СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Кочетова В.А. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Древнегерманская мифология делится на две части: мифологию континентальных германцев и мифологию северных стран, которой как раз является скандинавская. Это мифология народов севера, стран Скандинавии (в частности, норвежцев, шведов и датчан) до одиннадцатого века. Основными источниками, откуда возможно узнать о событиях данных легенд, являются два сборника: поэтическая «Старшая Эдда» и прозаическая «Младшая Эдда», написанная С. Стурлусоном в XII веке нашей эры. Особое значение играет «Прорицание вёльвы», одна из самых известных эпических песен «Старшей Эдды». [1]

Согласно скандинавской мифологии, в начале всего была пустота, бездна, носившая имя Гиннунгагап, по краям которой лежали два царства: Нифльхейм олицетворял холод и мрак; Муспелльхейм был миром пламени. Холод пустоты превращал воды родника Хвергельмир (кипящий котёл) в глыбы льда, что продвигались к огню Муспельхейма. Достигнув его, лёд начал таять, и из пара и искр появились великан Имир и корова Аудумла; от Имира пошли первые инеистые великаны. А из тепла языка Аудумлы и холода солёных камней, что она лизала, чтобы кормить Имира своим молоком, появился Бури – могучий первочеловек. Его сын, Бор, женился на внучке Имира, великанше Бесле, и она родила трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Они убили Имира и из его тела сотворили Мидгард: из плоти – землю, из костей – горы, из волос – растения. Кровь, что реками лилась из тела Имир, утопила в себе почти всех великанов, и лишь Бергельмир спасся со своей женой; они положили начало народу йотунов. Задумали асы заселить Мидгард, и, увидев на берегу моря два древа – ясень и ольху, – сделали из них мужчину и женщину; Один вдохнул в них жизнь, Вили даровал разум, а Ве – кровь. [2]

Что же касается устройства мира, оно имеет вертикальные и горизонтальные компоненты. Основной осью мира является Иггдрасиль, или же Ирминсуль, что встречается у саксов – Мировое Древо, исполинский ясень, связывающий собой все девять миров. Древо покоится на трёх корнях. Первый уходит к асам и под ним покоится источник Урд, подле которого живут три норны (волшебницы, наделённые даром определять судьбы людей и богов) – Урд, что рассказывает прошлое, Верданди, ведающая о настоящем, и Скульд, знающая будущее. Второй корень ведёт в царство йотунов, где находилась ранее бездна, а ныне источник Мимира. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить из него и познать мудрость. Третий корень уходит к Хвергельмиру, в чьём колодце обитает один из великих змеев, Нидхёгг, что пожирает корни Иггдрасиля. На вершине ясеня сидит мудрый орёл, и белка Рататоск скачет вверх-вниз по ветвям, передавая бранные слова от орла к змею, что являются врагами. Четыре оленя – Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор бегают по сучьям ясеня, объедая листья и кору. Раны, которые наносят Иггдрасилю олени, Нидхёгг и прочие змеи, залечивают норны: черпают из источника Урд воду, смешанную с грязью, и поливают ясень, чтобы ветви его и корни не засохли и не зачахли. [3]

Как было сказано, на ветвях Мирового древа расположены девять миров. В центре находится Мидгард, «срединный мир», в коем живут люди. Над ним располагается Асгард, небесный обитель богов-асов. На севере лежит царство Нифльхейм, обитель туманов и место обитания помещённых туда асами йотунов. Муспелльхейм, огненная земля, располагается на юге; его жители – огненные великаны и их правитель Сурт. На западе находится Ванахейм, родина ванов – богов плодородия. Йотунхейм располагается на востоке, его обитатели – йотуны. Альвхейм – царство светлых духов природы, расположенное между Асгардом и Мидгардом. Хельхейм – мир мёртвых, куда Один низверг великаншу Хель, находится под Мидгардом. Свартальфахейм, или же Нидавеллир, расположен между Хельхеймом и Мидгардом, дом чёрных альвов, в коем обитают дверги – гномы, что слывут искусными кузнецами. Связью между миром людей и богами служит радуга, трёхцветный божественный мост Биврест, охраняемый стражем Хеймдаллем. [4]

Пантеон скандинавов состоит из ванов, богов плодородия, и асов – главной группы божеств. Божества являются большой семьёй, которая живёт по принципам патриархальной родовой общины, почти все мифологические персонажи связаны друг с другом родственными связями и часто собираются на совместные пиры и встречи, для обсуждения чего-либо. Центральное божество – Один, бог военной магии, предводитель валькирий и покровитель героев. Другими значительными богами являются Тор, громовержец, ведущий борьбу с врагами богов и людей, и Тюр, покровитель воинской чести, правил боя и поединков. Среди множества богов можно выделить особенного – Локи, так как он не имеет аналогов в остальных древнегерманских верованиях и обладает уникальным характером, поэтому популярен в легендах, пословицах и поговорках. В других мировых мифологиях сложно найти похожее божество. С одной стороны, Локи высокомерен, имеет злое чувство юмора и непостоянен, не находится на чьей-либо стороне, постоянно вступает в связи с чудовищами и от него произошли такие ужасные создания, как Фенрир, Ёрмунганд и Хель, но, несмотря на это, бог сопровождает самого Одина или Тора, связан с ними кровным родством и помогает по сюжету различных легенд. Нельзя упустить и Бальдра, бога весны и света, сына Одина и Фригг, богини любви и брака. Ведь именно с момента его смерти, подстроенной Локи, и начались «сумерки богов», Рагнарёк. [2, 4]

Стоит отметить, что скандинавы в своих мифах ставили в приоритет честь, военное дело и долг; богом-всеотцом является Один, а богов луны и солнца нет и в помине. Это также является отличительной чертой этих мифов: в сказаниях прочих народов лидируют либо боги стихий (Перун), лицо боги, обозначающие небесные тела (Амон Ра). Данное можно объяснить лишь тем, что в мифах находит отражение жизнь самих людей. То же можно сказать и о самих богах – они смертны, как и люди, и так же отважны: зная о грядущем конца, которого остерегались боги Олимпа, боги Скандинавии приняли свою участь. [5]

Итак, многие черты скандинавской мифологии схожи со сказаниями других народов, но в то же время она имеет уникальные черты, такие как неоднозначные персонажи, смертность богов, устройство мира.

Список использованной литературы:

Гейман Н. Скандинавские боги // https://knizhnik.org/nil-gejman/skandinavskie-bogi/1

Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. М.: Астрель аст, 2002.

Ларрингтон К. Скандинавские мифы: от Тора и Локи до Толкина и Игры Престолов // librebook.me/skandinavskie_mify__ot_tora_i_loki_do_tolkina_i__igry_prestolov_/

Синельченко В.Н., Петров М. Б. В мире мифов и легенд. СПб: Диамант, Золотой век, 1995.

Мелетинский Е. М. Эдда и ранние формы эпоса // http://svr-lit.ru/svr-lit/meletinskij-edda/index.htm

Просмотров работы: 33