Диагностика влияния контекста восприятия на оценку личностных особенностей у студентов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Диагностика влияния контекста восприятия на оценку личностных особенностей у студентов

Битюникова П.В. 1
1ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При восприятии и дальнейшей оценке личностных черт субъект восприятия ориентируется на множество факторов, среди которых вербальные и невербальные особенности общения (жестикуляция, мимика, речь, поза), черты лица, особенности телосложения. Однако ни одно социальное взаимодействие не происходит вне окружающего пространства. Именно поэтому невозможно рассматривать межличностную перцепцию в отрыве от фона, контекста, в котором она осуществляется. В рамках психологии контекст понимается как система внутренних и внешних факторов, влияющих на особенности восприятия, определяющих значение той или иной ситуации для конкретного человека.

Изначально лингвистическое понятие контекста находит отражение в различных направлениях отечественной и зарубежной психологии со второй половины XIX века. Так, изучением влияния контекста на межличностное восприятие занимались У. Найссер, Г. Бейтсон, Р. С. Немов, В.П. Зинченко, А.А. Вербицкий и др. [2].

Механизмы оценки личностных особенностей необходимы для адекватной регуляции собственного поведения в ответ на стимулы, исходящие от собеседника, а также для прогнозирования и понимания возможных будущих поступков субъекта взаимодействия, что обеспечивает безопасность.

Исследование контекстуальных факторов, влияющих на оценку личностных черт, позволяет наиболее полно, не однобоко рассматривать феномен восприятия человеком его собеседника. Большое внимание уделяется исследованиям изменения взаимной оценки привлекательности, симпатии под влиянием различных внешних обстоятельств, влияния характера взаимодействия людей на оценку их внешности.

Для понимания исследуемой проблемы важно обозначить, что на восприятие личности влияют как психологические особенности субъекта (оценивающего), его индивидуальный жизненный опыт, так и характеристики объекта (воспринимаемого). Наличие нескольких человек в процессе межличностной перцепции объясняет тот факт, что один и тот же человек в сходных ситуациях может восприниматься различными индивидами совершенно по-разному.

Существуют возрастные особенности в восприятии личностных черт. Люди разного возраста склонны оценивать других по различным характеристикам, в первую очередь внимание обращается на те аспекты, которые представляют интерес для личности самого субъекта восприятия. Для юношеского возраста характерны активный рост жизненного опыта, развитие самосознания, изменение социальных ролей, расширение межличностных контактов. В процессе личностного роста происходит переоценка собственных ценностей, что напрямую влияет на оценку личностных черт других людей.

В современном мире, насыщенном большим количеством разнородной информации, эффективность межличностного общения, умение давать адекватную оценку личности в определённом контексте является важной способностью. В связи с этим исследование влияния контекста восприятия на оценку личностных особенностей у юношей и девушек является актуальным и значимым.

В процессе межличностной перцепции можно выделить три стороны: объект и субъект восприятия, а также среда, ситуация, в которой происходит данное взаимодействие. Отсюда можно сделать вывод, что контекст восприятия - фон, на котором происходит межличностная коммуникация,- является важным фактором, изменяющим впечатление о человеке.

Ученые выделяют три вида контекста: Внешний, в который входит состояние и поза тела, социальное положение, голос воспринимаемого, а также ситуация, в которой представлен воспринимаемый объект; Внутренний контекст наблюдателя, особенности его собственной личности, влияние предыдущего опыта, установок, социальных стереотипов; Культурный контекст, особенности социальной среды развития и воспитания, что одновременно является и внутренним, и внешним как для натурщиков, так и для наблюдателей. Особенно остро культурные установки влияют на межличностную оценку людей с различной расовой и этнической принадлежностью [1].

Р.С. Немов отдельно выделяет социальный контекст, рассматриваемый им как «то, что реально окружает человека в социальной группе или в обществе и оказывает на него определенное влияние. В контекст социальный входят также социальные роли, которые берут люди на себя, их интересы и мотивы, оценки, действия и реакции на поведение друг друга» [5].

Таким образом, при рассмотрении межличностной перцепции следует рассматривать контекст не только как ситуацию вокруг, но и как совокупность характеристик субъекта и объекта восприятия, влияющих на оценку качеств личности.

Важно понимать, что психологический контекст возможно учитывать только с точки зрения его отражения в психике человека. Простая фиксация физических факторов еще не несет информации о своем влиянии на восприятие человека. Одна и та же ситуация находит специфическое, индивидуальное для каждой личности психическое отражение, хотя учеными замечены некоторые общие закономерности влияния определенных стимулов на оценку личности [2].

Цель исследования: изучить влияние контекста восприятия на оценку личностных особенностей человека.

Гипотеза исследования: предполагается, что контекст, в котором воспринимается человек, оказывает существенное влияние на оценку его личностных черт.

Задачи:

− Теоретически обосновать влияние контекста восприятия на оценку личностных особенностей студентов;

− Эмпирически исследовать влияние контекста восприятия на оценку личностных особенностей студентов.

Были проведены следующие методики: Тест «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) с использованием дополнительного стимульного материала; методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) с использованием дополнительного стимульного материала; методика «Оцени лицо».

База исследования: ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет».

Анализ и интерпретация результатов исследования

Выборка для методики «Личностный дифференциал» [6] составила 20 студентов, из которых 17 девушек и 3 юноши. Исследование проводилось в два этапа с тест-ретестовым интервалом в 10 дней. На первом этапе испытуемым было предложено оценить индивидуально-психологические качества 4 натурщиков с помощью методики «Личностный дифференциал». На втором этапе испытуемых просили оценить индивидуально-психологические качества тех же четырех моделей в соответствии с указанной методикой, но на фоне ситуаций из Теста фрустрационных реакций Розенцвейга [3] (рис. 1).

Р
исунок 1. Стимульный материал к методике «Личностный дифференциал».

Рисунок 2. Изменение оценок личностных особенностей натурщиков после предъявления ситуационного контекста.

На диаграмме (рис. 2) представлены усредненные оценки всех четырёх натурщиков. Изучив данные, полученные в результате исследования, можно заметить, что оценка испытуемыми личностных особенностей натурщиков без контекста и в контексте изменилась по всем шкалам.

По шести шкалам, что составляет 28,6% от общего числа оцениваемых качеств, оценка натурщиков поменяла свою полярность. Это шкалы добрый-эгоистичный, зависимый-независимый, отзывчивый-черствый, суетливый-спокойный, дружелюбный-враждебный, раздражительный-невозмутимый.

Также по шести шкалам оценки под воздействием контекста стали более выраженными (показатель шкалы отдалился от отметки «0» на диаграмме по сравнению с оценкой без контекста). Это шкалы разговорчивый-молчаливый, упрямый-уступчивый, решительный-нерешительный, напряженный-расслабленный, уверенный-неуверенный, честный-неискренний.

В оставшихся девяти шкалах (42,8%) влияние контекста снизило выраженность оценки. Данное изменение заметно в шкалах обаятельный-непривлекательный, сильный-слабый, добросовестный-безответственный, открытый-замкнутый, деятельный-пассивый, энергичный-вялый, справедливый-несправедливый, общительный-нелюдимый, самостоятельный-несамостоятельный.

В целом в 15 шкалах фрустрирующий контекст привел к снижению оценки положительных качеств – усредненная оценка попала в негативную часть шкалы (выше нуля на диаграмме), либо приблизилась к ней относительно оценивания вне контекста.

Таким образом, при восприятии натурщиков во фрустрирующем контексте испытуемые оценивали их как менее обаятельных, самостоятельных, отзывчивых, спокойных людей, чем при восприятии лиц вне контекста. При этом натурщики показались более раздражительными, уверенными, эгоистичными, упрямыми.

Стоить упомянуть, что испытуемые отмечали большую понятность и легкость прохождения тестирования, когда к портрету натурщика добавился фрустрирующий контекст. Об этом может свидетельствовать и время прохождения исследования – в случае оценивания натурщиков без контекста испытуемые затратили в среднем 8,5 минут, в то время как при оценивании с контекстом время сократилось до среднего показателя в 6 минут. Однако уменьшение времени может быть связано и с тем, что при повторном проведении исследования стимульный материал (изображение лиц и текст теста) был для испытуемых уже известен.

Помимо общего анализа полученных данных, был проведён отдельный анализ изменения оценок натурщиков зрелого возраста и юношей с целью выявления различий в оценке качеств представителей своей возрастной группы и группы более взрослой. Данные отражены на диаграммах (рис. 3, 4).

Рисунок 3. Изменение оценок личностных особенностей натурщиков зрелого возраста после предъявления ситуационного контекста.

Рисунок 4. Изменение оценок личностных особенностей натурщиков зрелого возраста после предъявления ситуационного контекста.

При сравнении графиков можно заметить, что фрустрирующая ситуация при восприятии натурщиков разного возраста отразилась на их оценке не одинаково. Так, натурщики юношеского возраста были оценены как обаятельные, и под воздействием фрустрирующего контекста эта оценка, хотя и снизилась, осталась на довольно высоком уровне(0,85 из 3 баллов). В то же время оценка обаятельности натурщиков зрелого возраста до предъявления контекста была невысока (0,15 из 3 баллов), а после оценки под влиянием фрустрирующей ситуации вовсе перешла в полярность непривлекательности. Можно сделать вывод, что люди той возрастной группы, к которой относится воспринимающий, оцениваются им как более привлекательные, чем люди старшего возраста, несмотря на негативный контекст восприятия.

Значительные отличия также имеет шкала добросовестности-безответственности. Если юноши изначально воспринимались как добросовестные, и под влиянием контекста эта черта получила еще более высокую оценку, то при восприятии взрослых, вне контекста показавшихся испытуемым добросовестными, при влиянии фрустрирующей ситуации оценка изменилась в сторону безответственности.

Представители зрелого возраста изначально оценивались как разговорчивые, и эта оценка практически не поменялась под воздействием контекста. Юноши в то же время вне контекста оценивались как молчаливые, а под влиянием ситуации стали восприниматься даже более разговорчивыми, чем взрослые.

Шкалы «добрый-эгоистичный» в сравнительном анализе оценивания возрастных групп оказались построены противоположно друг другу. Юноши вне контекста были оценены как эгоистичные, а зрелые натурщики как добрые. Контекст изменил полярности оценки данного показателя в обеих группах.

Если люди зрелого возраста оцениваются как независимые, причем влияние контекста на оценку данного качества не прослеживается, то представители юношеского возраста при восприятии в контексте были оценены как зависимые.

По шкале «отзывчивый-черствый» юноши без влияния контекста были оценены как черствые, контекст незначительно изменил оценки по этому личностному свойству. В то же время зрелые натурщики вне контекста были оценены как отзывчивые, причем набрали по этому признаку достаточно высокую оценку (1,15 из 3 баллов), но под влиянием контекста оценка сменилась в сторону черствости и количественно превысила тот же критерий у юношей.

Показатель честности для натурщиков юношеского возраста под влиянием контекста увеличился, а для зрелых натурщиков – упал и даже перешел в полярность неискренности. Подобная тенденция прослеживается и в критерии «справедливый-несправедливый».

Обнаруживаются и сходства в оценках натурщиков разных возрастов. Шкалы «сильный-слабый», «энергичный-вялый», «напряженный-расслабленный», «суетливый-спокойный», «враждебный-дружелюбный», «неуверенный-уверенный», «самостоятельный-несамостоятельный», «раздражительный-невозмутимый» имеют общую тенденцию изменения оценок под влиянием контекста восприятия

Обобщая анализ отдельных шкал, можно выявить, что юноши под воздействием фрустрирующего контекста стали восприниматься испытуемыми как более разговорчивые, добросовестные, напряженные, честные, раздражительные и менее привлекательные, деятельные, решительные, энергичные, самостоятельные. Представители зрелого возраста во фрустрирующей ситуации были восприняты как более упрямые, эгоистичные, черствые, решительные, суетливые, враждебные, неискренние и менее сильные, открытые, самостоятельные.

Делая общий вывод по методике, заметим, что оценка под влиянием контекста изменилась, стала определяться более легко. Это объясняется тем, что контекст способствует частичной объективации представлений о предмете восприятия. При этом восприятие, как и любой психический процесс, безусловно, остается субъективным, можно говорить лишь о большей внутренней уверенности человека в правильности оценок. Оценка юношами натурщиков своего возраста была более позитивной, чем оценка людей зрелого возраста. Можно считать, что возраст является одним из контекстуальных критериев оценки личности и действует по принципу положительной оценки сходства воспринимающего и воспринимаемого. Безусловно, все стороны контекста восприятия – ситуация вокруг человека, внешние свойства объекта восприятия, предубеждения оценивающих, - повлияли на оценку личностных черт.

В методике «Оцени лицо» [4] двум группам испытуемых предлагалось описать фотоизображение человека (рис. 5) в заданном информационном контексте: одной группе человека, изображенного на фотографии, представили как преступника, другой – как ученого. Для усиления влияния контекста испытуемым предлагалось предположить род научной деятельности или характер преступления соответственно.

В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте от 18 до 22 лет, из которых 38 девушек и 2 юноши.

Рисунок 5. Стимульный материал для методики влияния информационного контекста на оценку личности.

В ходе свободного описания личности натурщика группа, получившая представления о том, что на фотографии ученый, дала следующие характеристики (далее будут названы качества личности и количество испытуемых, указавших на данную черту, в процентах от общего числа опрошенных): добрый (60%), отзывчивый, дружелюбный (по 40%), активный (25%), раздражительный, эгоистичный, рациональный (по 20%). Кроме характеристик, названных сразу несколькими испытуемыми, отдельными участниками опроса были названы такие индивидуальные особенности, как ум, неконфликтность, внимательность, лидерские способности.

Среди участников не сложилось однозначного мнения о следующих качествах: общительность, искренность, самостоятельность, решительность, напряженность, честность. Одни испытуемые отрицали присутствие данных особенностей у натурщика, другие, напротив, приписывали ему эти качества.

Черты лица оценивались как «мягкие», «добрые», «приятные».

Примечательно, что 1 из испытуемых (5%) заметил, что человек, изображенный на фотографии, имеет «неприятное лицо», и он «возможно нарушает закон, но от безвыходности». Возможно, данное предположение вызвано тем, что испытуемый ранее знал о подобных исследованиях. Даже при негативной оценке внешности и предположении, что натурщик может являться преступником, испытуемый дал оправдательную характеристику его возможной деятельности.

Другая группа испытуемых, описывающая натурщика в роли преступника, отмечала следующие черты: не чувствующий вину за содеянное (38%), хитрый (29%), безэмоциональный (19%), вторгающийся в доверие (14%), расслабленный, эгоистичный, пассивный (по 9%). Также отдельными испытуемыми отмечалась горделивость, рациональность, ум, усталость, решительность.

Неопределенную оценку вызвало такое качество личности, как общительность.

В анкетах двух испытуемых (9%) второй группы встречались фразы: «Если не знать, что он преступник, внешность не подтолкнула бы на эту мысль»; «Кажется, что он не преступник». Данные утверждения, как было замечено ранее, могут быть даны из-за наслышанности о похожих исследованиях восприятия. Но не стоит отрицать и тот факт, что помимо информационного контекста на восприятие влияет и оценка непосредственно внешности человека. Определенные черты лица могут повлиять на отношение воспринимающего к объекту взаимодействия – это может быть обусловлено прошлым опытом межличностной перцепции, сложившимися у испытуемых стереотипами о внешности преступника.

Некоторые испытуемые приписывали натурщику не только отдельные качества, но и целые сценарии, характерные преступной личности: «Примерный семьянин, соседи о нем плохого не скажут, но он педофил <…> возможно, работает в школе»; «Не социализирован, <…> из неблагополучной семьи».

В ходе анализа анкет было отмечено, что испытуемые обеих групп указывали схожие свойства, но придавали им разную эмоциональную окраску. Сравнительный анализ указанных группами черт представлен в таблице:

Таблица 1. Сравнение оценок натурщика под влиянием разного контекста

Группа 1

Группа 2

«открытый», «общительный»

«приходится много общаться с людьми»

«лидер»

«способен подчинить себе»

«добрый»

«старается быть добропорядочным на людях, хитрит»

«улыбка»

«ухмылка»

«стремится к открытиям в науке»

«придумывает сложные планы преступлений»

«уверен в своем деле»

«не чувствует вину за содеянное»

«разбирается в своих чувствах», «знает свои эмоции»

«скрывает эмоции», «безэмоционален»

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что личностные особенности определялись испытуемыми под влиянием как информационного контекста, так и контекста физиологических черт натурщика.

Общими для обеих групп были также высказывания о наличии у натурщика семьи и успеха в трудовой деятельности.

Таким образом, результаты методики «Оцени меня» подтвердили результаты методики «Личностный дифференциал». Заметно влияние разных сторон контекста и очевидно его воздействие на оценку. Открытый ответ в полной степени показал, что испытуемые, имеющие одну и ту же информацию о натурщике, описали его по-разному, хотя и можно было проследить некоторые сходства, названные выше. Это еще раз доказывает сочетанное влияние контекста внешней ситуации, внешности натурщика и стереотипов оценивающего.

На основании проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

- Контекст может изменить оценку личности, способствовать большей выраженности одних черт и меньшей выраженности других, по сравнению в ситуацией, воспринимаемой без контекста;

- При изменении контекста изменяется и оценка личностных черт. Так, при воздействии положительного, социально одобряемого контекста, студенты находят в воспринимаемом человеке больше положительных личностных черт, в то время как в отрицательном контексте студенты дают воспринимаемому негативную оценку;

- Наряду с контекстом внешних обстоятельств, на оценку личностных особенностей влияет и контекст физиологических данных испытуемого: отдельные черты внешности позиционируются как показатель того или иного личностного качества вне зависимости от ситуации, в которой воспринимается человек. Также имеет место контекст личностных особенностей самого субъекта оценки: убеждения, основанные на прошлом опыте, влияет на восприятие личности в сходной ситуации в дальнейшем;

- Существует различие между восприятием студентами представителей своей возрастной группы и людей старшего возраста;

Так как в гипотезе предполагалось, что контекст, в котором воспринимается человек, оказывает существенное влияние на оценку его личностных черт, то после анализа теоретических данных и проведения эмпирического исследования гипотеза подтвердилась.

Изучению межличностной перцепции под влиянием контекста, направленному именно на исследование возрастных особенностей юношества, посвящено небольшое количество работ. При этом данные, которые могут быть получены при изучении данного вопроса, могут помочь в решении проблем оптимизации образовательной среды, снижения конфликтов в студенческих группах, более продуктивной социализации студентов, пересмотра взглядов на механизмы социальной перцепции в целом. Недостаточная освещенность и при этом актуальность проблемы влияния контекста восприятия на оценку личностных черт у студентов дает возможность проведения новых исследований для пополнения общей информационной базы.

Список литературы:

Ананьева К. И., Айметдинова О. В. Роль контекста восприятия в оценке личностных особенностей человека.

Вербицкий А.А. Категория "контекст" в психологии и педагогике: монография / А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников. - М.: Логос, 2010. - 300 с.

Миронова Е. Е. Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга // Сборник психологических тестов. Мн.: Женский институт
ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.

Мухина В. С. Рефлексия на себя и других: сорок лет фильму «я и другие» // Развитие личности. 2011. №1.

Немов Р. С. Психологический словарь. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

Фетискин Н. П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)// Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.

Просмотров работы: 44