ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ ГЕРМАНИИ

Винокурова А.И. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции, и в значительной мере на основе художественного опыта французских мастеров. Но, несмотря на это, готическое искусство получило здесь свое глубоко самобытное и оригинальное развитие. [1]

Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических, в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада. [2] В германской готике здания обладают неудержимым порывом, который визуально поднимает ввысь всю массу здания, придавая его образу что-то непостижимое. Немецкие мастера начали применять контрфорсы, а французскую розу над главным входом заменили стрельчатым окном, придав зданию еще больше легкости. Особенностью столь гармоничной французской готики является присутствие еле уловимой горизонтальности членений и некого размеренного ритма, которые как бы препятствуют порыву, подчиняя его разуму и логике. [1]

Немецкая готическая архитектура обычно делится на три периода: ранняя, высока и поздняя готика.

Первым зданием Рейнской области, в котором ярко выражены принципы готического стиля, является церковь Богоматери в Трире. Характерной чертой ее конструкции была центрическая композиция плана: равноконечный крест, перекрытый нервюрными сводами, в каждом из углов, по две капеллы. Такое расположение капелл было еще неизвестно во Франции и является оригинальным созданием немецкого мастера. [2] Именно тогда готический стиль начал развиваться как независимое направление в архитектуре.

Кирпичная или красная готика – уникальное готическое направление немецкой архитектуры, связанное с использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Кирпичная готика получила распространение в местностях, бедных месторождениями строительного камня, прежде всего на севере Германии. В данном стиле строились соборы, ратуши и замки. Характерными признаками, в отличие от каменной готики, были сохранение плоскости стены, отсутствие глубоких рельефных членений фасада, простота, отсутствие скульптурных композиций и замена её плоскими орнаментами. Своды интерьеров часто заштукатурены и покрыты декоративной росписью. Церковь Мариенкирхе в Любеке (церковь святой Марии) - первая готическая церковь из красного кирпича. [3]

В период зрелой немецкой готики создаётся тип храма, в силуэте которого доминируют башни, а фасады покрывает каменная резьба. Ярчайшим примером архитектуры данного периода является собор в Кёльне, проект собора был настолько сложен, что был завершён только в XIX веке. [3] Один из главных шедевров готической архитектуры, чьи башни возносятся на 157 метров, поражает монументальностью и в то же время легкостью и изяществом своих ажурных форм. Преодолев 509 ступеней лестницы, можно попасть на колокольню, откуда виден весь город и его окрестности. В соборе хранятся ценные коллекции картин, драгоценностей, скульптур, собранные за столетия. Среди них скамьи в хоре, фрески, главный алтарь, оконные витражи, кресты, дароносицы. [4]

Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Преобладает тип зальной церкви, архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство. Энергия общего движения ввысь ослабевает. В поздней готике 15 столетия возникла живописная неопределенность форм, трактованных более свободно и произвольно с точки зрения конструктивной логики. Одни архитектурные части незаметно переходят в другие, столбы сливаются с системой арок, ребра сводов становятся плоской декорацией. К лучшим памятникам поздней готики принадлежит церковь в Зесте (Вестфалия), заложенная в 1343 и освященная в 1376 г. Небольшая по размерам, она величественна по пропорциям. Стен как таковых в ней совсем нет, проемы окон поднимаются почти от самого пола до распалубок; устои сведены к пучку опор, которые тянутся без капителей до нервюр. [2]

Под влиянием ранних построек к XV веку формируется национальный тип невысокого храма с одной башней на фасаде. Именно такой тип строений считается образцом традиционного германского готического храма. [3]
Ахенский собор - один из самых древних храмов Европы, сочетающий в себе фрагменты классического, византийского и готического стилей, был основан Карлом Великим в 796 году. На протяжении 6 веков здесь короновали германских монархов. В центре собора – восьмигранная капелла, где хранится трон Карла Великого, а в золотом саркофаге покоятся его останки. Среди христианских реликвий – покрывало с казни Иоанна Крестителя, набедренная повязка Христа, покров Девы Марии. [4]

Строительство второго по величине собора Германии – Ульмского - продолжалось 5 веков. Начали его возводить в XIV веке, на средства горожан. А западная башня высотой 161 метр была достроена только в конце XIX века. На ней расположена смотровая площадка. На крыше собора установлена скульптура воробья – символа города Ульм, с которым связана местная легенда.
Собор во Фрайбурге был построен в XII-XVI веках из красного песчаника. Отличительной особенностью его 116-метровой башни является ажурный, прозрачный, словно кружевной, шпиль. В башне находятся 16 колоколов, самому старому – 750 лет. Также здесь на уровне 70 метров расположена смотровая площадка. Главное украшение храма – алтарь, расписанный библейскими сюжетами из жизни Богоматери. Орган собора – один из самых крупных в мире. [4]

Строительство Мейсенского собора велось постепенно и заняло в общей сложности шесть с половиной веков. Особую изысканность ему придают три ажурные башни, которые видны практически из любой точки старого города. Истинное произведение искусства – главный колокол храма, отлитый в 1928 году. По четырем его сторонам изображены сцены из апокалипсиса, а на вершине – корона с 4-мя Евангелистами. [4]

В XIX веке в разных странах Европы начался период возрождения старинных стилей, который получил название «историзм». Готика, таким образом, обрела новую жизнь. В Германии процесс возрождения стиля протекал особенно бурно. Создавались постройки абсолютно разных типов и стилевых направлений: старинные соборы достраивались в соответствии со средневековыми принципами, создавались новые, в городах вновь стали строить ратуши, учитывая современные строительные технологии. Особенно получило развитие направление жилых готических интерьеров, богатые люди строили и перестраивали свои замки, интерьеры в которых оформлялись с использованием сложного готического декора. [3]

Список использованной литературы:

1. Особенности немецкой готики // https://architecturalidea.com/architect/osobennosti-nemeckoy-gotiki/

2. Готическое искусство Германии // http://totalarch.ru/art_history/middleages/europe/germany_gothic

3. Немецкая готика // https://foto-interiors.com/style-interior/nemeckaya-gotika

4. Самые знаменитые соборы Германии // https://must-see.top/goticheskie-sobory-germanii/

Просмотров работы: 243