Хорошее географическое положение региона способствует развитию внешних и внутренних экономических и культурных связей. Через него проходят важные автомобильные, железные и водные пути, соединяющие восточные регионы страны. Регион имеет хороший экологический рейтинг, что очень важно в современных условиях. Это один из самых экологически чистых регионов России и обладает обширными рекреационными возможностями, к которым относятся целебные источники, ландшафты, лесные ресурсы и водные ресурсы.
Как показывает статистика, регион не очень перспективен, что свидетельствует о сокращении численности населения, низком уровне жизни и высокой безработице. это особенно ясно при сравнении этих данных с Центральным округом и Россией в целом. Для Центрального округа наблюдается непрерывный рост населения, что способствует значительному повышению уровня жизни, чего нет в Ивановской области, это означает, что регион не перспективен с инвестиционной точки зрения, в ближайшее время не следует ожидать значительного роста производства и, как следствие, появления новых рабочих мест, повышения общего уровня жизни и, как следствие, улучшения демографической ситуации [10, c. 151].
Приведем два главных показателя,которые красноречиво говорят об уровнеэкономической безопасности региона напримереИвановской области.
Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения. Является обобщающим показателем экономической деятельности региона; представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона; характеризует возможности накопления и потребления (его также называют обобщающим показателем уровня жизни).
Как показывают данные табл. 3, по значениям показателя валового регионального продукта на душу населения Ивановская область не на проценты, а в разы отстает от значений данного показателя в целом по Российской Федерации. Принимая во внимание важность данного критерия как обобщающего показателя уровня жизни населения региона, проблема обеспечения экономической безопасности Ивановской области приобретает особую остроту и актуальность.
Таблица1 - Валовой региональный продукт на душу населения в Ивановской областииРоссийской Федерации, рублей [10, c. 152]
Год |
|||||||
2010 |
2013 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Ивановская область |
40039,1 |
103280,0 |
121945,5 |
129448,3 |
151263,6 |
146032,6 |
165496,3 |
РоссийскаяФедерация(ВРП надушунаселения посубъектамРФ) |
125658,7 |
263828,6 |
317515,3 |
348641,5 |
377006,0 |
405147,7 |
443950,7 |
Отставание Ивановскойобласти,раз |
3,1 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
2,8 |
2,7 |
Абсолютная бедность населения по доходам – численность населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (официальная черта бедности в России).
Таким образом, за период 2010 – 2016 гг. данные статистики демонстрируют положительную динамику индикатора абсолютной бедности населения: в 2016 году по сравнению с 2010 годом численность населения Ивановской области, живущего за чертой бедности, сократилась на 313,0 тысяч человек (таблица 2).
Показатель |
Год |
|||||||
2010 |
2013 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
ЧисленностьнаселенияИвановскойобласти с денежнымидоходами ниже величины прожиточногоминимума: |
||||||||
в % от общейчисленностинаселения Ивановскойобласти |
41,3 |
20,1 |
19,0 |
13,8 |
14,1 |
14,2 |
15,8 |
14,9 |
тыс. чел. |
458,1 |
213,8 |
200,8 |
145,1 |
147,5 |
147,7 |
163,3 |
152,9 |
Для сравнения:АналогичныйпоказательРоссийской Федерации,% |
17,8 |
12,5 |
12,7 |
10,7 |
10,8 |
11,2 |
13,3 |
13,4 |
Таблица 2 - Численность населения Ивановской области с денежными доход ниже величиныпрожиточногоминимума [10, c. 153]
Вместе с тем, в последующие годы, за исключением 2020 г., число жителей области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума росло: в 2017 г. – на 2,4 тыс. чел., в 2018 – на 0,2 тыс. чел., в 2019 – на 15,6 тыс. чел.
Представленный динамический ряд однозначно свидетельствует: за все годы анализируемого периода показатель бедности жителей Ивановской области значительно превышает средние российские значения; регион испытывает состояние «хронической бедности». Предельно критическим значением принято считать уровень в 7 %.
Таким образом, с помощью статистических методов исследования было установлено, что значения показателей экономической безопасности Ивановской области существенно отстают от средних российских значений и превышают предельно критические (пороговые) значения. Международными организациями (Всемирным Банком - ВБ, Организацией экономического сотрудничества и развития – ОЭСР) при проведении межстрановых сопоставлений используется показатель «относительная бедность населения по доходам»: отражает долю населения со среднедушевыми доходами ниже 60% медианного дохода (дохода, делящего население страны пополам). Таким образом, значение показателя проводит «черту бедности».
В литературе, посвященной вопросам и проблемам экономической безопасности, предлагается использовать международный опыт в российской практике и классифицировать российские регионы по уровню бедности.
По критерию уровня бедности по доходам выделяются 3 группы регионов [10, c. 154]:
1 группа регионов – с относительно низким уровнем бедности по доходам – ниже среднего российского значения в 1,5 раза и более;
2 группа регионов – со средним уровнем бедности по доходам – ниже или выше среднего российского значения в пределах 1,5 раз;
3 группа регионов – с относительно высоким уровнем бедности по доходам – выше среднего российского значения в 1,5 раза и более.
Попытаемся выделить группы регионов по критерию уровня бедности населения по доходам и определить принадлежность Ивановской области к одной из выделенных групп (таблица 3).
Следовательно, по уровню бедности Ивановскую область можно отнести во 2 группу регионов – регионов со средним уровнем бедности по доходам.
Таблица 3 - ГруппырегионовРоссийскойФедерациипоуровнюбедности(2018г.) [10, c. 155]
Группырегионов |
Характеристика |
Значениепоказателя,руб./мес. |
ПринадлежностьИвановскойобласти |
1группарегионов |
сотносительнонизким уровнем бедностипо доходам |
от 27669 |
|
2группарегионов |
со средним уровнембедностиподоходам |
от 12297 до 27669 |
+ |
3группарегионов |
с относительно высоким уровнем бедностипо доходам |
до 12297 |
Проведенное исследование показало, что Ивановская область имеет слабые позиции по основным социально- экономическим индикаторам экономической безопасности – при сравнении со среднероссийскими показателями и пороговыми значениями. Для укрепления экономической безопасности региона необходимо эффективное управление экономическим и социальным развитием региона. Целями государственной политики в сфере укрепления экономической безопасности региона должны выступать: повышение устойчивости экономики региона к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечение экономического роста региональной экономики, повышение уровня и качества жизни населения, развитие инновационного потенциала экономики региона и повышение ее конкурентоспособности, развитие конкурентных преимуществ.
Проведенное исследование позволяет констатировать неоднозначные характеристики состояния региональной экономической безопасности. С одной стороны, в последние годы наблюдался самый устойчивый уровень экономической безопасности в Ивановской области, ряд ключевых индикаторов имеет позитивной тренд в динамике и сигнализирует о стабилизации отдельных процессов экономического и социального развития, с другой – ряд важнейших оценочных величин демонстрирует наличие определенных системных социально-экономических угроз. Угрозы, воздействующие на экономическую безопасность Ивановской области, имеют разноплановый характер. Основными угрозами, оказывающими влияние на экономическую безопасность Ивановской области, являются следующие: безработица; расслоение население на богатых и бедных. Все эти угрозы могут привести к неблагоприятным для региона последствиям, таким как снижение экономической безопасности региона с соответствующими последствиями.
Итак, несмотря на относительно стабильное социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы, существует значительное количество проблем, которые могут быть решены в долгосрочной перспективе. Значительная их часть обусловлена ситуацией в России в целом (например, низкими доходами), их количество специфично (например, территориальные диспропорции по многим показателям), а другие обусловлены тенденциями, сложившимися пару десятилетий назад (например, рождаемость) [13, c. 475].
Среди основных проблем социально-экономического положения Ивановской области можно выделить следующие:
Межрегиональная дифференциация. Среднедушевой валовой региональный продукт (ВРП) в Ивановской области демонстрирует устойчивую тенденцию-значительное отставание от ряда соседних регионов Центрального федерального округа. Аналогичная ситуация наблюдается и с уровнем среднедушевого дохода и средней заработной платы.
Демографическое развитие и использование человеческого капитала. В Ивановской области продолжается тенденция естественной убыли населения, сокращается численность трудоспособного населения. С каждым годом демографическая нагрузка на каждого жителя региона трудоспособного возраста увеличивается, что во многом определяет значительные вложения бюджетных средств в систему социальной защиты населения.
К факторам, снижающим качество человеческого капитала и вызывающим дефицит кадров для экономики региона в настоящее время и в среднесрочной перспективе, относятся [18]:
несоответствие действующей системы профессионального образования потребностям рынка труда;
высокий уровень заболеваемости населения, в том числе детей и молодежи, обусловленный образом жизни граждан и качеством медицинской помощи.
"отток" специалистов на работу в соседние регионы с более высокой зарплатой;
Инвестиционное развитие. Ивановская область характеризуется пониженным уровнем инвестиционной привлекательности. Пониженный уровень инвестиционного потенциала характерен как для природноресурсного, финансового, производственного, так и для потребительского секторов. Это приводит в целом к недостаточному объему и динамике инвестиций, низкому коэффициенту обновления основных фондов, недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе.
Промышленность. Как и вся экономика региона, промышленность испытывает значительный дефицит инвестиций в обновление машин и оборудования. Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции приводит к отсутствию достаточно стабильного спроса на выпускаемую продукцию. Ситуацию усугубляют высокие ввозные пошлины и налоги на импортные компоненты продукции, высокие и растущие тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги. Существенной проблемой, особенно для роста производства, является нехватка кадров, недостаточный уровень квалификации кадров всех уровней, в том числе связанный с низкой заработной платой. Все это вызывает [18]:
моноструктура перерабатывающего сектора Ивановской области с преобладанием легкой промышленности и тяжелого машиностроения.
недостаточный объем заказов на производство текстильной и швейной продукции, машиностроение;
низкая загрузка производственных мощностей предприятий;
нестабильность производства многих предприятий; - низкая рентабельность производства;
низкий коэффициент обновления основных фондов;
Сельскохозяйственная промышленность. В агропромышленном комплексе Ивановской области сохраняются следующие ключевые проблемы:
снижение производства молока и мяса, что делает регион более зависимым от импорта продовольствия, в том числе импортного, и стимулирует инфляцию;
нестабильность сельскохозяйственного производства в целом, обусловленная как природными условиями, так и экономической составляющей;
техническая и технологическая отсталость отрасли вследствие недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и расширенного воспроизводства;
значительная внутрирегиональная дифференциация по уровню развития сельского хозяйства, крайне низкая интенсивность сельскохозяйственного производства во многих регионах области;
недостаточное внесение удобрений и проведение сельскохозяйственных работ, что приводит к низкой урожайности сельскохозяйственных культур;
нехватка квалифицированных кадров и работников массовых профессий в результате низкой общественной оценки сельскохозяйственного труда, низкой заработной платы в промышленности;
низкий уровень комфорта в сельской местности, медленные темпы социального и инфраструктурного развития в сельской местности;
недостаточное внесение удобрений и проведение сельскохозяйственных работ, что приводит к низкой урожайности сельскохозяйственных культур [18].
Туризм и отдых. В отрасли наблюдается недостаток инвестиций в развитие гостиничной сети. Отсутствует система комплексного (организационного) обеспечения развития туризма органами исполнительной власти Ивановской области.
Отсутствует система информационных и рекламных ресурсов для информирования потенциальных потребителей об услугах. Наблюдается значительный физический износ существующей материальной базы. В результате туристско-рекреационный потенциал Ивановской области реализуется недостаточно. Количество туристов составляет чуть более 1 млн человек в год, а объем предоставляемых ими услуг не соответствует среднеевропейским стандартам [18].
Одним из основных факторов, сдерживающих развитие туризма в Ивановской области, является отсутствие или неудовлетворительное состояние вспомогательной инфраструктуры-дорог, очистных сооружений, систем газификации, электро-и водоснабжения. Отсутствуют бюджетные ассигнования на финансирование создания системы туристских навигационных знаков в регионе, а также создание и функционирование туристскоинформационного центра в регионе.
Инфраструктура. Из-за отсутствия инвестиций в развитие инженерной и дорожной инфраструктуры в Ивановской области наблюдается значительный износ оборудования в тепло-и электроснабжении, износ инженерных сетей водоснабжения и канализации, низкий технический уровень дорог, низкая пропускная способность дорог (особенно в направлении Ярославль, Иваново-Нижний Новгород), а также низкая эффективность использования существующих объектов речного порта.
Для повышения экономической безопасности и потенциала Ивановской области необходимо разработать и реализовать комплекс мер по устранению существующих угроз. К ним следует отнести [18]:
сокращение производственных затрат и степень износа основных средств за счет внедрения новых технологий и инноваций;
повышение инвестиционной привлекательности региона;
развитие новых форм пространственной организации производства: особых экономических зоны, «территорий опережающего развития», кластеров;
выпуск долговых региональных ценных бумаг;
укрепление финансовой самостоятельности и самодостаточности региона на основе принципа бюджетного федерализма;
разработку уникальной стратегии Краснодарского края с учетом статуса региона;
создание научно-образовательного кластера, в структуру которого входят малые инновационные предприятия;
создание региональной торговой биржи [18].
Наличие угроз экономической безопасности Ивановской области говорит о необходимости разработки мер по их нейтрализации, которые будут включать в себя комплексную систему действий, которая минимизирует существующие угрозы. Самое главное, что необходимо сделать – это объединить усилия государственной власти, власти региональных органов управления, производителей и продавцов продукции, органов правоохранительной системы и государственных контрольно-надзорных органов, общественных организаций.
Высокие темпы роста экономики регионы невозможны без высокого роста показателей агропромышленной отрасли, который, в сою очередь, невозможен без совершенствования государственного регулирования рыночных отношений, развития рыночной инфраструктуры, развития местных товаропроизводителей. Одним из способов повышения темпов роста экономики Ивановской области является принятие и внедрение таких государственных программ как: внебюджетная финансовая поддержка мероприятий, которые направлены на модернизацию и улучшение действующих производственных мощностей и создание новых конкурентоспособных производств в сельскохозяйственной и промышленной отрасли, которые помогут вывести регион на новый уровень экономической безопасности [14, c. 445].
Таким образом, предоставление регионам независимости в распоряжении финансовыми, промышленными и природными ресурсами, ведении внешнеэкономической деятельности и использовании эффективных форм и методов государственного регулирования территориально-хозяйственного комплекса, является необходимым условием обеспечения экономической безопасности региона.
Одной из главных задач органов государственной власти в управлении социально-экономической безопасностью региона является использование инструментов прогнозирования. Развитие натурально-стоимостного (межотраслевого) баланса ресурсного обращения региона и построение на его основе прогнозных сценариев позволяет определить оптимальные прогнозные оценки изменений уровня и структуры территориально-хозяйственного комплекса, способствующих обеспечению внутреннего равновесия, стабильности и безопасности экономики региона.
Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности", "Российская газета", N 295, 29.12.2010.
Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 538 с.
Бурганов Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е.И. Кузнецова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. - 294 с.
Кутукова Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. - М.: Русайнс, 2017. - 352 c.
Орехова Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Т.Р. Орехова, В.И. Орехов, О.В. Карагодина. - М.: Инфра-М, 2017. - 319 c.
Попов М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Попов, М.А. Каткова, Н.В. Манохина, Л Мамаева. - М.: Инфра-М, 2018. - 576 c.
Азжеурова М. В. Экономическая безопасность региона: сущность и факторы обеспечения / М. В. Азжеурова // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – № 3. – С. 215 - 225.
Кулев М. О. Обеспечение экономической безопасности Ивановского региона // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты: сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции, Курск, 04 апреля 2020 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 150-156.
Рудакова Т.А., Санникова И.Н., Рудакова О.Ю. Экономическая безопасность региона: сущность, факторы, инструменты мониторинга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. -Т. 14, № 6. - С. 1072 - 1091.
Рудакова Т. А. Экономическая безопасность региона и факторы ее обеспечивающие // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства. – Лесниково: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2018. – С. 543-546.
Руденко М.Н., Долганова Я.А. Исследование и оценка факторов, влияющих на функционирование регионального механизма экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 3. - С. 465 - 479.
Рузметов С. А. Диагностика и анализ экономической безопасности региона // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (313). - С. 444-445.
Ионова А.С. Понятие, условия и факторы обеспечения экономической безопасности региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14444 (дата обращения: 29.03.2021).
Официальный сайт Министерства экономического развития // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный журнал]. – Режим доступа: // www.fgs.ru/ (дата обращения: 31.03.2021).
Социально-экономическое развитие Ивановского области до 2020 года «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ivanovoobl.ru/ upload/ region/ strategy.pdf (дата обращения: 31.03.2021).