС-000578 07.06.2010

21

Платифиллин с папаверином

таблетки

250 мг № 10

Россия

Вифитех ЗАО

Р N003961/01 07.04.2010

22

Папазол Бендазол+Папаверин

таблетки

№ 10

Россия

Ирбитский ХФЗ ОАОИрбитский ХФЗ ОАО

Р N002068/01-2003 14.07.2009

23

Папазол Бендазол+Папаверин

таблетки

№ 10

Россия

ОАО "Авексима"

Р N002068/01 14.07.2009

24

Папазол Бендазол+Папаверин

таблетки

№ 10

Россия

Медисорб ЗАО

Р N002815/01 20.07.2009

25

Папазол Бендазол+Папаверин

таблетки

№ 10

Россия

Дальхимфарм ОАО

Р N003624/01 04.06.2009

26

Папаверин

Раствор для инъекций

20 мг/мл

№ 10

Россия

Биосинтез ОАО

Р N001069/01 06.02.2009

27

Папаверина гидрохлорид МС

таблетки

40 мг № 10

Россия

Медисорб ЗАО

Р N001606/01 27.01.2009

Продолжение

28

Папаверина гидрохлорид

(Папаверин)

Раствор для инъекций

20 мг/мл

№ 5 № 10

Россия

Дальхимфарм ОАО

Р N002255/01 19.01.2009

29

Папаверина гидрохлорид

(Папаверин)

суппозитории ректальные

20 мг № 10

Россия

Биосинтез ОАО

Р N001069/03 03.12.2008

30

Папаверина гидрохлорид

(Папаверин)

Раствор для инъекций

20 мг/мл

№ 5 № 10

Россия

Мосхимфармпрепараты им.Н.А.Семашко ОАО

Р N002111/01 26.11.2008

31

Папаверин

таблетки

40 мг № 10

Россия

Биосинтез ЗАО

Р N001069/02 18.11.2008

32

Папаверин буфус

Папаверин

раствор для внутривенного и в/м введения

20 мг/мл

№ 5

№ 10

Россия

Обновление ПФК ЗАО

ЛСР-008983/08 17.11.2008

33

Папазол-УБФ

Папаверин+Бендазол

таблетки

№ 10 № 20 № 30 № 40

№ 50

Россия

"Уралбиофарм"

Р N002246/01 11.09.2008

34

Папаверин

таблетки

40 мг № 10

Россия

ОАО «Авексима»

ЛСР-007267/08 10.09.2008

35

Андипал Бендазол+Метамизол натрия+Папаверин+Фенобарбитал&

таблетки

№ 10

Россия

ОАО "Ирбитский химфармзавод"

ЛСР -006417/08 08.08.2008

36

Папазол Бендазол+Папаверин

таблетки

№ 10

Россия

ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм"

Р N002229/01 01.08.2008

37

Папаверина гидрохлорид

(Папаверин)

Раствор для инъекций

20 мг/мл

№ 5 № 10

Россия

ФКП "Армавирская биологическая фабрика"

Р N000924/01 31.07.2008

Продолжение

38

Папаверина гидрохлорид

(Папаверин)

суппозитории ректальные

20 мг № 10

Россия

Дальхимфарм ОАО

Р N002255/01 16.05.2008

39

Паглюферал®-1 Бромизовал+Кальция глюконат+Кофеин+Папаверин+Фенобарбитал

таблетки

№ 20

Россия

ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

ЛСР-002455/08 03.04.2008

40

Папаверина

суппозитории ректальные

20 мг № 10

Россия

Нижфарм ОАО

Р N001990/01 12.02.2008

41

Папаверин

Раствор для инъекций

20 мг/мл

№ 10 № 5

Россия

Новосибхимфарм ОАО

Р N002103/01 26.11.2007

 

ЛП -73

ТН - 41

ЛФ - 3

 

Стран - 2

Фирм - 26

 
Просмотров работы: 37