Основными интернет-пользователями в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности или получения удовольствия. Поэтому изучение интернет-зависимости (определение особенностей) и ее профилактика в подростковой среде становятся особенно актуальными в последнее время, так как именно среди подростков выявляется наибольшая часть интернет-зависимых личностей.
Так как подростковый возраст – один из самых важных этапов становления личности, ведь именно на этом этапе определяется личностная и социальная ориентация человека, т.е. какие черты и установки сформируются у подростка к окончанию подросткового периода онтогенеза, такая основа и будет в процессе дальнейшей его личностной самореализации, очень важно сформировать здоровые привычки и укреплять свою самооценку, развивать коммуникативные навыки, увеличивать свой социальный опыт. Малый социальный опыт, неустойчивость самооценки, невысокий уровень коммуникативной компетентности являются причинами конфликтов и со сверстниками. Все это приводит к тому, что ребенок, получив новые эмоции и информацию, при этом удовлетворив свои потребности в общении в относительно безопасных условиях сети Интернет, становится «завсегдатаем» глобальной сети, проводя в ней все свободное время и забывая об окружающем мире. Результатом данного процесса является быстрое формирование Интернет-зависимости, которая носит устойчивый характер [1, С. 503].
По мнению Н. Кузнецовой, подросток, используя Интернет, замещает стремление «думать» и «учить» стремлением «искать». Многие подростки признаются, что втайне от окружающих посещают запретные сайты. При этом у них формируется иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека, что в свою очередь может привести к девальвации нравственности подростка [2, С. 21].
Н. В. Дмитриева, изучая феномен Интернет-зависимости, выделяет пять причин ее возникновения у подростков:
- отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье.
- отсутствие у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
- неумение подростка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.
- общая неудачливость подростка.
- наличие тяжелой инвалидности, серьезного заболевания. [3, С. 253].
О. Р. Маслов, ссылаясь на классификацию причин возникновения Интернет-зависимости Н. В. Дмитриевой, отмечает, что замкнутость, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, высокий уровень тревожности и агрессивности – подобные психологические особенности являются следствием проявления Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Такие подростки чаще прибегают к физической силе, проявляют негативные чувства при малейшем возбуждении, они более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам и требовательны [4, С. 215].
У интернет-зависимых подростков наблюдаются неуступчивость и самоуверенность, конфликтность и своенравность, эгоцентричность и ревнивость, высокая тревожность, сензитивность, агрессивность; высокое самомнение проявляется нередко в виде грубости и агрессивной враждебности. Перечисленные характеристики представляют собой психологические особенности проявления феномена интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Целью исследования является выявление психологических особенностей феномена интернет-зависимости у подростков.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического анализа литературных источников по данной теме для определения психологических особенностей феномена интернет-зависимости и проявления его у подростков.
2. Исследование психологических особенностей проявления феномена интернет-зависимости у подростков.
3. Провести анализ результатов исследования проявлений психологических особенностей интернет-зависимости у подростков.
Методы исследования:
Анкета «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг
Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского
Тест «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева
Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.
Результаты исследования
В исследовании участвовало 40 человек учащихся 8 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 4 г. Светлограда.
Результаты по анкете «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг представлены на рис. 1.
Рисунок 1 – Результаты анкеты «Выявление уровня Интернет-зависимости», %
Из рисунка результатов анкеты можно сделать вывод, что среди учащихся восьмых классов преобладает высокий (начальный) уровень интернет-зависимости: 22 испытуемых (55%) набрали от 50 до 100 баллов. Согласно автору анкеты, это говорит о том, что, по всей видимости, подростки испытывают некоторое количество проблем из-за интернета. Им стоит учитывать серьезное влияние сети на их жизнь и стараться сокращать время, проводимое во «Всемирной паутине».
Средний уровень характерен 12 испытуемым (30%), которые набрали от 20 до 49 баллов. Подростки изучают сеть временами чуть дольше нужного, но определенно владеют ситуацией.
Низкий уровень был выявлен у 6 испытуемых (15%), они набрали от 0 до 19 баллов. Испытуемые не пользуются Интернетом или проводят там минимальное количество времени. Интернет не вызывает никаких проблем в их жизни.
Далее мы поделили учащихся на две группы: в первую группу вошли испытуемые с высоким уровнем Интернет-зависимости (22 человека), а во вторую те, у кого были выявлены средний и низкий уровни (18 человек).
Результаты диагностики по методике «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского представлены на рис. 2.
Рисунок 2 – Результаты теста «Оценка уровня общительности», %
По результатам диагностики низкий уровень коммуникабельности характерен 14 испытуемым из первой группы (63%) и 6 испытуемым из второй группы (33%). Они набрали от 19 до 31 баллов. Такие подростки испытывают сложность при общении с новыми людьми, они замкнуты и неразговорчивы.
Средний уровень свойственен 5 испытуемым из первой группы (23%) и 9 испытуемым из второй группы (50%). Они набрали от 14 до 18 баллов. Подростки обладают нормальной коммуникабельностью, общительны и не испытывают проблем при общении с новыми людьми.
Высокий уровень был выявлен у 3 испытуемых из первой группы (14%) и у 3 испытуемых из второй группы (17%). Они набрали 3 -13 баллов. Испытуемые проявляют общительность, порой сверх меры, разговорчивость, стремление участвовать во всех коллективных делах.
Таким образом, в первой группе преобладает низкий уровень коммуникабельности (63%), а во второй – средний (50%).
Результаты диагностики по методике «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева представлены на рис. 3.
Рисунок 3 – Результаты теста «Выявление уровня самооценки», %
По результатам диагностики низкий уровень самооценки характерен 10 испытуемым из первой группы (45%) и 5 испытуемым из второй группы (28%). Они набрали от 10 до 23 баллов. Подростки испытывают недовольство собой, их мучают сомнения и неудовлетворенность своими интеллектуальными способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом и т.д.
Средний уровень был выявлен у 10 испытуемых из первой группы (45%) и у 9 испытуемых из второй группы (50%). Они набрали от 24 до 37 баллов. Такие подростки живут в согласии с собой, знают себя и могут себе доверять. Они обладают ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с другими людьми.
Высокий уровень свойственен 2 испытуемым из первой группы (10%) и 4 испытуемым из второй группы (22%). Они набрали от 38 до 50 баллов. Испытуемые довольны собой и уверены в себе, любят подчеркивать свое «Я», выделять свое мнение. Им свойственна большая потребность в доминировании над людьми.
Таким образом, в первой группе преобладают низкий и средний уровни самооценки (45%), а во второй – средний (50%).
Результаты диагностики по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина представлены на рис. 4.
Рисунок 4 – Результаты методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», %
По результатам диагностики низкий уровень тревожности характерен 3 испытуемым из первой группы (14%) и 6 испытуемым из второй группы (33%). Они набрал от 0 до 30 баллов. Низкая тревожность требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».
Средний уровень тревожности продемонстрировали 8 испытуемых из первой группы (36%) и 10 испытуемых из второй группы (56%). Они набрали от 31 до 45 баллов. Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, с адекватной критикой относится к себе, ставит перед собой выполнимые цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека неконфликтно.
Высокий уровень тревожности был выявлен у 11 испытуемых из первой группы (50%) и у 2 испытуемых из второй группы (11%). Они набрали от 46 и более баллов. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимости ситуации и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Следовательно, в первой группе преобладают высокий уровень тревожности (50%), а во второй – средний (56%).
Таким образом, проведенное исследование показало, что у подростков с минимальным риском возникновения интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкале коммуникабельности, самооценки и тревожности, чем у подростков с высоким уровнем интернет-зависимости. Подростки с высоким уровнем интернет-зависимости более возбудимы, нетерпеливы и требовательны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях и самообвинение, а также они более высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности.
Список литературы:
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с.
Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20-27.
Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М.: Академический проект, 2000. – 460 с.
Маслов, О. Р. Психика и реальность: типология виртуальности / О. Р. Маслов, Е. Е. Пронина // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. – С. 211-225.
Посохова, С. Т. Настольная книга практического психолога / С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. – СПб.: Сова, 2008. – 671 с.
Чудова, И. В. Особенности образа «Жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. – 2002. – Т. 22, № 1. – С.113-117.
Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость / К. Янг // МирИнтернет. – 2000. – № 2. – С. 24-29.