Факторы, оказывающие влияние на экономическую безопасность региона - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Факторы, оказывающие влияние на экономическую безопасность региона

Латков К.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ивановская область - один из субъектов Российской Федерации, входящий в состав Центрального экономического округа и Центрального федерального округа. Областной (административный) центр-город Иваново. В состав области входят 4 городских округа, 21 район (в Октябрьском, Иваново-Ленинском, Фрунзенском и Советском), 31 рабочий поселок, 6 городов областного подчинения и 11 городов областного подчинения. Область расположена в центре европейской части России и граничит с Ярославской, Нижегородской, Владимирской и Костромской областями. Большая часть области лежит между реками Клязьма и Волга. Главная река-Волга. Расстояние от Иваново до Москвы составляет 318 км [10, c. 150].

Хорошее географическое положение региона способствует развитию внешних и внутренних экономических и культурных связей. Через него проходят важные автомобильные, железные и водные пути, соединяющие восточные регионы страны. Регион имеет хороший экологический рейтинг, что очень важно в современных условиях. Это один из самых экологически чистых регионов России и обладает обширными рекреационными возможностями, к которым относятся целебные источники, ландшафты, лесные ресурсы и водные ресурсы.

Как показывает статистика, регион не очень перспективен, что свидетельствует о сокращении численности населения, низком уровне жизни и высокой безработице. это особенно ясно при сравнении этих данных с Центральным округом и Россией в целом. Для Центрального округа наблюдается непрерывный рост населения, что способствует значительному повышению уровня жизни, чего нет в Ивановской области, это означает, что регион не перспективен с инвестиционной точки зрения, в ближайшее время не следует ожидать значительного роста производства и, как следствие, появления новых рабочих мест, повышения общего уровня жизни и, как следствие, улучшения демографической ситуации [10, c. 151].

Приведем два главных показателя,которые красноречиво говорят об уровнеэкономической безопасности региона напримереИвановской области.

Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения. Является обобщающим показателем экономической деятельности региона; представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона; характеризует возможности накопления и потребления (его также называют обобщающим показателем уровня жизни).

Как показывают данные табл. 3, по значениям показателя валового регионального продукта на душу населения Ивановская область не на проценты, а в разы отстает от значений данного показателя в целом по Российской Федерации. Принимая во внимание важность данного критерия как обобщающего показателя уровня жизни населения региона, проблема обеспечения экономической безопасности Ивановской области приобретает особую остроту и актуальность.

Таблица1 - Валовой региональный продукт на душу населения в Ивановской областииРоссийской Федерации, рублей [10, c. 152]

 

Год

2010

2013

2015

2016

2017

2018

2019

Ивановская

область

40039,1

103280,0

121945,5

129448,3

151263,6

146032,6

165496,3

РоссийскаяФедерация(ВРП надушунаселения посубъектамРФ)

125658,7

263828,6

317515,3

348641,5

377006,0

405147,7

443950,7

Отставание

Ивановскойобласти,раз

3,1

2,6

2,6

2,7

2,5

2,8

2,7

Абсолютная бедность населения по доходам – численность населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (официальная черта бедности в России).

Таким образом, за период 2010 – 2016 гг. данные статистики демонстрируют положительную динамику индикатора абсолютной бедности населения: в 2016 году по сравнению с 2010 годом численность населения Ивановской области, живущего за чертой бедности, сократилась на 313,0 тысяч человек (таблица 2).

Показатель

Год

2010

2013

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ЧисленностьнаселенияИвановскойобласти с денежнымидоходами ниже величины прожиточногоминимума:

в % от общейчисленностинаселения

Ивановскойобласти

41,3

20,1

19,0

13,8

14,1

14,2

15,8

14,9

тыс. чел.

458,1

213,8

200,8

145,1

147,5

147,7

163,3

152,9

Для сравнения:АналогичныйпоказательРоссийской

Федерации,%

17,8

12,5

12,7

10,7

10,8

11,2

13,3

13,4

Таблица 2 - Численность населения Ивановской области с денежными доход ниже величиныпрожиточногоминимума [10, c. 153]

Вместе с тем, в последующие годы, за исключением 2020 г., число жителей области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума росло: в 2017 г. – на 2,4 тыс. чел., в 2018 – на 0,2 тыс. чел., в 2019 – на 15,6 тыс. чел.

Представленный динамический ряд однозначно свидетельствует: за все годы анализируемого периода показатель бедности жителей Ивановской области значительно превышает средние российские значения; регион испытывает состояние «хронической бедности». Предельно критическим значением принято считать уровень в 7 %.

Таким образом, с помощью статистических методов исследования было установлено, что значения показателей экономической безопасности Ивановской области существенно отстают от средних российских значений и превышают предельно критические (пороговые) значения. Международными организациями (Всемирным Банком - ВБ, Организацией экономического сотрудничества и развития – ОЭСР) при проведении межстрановых сопоставлений используется показатель «относительная бедность населения по доходам»: отражает долю населения со среднедушевыми доходами ниже 60% медианного дохода (дохода, делящего население страны пополам). Таким образом, значение показателя проводит «черту бедности».

В литературе, посвященной вопросам и проблемам экономической безопасности, предлагается использовать международный опыт в российской практике и классифицировать российские регионы по уровню бедности.

По критерию уровня бедности по доходам выделяются 3 группы регионов [10, c. 154]:

1 группа регионов – с относительно низким уровнем бедности по доходам – ниже среднего российского значения в 1,5 раза и более;

2 группа регионов – со средним уровнем бедности по доходам – ниже или выше среднего российского значения в пределах 1,5 раз;

3 группа регионов – с относительно высоким уровнем бедности по доходам – выше среднего российского значения в 1,5 раза и более.

Попытаемся выделить группы регионов по критерию уровня бедности населения по доходам и определить принадлежность Ивановской области к одной из выделенных групп (таблица 3).

Следовательно, по уровню бедности Ивановскую область можно отнести во 2 группу регионов – регионов со средним уровнем бедности по доходам.

Таблица 3 - ГруппырегионовРоссийскойФедерациипоуровнюбедности(2018г.) [10, c. 155]

Группырегионов

Характеристика

Значениепоказателя,руб./мес.

ПринадлежностьИвановскойобласти

1группарегионов

сотносительнонизким уровнем бедностипо доходам

от 27669

 

2группарегионов

со средним уровнембедностиподоходам

от 12297 до 27669

+

3группарегионов

с относительно высоким уровнем бедностипо доходам

до 12297

 

Проведенное исследование показало, что Ивановская область имеет слабые позиции по основным социально- экономическим индикаторам экономической безопасности – при сравнении со среднероссийскими показателями и пороговыми значениями. Для укрепления экономической безопасности региона необходимо эффективное управление экономическим и социальным развитием региона. Целями государственной политики в сфере укрепления экономической безопасности региона должны выступать: повышение устойчивости экономики региона к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечение экономического роста региональной экономики, повышение уровня и качества жизни населения, развитие инновационного потенциала экономики региона и повышение ее конкурентоспособности, развитие конкурентных преимуществ.

Проведенное исследование позволяет констатировать неоднозначные характеристики состояния региональной экономической безопасности. С одной стороны, в последние годы наблюдался самый устойчивый уровень экономической безопасности в Ивановской области, ряд ключевых индикаторов имеет позитивной тренд в динамике и сигнализирует о стабилизации отдельных процессов экономического и социального развития, с другой – ряд важнейших оценочных величин демонстрирует наличие определенных системных социально-экономических угроз. Угрозы, воздействующие на экономическую безопасность Ивановской области, имеют разноплановый характер. Основными угрозами, оказывающими влияние на экономическую безопасность Ивановской области, являются следующие: безработица; расслоение население на богатых и бедных. Все эти угрозы могут привести к неблагоприятным для региона последствиям, таким как снижение экономической безопасности региона с соответствующими последствиями.

Итак, несмотря на относительно стабильное социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы, существует значительное количество проблем, которые могут быть решены в долгосрочной перспективе. Значительная их часть обусловлена ситуацией в России в целом (например, низкими доходами), их количество специфично (например, территориальные диспропорции по многим показателям), а другие обусловлены тенденциями, сложившимися пару десятилетий назад (например, рождаемость) [13, c. 475].

Среди основных проблем социально-экономического положения Ивановской области можно выделить следующие:

Межрегиональная дифференциация. Среднедушевой валовой региональный продукт (ВРП) в Ивановской области демонстрирует устойчивую тенденцию-значительное отставание от ряда соседних регионов Центрального федерального округа. Аналогичная ситуация наблюдается и с уровнем среднедушевого дохода и средней заработной платы.

Демографическое развитие и использование человеческого капитала. В Ивановской области продолжается тенденция естественной убыли населения, сокращается численность трудоспособного населения. С каждым годом демографическая нагрузка на каждого жителя региона трудоспособного возраста увеличивается, что во многом определяет значительные вложения бюджетных средств в систему социальной защиты населения.

К факторам, снижающим качество человеческого капитала и вызывающим дефицит кадров для экономики региона в настоящее время и в среднесрочной перспективе, относятся [18]:

несоответствие действующей системы профессионального образования потребностям рынка труда;

высокий уровень заболеваемости населения, в том числе детей и молодежи, обусловленный образом жизни граждан и качеством медицинской помощи.

"отток" специалистов на работу в соседние регионы с более высокой зарплатой;

Инвестиционное развитие. Ивановская область характеризуется пониженным уровнем инвестиционной привлекательности. Пониженный уровень инвестиционного потенциала характерен как для природноресурсного, финансового, производственного, так и для потребительского секторов. Это приводит в целом к недостаточному объему и динамике инвестиций, низкому коэффициенту обновления основных фондов, недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе.

Промышленность. Как и вся экономика региона, промышленность испытывает значительный дефицит инвестиций в обновление машин и оборудования. Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции приводит к отсутствию достаточно стабильного спроса на выпускаемую продукцию. Ситуацию усугубляют высокие ввозные пошлины и налоги на импортные компоненты продукции, высокие и растущие тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги. Существенной проблемой, особенно для роста производства, является нехватка кадров, недостаточный уровень квалификации кадров всех уровней, в том числе связанный с низкой заработной платой. Все это вызывает [18]:

моноструктура перерабатывающего сектора Ивановской области с преобладанием легкой промышленности и тяжелого машиностроения.

недостаточный объем заказов на производство текстильной и швейной продукции, машиностроение;

низкая загрузка производственных мощностей предприятий;

нестабильность производства многих предприятий; - низкая рентабельность производства;

низкий коэффициент обновления основных фондов;

Сельскохозяйственная промышленность. В агропромышленном комплексе Ивановской области сохраняются следующие ключевые проблемы:

снижение производства молока и мяса, что делает регион более зависимым от импорта продовольствия, в том числе импортного, и стимулирует инфляцию;

нестабильность сельскохозяйственного производства в целом, обусловленная как природными условиями, так и экономической составляющей;

техническая и технологическая отсталость отрасли вследствие недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и расширенного воспроизводства;

значительная внутрирегиональная дифференциация по уровню развития сельского хозяйства, крайне низкая интенсивность сельскохозяйственного производства во многих регионах области;

недостаточное внесение удобрений и проведение сельскохозяйственных работ, что приводит к низкой урожайности сельскохозяйственных культур;

нехватка квалифицированных кадров и работников массовых профессий в результате низкой общественной оценки сельскохозяйственного труда, низкой заработной платы в промышленности;

низкий уровень комфорта в сельской местности, медленные темпы социального и инфраструктурного развития в сельской местности;

недостаточное внесение удобрений и проведение сельскохозяйственных работ, что приводит к низкой урожайности сельскохозяйственных культур [18].

Туризм и отдых. В отрасли наблюдается недостаток инвестиций в развитие гостиничной сети. Отсутствует система комплексного (организационного) обеспечения развития туризма органами исполнительной власти Ивановской области.

Отсутствует система информационных и рекламных ресурсов для информирования потенциальных потребителей об услугах. Наблюдается значительный физический износ существующей материальной базы. В результате туристско-рекреационный потенциал Ивановской области реализуется недостаточно. Количество туристов составляет чуть более 1 млн человек в год, а объем предоставляемых ими услуг не соответствует среднеевропейским стандартам [18].

Одним из основных факторов, сдерживающих развитие туризма в Ивановской области, является отсутствие или неудовлетворительное состояние вспомогательной инфраструктуры-дорог, очистных сооружений, систем газификации, электро-и водоснабжения. Отсутствуют бюджетные ассигнования на финансирование создания системы туристских навигационных знаков в регионе, а также создание и функционирование туристскоинформационного центра в регионе.

Инфраструктура. Из-за отсутствия инвестиций в развитие инженерной и дорожной инфраструктуры в Ивановской области наблюдается значительный износ оборудования в тепло-и электроснабжении, износ инженерных сетей водоснабжения и канализации, низкий технический уровень дорог, низкая пропускная способность дорог (особенно в направлении Ярославль, Иваново-Нижний Новгород), а также низкая эффективность использования существующих объектов речного порта.

Для повышения экономической безопасности и потенциала Ивановской области необходимо разработать и реализовать комплекс мер по устранению существующих угроз. К ним следует отнести [18]:

сокращение производственных затрат и степень износа основных средств за счет внедрения новых технологий и инноваций;

повышение инвестиционной привлекательности региона;

развитие новых форм пространственной организации производства: особых экономических зоны, «территорий опережающего развития», кластеров;

выпуск долговых региональных ценных бумаг;

укрепление финансовой самостоятельности и самодостаточности региона на основе принципа бюджетного федерализма;

разработку уникальной стратегии Краснодарского края с учетом статуса региона;

создание научно-образовательного кластера, в структуру которого входят малые инновационные предприятия;

создание региональной торговой биржи [18].

Наличие угроз экономической безопасности Ивановской области говорит о необходимости разработки мер по их нейтрализации, которые будут включать в себя комплексную систему действий, которая минимизирует существующие угрозы. Самое главное, что необходимо сделать – это объединить усилия государственной власти, власти региональных органов управления, производителей и продавцов продукции, органов правоохранительной системы и государственных контрольно-надзорных органов, общественных организаций.

Высокие темпы роста экономики регионы невозможны без высокого роста показателей агропромышленной отрасли, который, в сою очередь, невозможен без совершенствования государственного регулирования рыночных отношений, развития рыночной инфраструктуры, развития местных товаропроизводителей. Одним из способов повышения темпов роста экономики Ивановской области является принятие и внедрение таких государственных программ как: внебюджетная финансовая поддержка мероприятий, которые направлены на модернизацию и улучшение действующих производственных мощностей и создание новых конкурентоспособных производств в сельскохозяйственной и промышленной отрасли, которые помогут вывести регион на новый уровень экономической безопасности [14, c. 445].

Таким образом, предоставление регионам независимости в распоряжении финансовыми, промышленными и природными ресурсами, ведении внешнеэкономической деятельности и использовании эффективных форм и методов государственного регулирования территориально-хозяйственного комплекса, является необходимым условием обеспечения экономической безопасности региона.

Одной из главных задач органов государственной власти в управлении социально-экономической безопасностью региона является использование инструментов прогнозирования. Развитие натурально-стоимостного (межотраслевого) баланса ресурсного обращения региона и построение на его основе прогнозных сценариев позволяет определить оптимальные прогнозные оценки изменений уровня и структуры территориально-хозяйственного комплекса, способствующих обеспечению внутреннего равновесия, стабильности и безопасности экономики региона.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности", "Российская газета", N 295, 29.12.2010.

Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 538 с.

Бурганов Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.

Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е.И. Кузнецова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. - 294 с.

Кутукова Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. - М.: Русайнс, 2017. - 352 c.

Орехова Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Т.Р. Орехова, В.И. Орехов, О.В. Карагодина. - М.: Инфра-М, 2017. - 319 c.

Попов М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Попов, М.А. Каткова, Н.В. Манохина, Л Мамаева. - М.: Инфра-М, 2018. - 576 c.

Азжеурова М. В. Экономическая безопасность региона: сущность и факторы обеспечения / М. В. Азжеурова // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – № 3. – С. 215 - 225.

Кулев М. О. Обеспечение экономической безопасности Ивановского региона // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты: сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции, Курск, 04 апреля 2020 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 150-156.

Рудакова Т.А., Санникова И.Н., Рудакова О.Ю. Экономическая безопасность региона: сущность, факторы, инструменты мониторинга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. -Т. 14, № 6. - С. 1072 - 1091. 

Рудакова Т. А. Экономическая безопасность региона и факторы ее обеспечивающие // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства. – Лесниково: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2018. – С. 543-546.

Руденко М.Н., Долганова Я.А. Исследование и оценка факторов, влияющих на функционирование регионального механизма экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 3. - С. 465 - 479.

Рузметов С. А. Диагностика и анализ экономической безопасности региона // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 444-445.

Ионова А.С. Понятие, условия и факторы обеспечения экономической безопасности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14444 (дата обращения: 29.03.2021).

Официальный сайт Министерства экономического развития // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный журнал]. – Режим доступа: // www.fgs.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).

Социально-экономическое развитие Ивановского области до 2020 года «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ivanovoobl.ru/ upload/ region/ strategy.pdf (дата обращения: 31.03.2021).

Просмотров работы: 132