Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверин - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверин

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Значительное количество заболеваний различной этиологии сопровождается спастическими реакциями - сокращениями гладкой мускулатуры, которая формирует мышечные оболочки стенок кровеносных сосудов и лимфатических узлов, а также полых внутренних органов, таких как кишечник или матка. Эти спазмы, в свою очередь, вызывают болевые ощущения, снижающие качество жизни человека [19].

Спазм - это физиологическое или патологическое сокращение отдельной мышцы или группы мышц, ухудшающее кровоснабжение спазмированного участка, в котором постепенно развивается кислородное голодание и накапливаются вещества, отвечающие за формирование болевых импульсов. При длительном спазме в гладкой мускулатуре могут начаться дистрофические изменения, ведущие к гибели мышечных волокон и к их замещению соединительной тканью. Раздражение и боль, возникающие в результате спастической реакции, провоцируют еще большее напряжение мышечных волокон - так возникает порочный круг, разорвать который без помощи извне бывает очень сложно.

Для того чтобы избавиться от болезненного сокращения гладко-мышечных тканей врачи-специалисты назначают препараты целевого действия - спазмолитики [20].

Спазмолитики широко применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в частности при синдроме раздраженного кишечника, при урологических заболеваниях, спастических дискинезиях в гинекологии.

Мебеверин - селективный миотропный спазмолитик. Назначается мебеверин в основном при заболеваниях ЖКТ и при вторичных спазмах, обусловленных органическими поражениями желчевыводящих путей и кишечника. В отличие от дротаверина, который можно применять для купирования острой боли, мебеверин рекомендован для курсового лечения [13].

Данный препарат пользуется высоким спросом у пациентов. Эффективная работа лекарственного средства, доказанная в ходе множественных клинических испытаний, позволяет его применять в качестве действующего и легкодоступного препарата [19, 24].

В этой связи маркетинговые исследования рынка спазмолитических лекарственных средств (ЛС) являются на сегодняшний день особенно актуальными, так как спастические реакции сопровождают значительное количество заболеваний.

Цель исследования - маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверин.

Задачи исследования:

1. Определить цели и задачи маркетинговых исследований на рынке лекарственных средств.

2. Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств.

3. Провести товароведческую характеристику лекарственного средства Мебеверин.

4. Провести маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверин на российском и региональном рынке.

5. Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.

6. Разработать предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации.

Объект исследования - ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверин.

Методы исследования:контент-анализ официальных источников информации, обобщение и систематизация, статистический метод (составление таблиц и диаграмм).

ГЛАВА I. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Цели и задачи маркетинговых исследований на рынкелекарственных средств

Маркетинг представляет собой рыночную концепцию системного управления деятельностью предприятия, ориентированную на удовлетворение требований потребителей [8].

В основе маркетинга как системы управления лежат следующие общие принципы:

во–первых, маркетинг направлен на достижение конечной реализации товара на рынке;

во–вторых, маркетинг предполагает подчинение всей деятельности предприятия требованиям потребителей;

в–третьих, при осуществлении маркетинговой деятельностью применяется программно–целевой и системный подход;

в–четвертых, маркетинг основывается на политике изучения рынка, активного приспособления к рынку и целенаправленном одновременном воздействии на рынок;

в–пятых, происходит активизация человеческого фактора маркетинговой деятельности, что предполагает воспитание и обеспечение активности, предприимчивости работников, должностных лиц всех рангов [10].

Маркетинговые исследования - это объективный сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю или промышленному покупателю. Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшающих неопределенность и риск. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов, а значит и производителя, с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга (рисунок 1). Поэтому проведение маркетинговых исследований различных групп лекарственных препаратов в современном мире необходимы для качественного удовлетворения потребительских требований [7, 11].

Рисунок 1. Основные методы маркетинговых исследований.

Исследование рынка проводиться с целью получения данных о рыночных условиях, в данном случае, о фармацевтическом рынке - рынке лекарственных средств. Основные результаты исследования рынка - выявление ключевых факторов и прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций [17].

Фармацевтический маркетинг это процесс, посредством которого предоставляется фармацевтическая помощь. Любой товар, услуга или идея, связанные с фармацией, могут быть предметом фармацевтического маркетинга [18].

Фармацевтический маркетинг имеет ряд особенностей, не свойственных общему маркетингу. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи.

Продуктом в фармацевтическом маркетинге являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от заболевания больного, но и от квалификации врача. Поэтому первой и главной особенностью фармацевтического маркетинга является то, что в случае фармацевтической помощи усложняется классическая формула купли -продажи, потому что в систему покупатель (пациент) - продавец (провизор) включается третье звено - врач, который в равной, а иногда и большей степени является генератором спроса [17].

Второй  важной особенностью является то, при анализе рынка необходимо учитывать не спрос, как в общем маркетинге, а сразу три параметра - нужду, потребность и спрос.

Третьей особенностью является то, что потребители зачастую рассматривают медицинские и фармацевтические товары не как желаемый товар, а как необходимую покупку, и поэтому, как правило, осуществляют покупку под давлением симптомов болезни или при ощущении отклонений от нормального самочувствия. Это, в свою очередь, определяет то, что больной покупает не лекарство или предмет ухода как таковые, а способ вернуть себе здоровье и устранить состояние дискомфорта, вызванное нездоровьем.

Четвертая особенность связана с неосведомленностью конечного потребителя (больного) о том, какое лекарство ему необходимо и какое из имеющихся на рынке синонимов надо выбрать.

Пятая важная особенность - фармацевтические товары должны быть только высокого качества [18].

Резюмируя приведенные выше особенности можно сказать, что наряду с больным, одним из основных объектов фармацевтического маркетинга является лекарственное средство в различных лекарственных формах, которому как товару принадлежат некоторые уникальные характеристики, задающие в свою очередь и специфические особенности маркетингу:

Врач, а не больной принимает решение о необходимости приема лекарственного препарата, но врач не имеет возможность контролировать покупку и потребление лекарственного препарата;

Потребитель лекарственного препарата чаще всего мало знает о качестве и назначении препарата, а кроме того, и не всегда желает  употреблять его;

Определяющие показатели при покупке лекарственного препарата – его эффективность, качество и безопасность, а не цена;

Фармацевтический маркетинг в большей степени связан с регулирующей ролью внешней среды, которую играет государственное учреждение в системе лекарственного обеспечения (требования к качеству, регистрация, номенклатура, ценообразование, условия отпуска) [12].

К основным задачам фармацевтического маркетинга относят:

Анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;

Анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;

Повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.

Разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;

Выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;

Разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом макроэкономической конъюктуры и собственного потенциала компании [18].

Исходя из всего вышесказанного, основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей.

Маркетинговая деятельность аптечного предприятия по изучению рынка включает в себя следующие этапы [12]:

1. Изучение рыночного потенциала (емкости рынка), то есть максимально возможного количества конкретных лекарственных средств, которые могут быть реализованы на рынке в определенный период времени.

2. Анализ рыночной сегментации. Этот этап предполагает выделение на рынке в соответствии с выбранными критериями (географическими, демографическими, поведенческими и т.д.) отдельных сегментов (долей) рынка. Сегментация производится с целью последующего выявления наиболее соответствующих запросам потребителей и возможностям предприятия целевых рынков.

3. Исследование структуры рынка, позиций конкурентов. При этом определяются основные группы фирм, работающих на данном рынке: фирмы-партнеры, фирмы-конкуренты, фирмы-нейтралы.

4. Изучение информации о покупателях фирмы тщательно исследует факторы, оказывающие влияние на потребности покупателей. Аптечное предприятие должно определить основные критерии, которые определяют выбор покупателем того или иного лекарственного средства.

В ходе маркетинговых исследований анализируются различные направления деятельности организации, среди которых первостепенным по важности является изучение ассортимента реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации [12].

Необходимым условием проведения маркетинговых исследований является глубокое знание лекарственных средств как товара, его основных фармакотерапевтических свойств, показателей к применению, форм выпуска и других товароведческих характеристик. Большое значение имеет анализ оценок потребительских свойств и показателей использования по каждому наименованию лекарственных средств в ассортименте фармацевтической организации.

Таким образом, маркетинговые данные могут помочь в планировании в таких областях, как определение размера рынка и его потенциала, пригодно ли это лекарство для использования, применялось ли оно ранее и каков должен быть следующий логический шаг в его использовании. Кратковременные исследования могут оказать помощь при определении областей рынка, доступных для отдельных подразделений фирмы.

Методы анализа ассортимента лекарственных средств

В условиях сложившейся жесткой конкуренции на фармацевтическом рынке аптечные сети стремятся улучшить свои бизнес-процессы, однако такие ключевые бизнес-процессы, как планирование ассортимента, ценообразование, распределение товара, еще далеки от совершенства [18]. 

Определение количества, необходимого для заказа товара, чаще всего подсчитывается на основании продаж за предыдущие периоды методом усреднения. Такой способ, безусловно, позволяет контролировать позиции с постоянным спросом. Однако многие лекарства являются сезонными и, следовательно, подвержены значительным колебаниям продаж. Использование метода усреднения для таких товаров способствует при сезонном увеличении спроса дефектуре, а при снижении спроса - затовариванию. Поэтому планирование ассортимента для сезонных товаров методом усреднения неприемлемо.

Существующие на сегодня подходы к анализу и формированию ассортимента в крупных аптечных сетях можно свести к двум крайним моделям [17]:

- централизованная: ассортимент аптек, входящих в аптечную сеть, формируется в центральном офисе, и на его основании делаются запасы на центральном складе сети;

- децентрализованная: ассортимент создается непосредственно в аптеках, товарные запасы на центральном складе аптечной сети составляются в результате наблюдения за динамикой продаж всех аптек.

Эффективная система формирования и поддержания ассортимента должна обеспечивать:
1)    формирование гибкого и актуального ассортимента с минимальными финансовыми, трудовыми и временными затратами;
2)    сокращение финансовых затрат и снижение рисков финансовых потерь, связанных с формированием «неправильного» ассортимента (дефектурой или затовариванием), негативным влиянием человеческого фактора, потерей потенциальных клиентов;
3)    управляемость ассортиментной политики за счет «планируемости» ассортимента;
4)    поддержание лояльности клиентов, за счет наличия необходимых им товаров.

При проведении аналитической работы по дей­ствующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям [12]:

- широ­та ассортимента; 

- полнота ассортимента; 

- глубина ассортимента; 

- насыщенность ассортимента; 

- гармонич­ность ассортимента; 

- полнота использования;

- устойчивость ассортимента;

- степень обновления ассортимента.

Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной струк­туре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассор­тиментной базы, к которой можно применить сравни­тельное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Мин­здрава России, справочники и т. д.

Широта ассортимента лекарственных препара­тов может рассматриваться, прежде всего, по отно­шению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.

Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потреби­телей и стимулировать совершение покупок в од­ном месте.

Коэффициент широты - отношение фактиче­ского числа ассортиментных групп (подгрупп, клас­сов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте) [7, 9].

Кш = Шфакт/Шбазовая           (1)                                                                   

Полнота ассортимента лекарств рассматривает­ся применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.

К примеру, анальгин выпускается в виде порошка ангро, таблеток, ампульных растворов и все эти формы есть в аптеке, то по данной пози­ции мы можем говорить о полном ассортименте.

Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имею­щихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = Пфакт/Пбазовая (2)

Глубина ассортимента характеризуется разно­видностью дозировок, концентраций, фасовок од­ного наименования лекарственного средства.

Коэффициент глубины - отношение фактиче­ского числа ассортиментных позиций одного товар­ного наименования к возможному числу позиций:

Кг =Гфакт/Гбазовая (3)

Насыщенность номенклатуры (ассортимен­та) - это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.

Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассорти­мента) по отношению к предпочтениям врача, па­циента. Так, имея широкую номенклатуру диуре­тиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочте­ния, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбиниро­ванные препараты этой группы. В свою очередь, у оптовика ассортимент может быть гармонизиро­ван по основным покупателям, видам предприятий (учреждений).

Полнота использования ассортимента - важ­ный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он мо­жет быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени. Чем выше этот показатель, тем правильнее по­добран ассортимент. При низком показателе часто­ты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д.

Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском [6, 14].

Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.). Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом [6].

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.

Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.

Устойчивость ассортимента можно определять как в разрезе ассортиментных групп (если в обращении постоянно присутствуют одни и те же группы товаров, то этот показатель будет равен Кш), так и внутри ассортиментной группы.

Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов: АВС-анализ; XYZ-анализ и совмещенный ABC-XYZ-анализ [7, 9].

Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют ABC-анализ. Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему.

XYZ-анализ - метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес процессов (в нашем случае, стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента). XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе [11].

Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:

- категории X – группы товаров со стабильной величиной потребления и,

следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;

- категории Y – группы товаров с известными сезонными колебаниями и

средними возможностями прогнозирования;

- категории Z - группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие,

низкой точностью прогнозирования спроса.

Подводя итоги, можно сказать, что ассортимент - это та продукция, которую мы предлагаем нашему покупателю. При разработке ассортиментной политики лю­бой аптечной организации необходим всесторон­ний анализ разрешенных к применению и суще­ствующих на рынке лекарств, рассмотрение приме­нительно к своей деятельности конкретных номен­клатурных позиций лекарственных средств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характе­ристик, качества, новизны.

Правильно сформированный ассортимент аптеки положительно отражается на уровне прибыли, влияет на развитие аптечной организации, позволяет сформировать круг постоянных покупателей, повышает лояльность с их стороны. Более того, он также является частью маркетинговой стратегии, способствуя увеличению уровня продаж и предоставляя возможность противостоять высокой конкуренции в фармацевтической сфере.

ГЛАВА II. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА МНН МЕБЕВЕРИН

2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства МНН Мебеверин

Мебеверин - противоспазматическое лекарственное средство (органы ЖКТ, кишечная колика, желчная колика; синдром раздраженного кишечника). Симптоматическая терапия боли и спазмов, а также кишечных расстройств и дискомфорта [21].

Мебеверин является аналогом папаверина, это спазмолитик второго поколения, синтезированный в то же время, что и верапамил.

Впервые в качестве лекарственного средства мебеверин зарегистрирован в США в 1965 году [23].

Международное непатентованное наименование (МНН): Мебеверин (Drotaverine)

Латинское название: Mebeverinum (род. Mebeverini)

Фармакологическая группа вещества Мебеверин: спазмолитики миотропные.

Нозологическая классификация:

K30 Диспепсия

K59.9 Функциональное нарушение кишечника неуточненное

R10.4 Другие и неуточненные боли в области живота

K58 Синдром раздраженного кишечника

K59.8.1* Дискинезия кишечника

K82.8.0* Дискинезия желчного пузыря и желчных путей [21]

Групповая принадлежность: спазмолитическое средство

Рисунок 2. Структурная формула

Бруттоформула: C25H35NO5

Код ATX: Mebeverine (A03AA04)

Пищеварительный тракт и обмен веществ (A)

Препараты для лечения функциональных нарушений со стороны ЖКТ (A03)

Препараты, применяемые при нарушениях функции кишечника (A03A)

Синтетические холиноблокаторы - эфиры с третичной аминогруппой (A03AA)

Mebeverine (A03AA04) [22].

Фармакологическое действие - миотропное, спазмолитическое.

Блокирует быстрые натриевые каналы клеточной мембраны миоцита и нарушает вход ионов Na+ в клетку, блокирует вход ионов Ca2+ через медленные каналы, замедляет процессы деполяризации мембраны и препятствует сокращению мышечных волокон.

Непосредственно расслабляет гладкую мускулатуру, преимущественно ЖКТ. Устраняет спазм, не оказывает значимого влияния на нормальную перистальтику кишечника. Не оказывает антихолинергического действия.

После приема внутрь не обнаруживается в плазме, т.к. подвергается пресистемному гидролизу в печени с образованием 3,4-диметоксибензойной кислоты (вератровой кислоты) и мебеверинового спирта. Выводится преимущественно с мочой исключительно в виде метаболитов - вератровой кислоты и мебеверинового спирта (в т.ч. частично в виде соответствующей карбоновой кислоты, частично - в виде деметилированной карбоновой кислоты), в небольших количествах определяется в желчи. Полностью выводится в течение 24 ч после приема однократной дозы. Не кумулирует.

Тератогенного действия не выявлено.

У взрослых: спазм органов ЖКТ (в т.ч. обусловленный органическим заболеванием), кишечная колика, желчная колика; синдром раздраженного кишечника (симптоматическое лечение боли и спазмов, а также кишечных расстройств и дискомфорта).

У детей старше 12 лет: функциональные расстройства ЖКТ, сопровождающиеся болью в животе.

Противопоказания: гиперчувствительность.

При беременности возможно, если ожидаемый эффект терапии превышает потенциальный риск для плода. При применении в терапевтических дозах мебеверин не проникает в грудное молоко.

Побочные действия вещества Мебеверин: головокружение (в отдельных случаях), диарея или запор; аллергические реакции (крапивница, отек Квинке, отек лица и экзантема).

Передозировка:

Симптомы: возбуждение ЦНС.

Лечение: удаление не абсорбировавшегося препарата из ЖКТ (промывание желудка, назначение активированного угля), симптоматическая и поддерживающая терапия. Специфический антидот неизвестен.

Способ применения и дозы: внутрь, не разжевывая, за 20 мин до еды, запивая водой, взрослым и детям старше 12 лет назначают по 200 мг 2 раза в сутки.

Меры предосторожности: в связи с возможностью развития головокружения во время лечения необходимо соблюдать особую осторожность при вождении транспортных средств, управлении машинами и механизмами [13, 15].

Торговые названия препаратов с действующим веществом мебеверин:

Дюспаталин®, Дютан®, Мебеверин, Мебеверин-СЗ, Мебеспалин, Ниаспам, Спарекс® [22].

Условия и сроки хранения: в сухом, защищенном от света месте, при температуре не выше 25°С. Хранить в недоступном для детей месте [4, 21].

Условия отпуска: в таблетках отпускается без рецепта [3].

Лекарственный препарат Мебеверин включен в перечень ЖНВЛП [5].

2.2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Мебеверин, разрешенных к применению в стране

На основании данных Государственного реестра лекарственных средств, в ходе выполнения работы, был проведен анализ ассортимента ЛП произведенных на основе лекарственного средства МНН Мебеверин, который был рассмотрен в несколько этапов [5].

Ассортимент ЛП, предлагаемый на рынке на основе ЛС МНН Мебеверин (таблица 1);

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по составу (таблица 2);

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по формам выпуска (таблица 3);

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по странам-производителям и фирмам (таблица 4);

Анализ ассортимента ЛП по датам регистрации (таблица 5).

Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на рынке на основе ЛС МНН Мебеверин представлен в таблице 1.

Таблица 1

Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на фармрынке РФ на основе ЛС МНН Мебеверин

№ п/п

Торговое наименование

МНН

Лек.форма, дозировка и фасовка

Фирма-производитель

Страна

Рег.номер, дата

1

Мебеверин

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг

№ 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100

ООО "Велфарм"

Россия

ЛП-007018, 19.05.2021

2

Мебеверин

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг

№ 10, 20, 30, 40, 50, 60, 90, 7, 14, 21, 28, 35, 42, 63

ЗАО "Биоком"

Россия

ЛП-006796, 18.02.2021

3

Мебеспалин

Мебеверин

таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80, 100

ООО "Озон"

Россия

ЛП-006311, 30.06.2020

4

Спарекс®

Мебеверин

таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 30, 50, 60 90

ЗАО "Канонфарма продакшн"

Россия

ЛП-005631, 08.07.2019

5

Дютан®

Мебеверин

таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 90, 100, 120

АО "АЛИУМ"

Россия

ЛП-005540, 24.05.2019

6

Мебеверин-СЗ

Мебеверин

таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 30, 40, 50, 60

НАО "Северная звезда"

Россия

ЛП-005276, 24.12.2018

Продолжение таблицы 1

7

Меберин МЛ

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг № 30

Микро Лабс Лимитед

Индия

ЛП-004941, 20.07.2018

8

Веремед

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг № 30

Оксфорд Лабораториз Пвт.Лтд

Индия

ЛП-004863, 24.05.2018

9

Мебеспалин ретард

Мебеверин

таблетки с пролонгированным высвобождением, покрытые пленочной оболочкой

200 мг

№ 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 150

ООО "Озон"

Россия

ЛП-003764, 04.08.2016

10

Мебеверин-ВЕРТЕКС

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг

№ 10, 20, 30, 60, 90

АО "ВЕРТЕКС"

Россия

ЛП-003540, 29.03.2016

11

Дютан®

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг

№ 10, 20, 30, 60, 40, 50, 90, 15, 45, 75

АО "АЛИУМ"

Россия

ЛП-003300, 10.11.2015

12

Дюспаталин®

Мебеверин

таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 100, 120, 15

АО "ВЕРОФАРМ"

Россия

ЛП-001454, 25.01.2012

13

Ниаспам®

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг № 30

Сан Фармасьютикал Индастриз Лтд

Индия

ЛП-000027, 09.11.2010

Продолжение таблицы 1

14

Дюспаталин®

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг

№ 10, 20, 30, 50, 60, 90

Майлан Лэбораториз САС

Франция

П N011303/01, 18.11.2009

15

Спарекс®

Мебеверин

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг

№ 30, 60

ЗАО "Канонфарма продакшн"

Россия

ЛСР-004416/09, 04.06.2009

 

ТН - 15

ЛФ - 2

ЛП - 95

Фирм - 12

Стран -3

 

Анализ таблицы 1 показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин представлен под 15 торговыми наименованиями, всего предложений ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации – 95. Выпускают лекарственные средства двенадцать фирм в трех странах мира, в виде двух лекарственных форм [5].

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по составу, который представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по составу

Количество предложений (всего)

Состав

монопрепарат

комбинированный препарат

К-во

Доля ,%

К-во

Доля,%

95

95

100,0

0

0

Итого:

95

100,0

0

0

Анализ таблицы 2 показал, что количество предложений ЛП на рынке всего – 95, из них монопрепараты составляют 100,0% от общего количества предложения, комбинированные препараты отсутствуют (рис. 3).

Рисунок 3. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по составу.

Далее в работе мы провели анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по формам выпуска, который представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по формам выпуска

№ п/п

Вид лекарственной

формы

Количество

Предложений ЛП

Доля, %

1.

Таблетки

45

47,4

2.

Капсулы

50

52,6

 

Итого:

95

100,0

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по формам выпуска (таблица 3) показал, что большая часть ЛП на основе МНН Мебеверин выпускается в форме капсул и составляет 52,6% от общего количества предложений. В форме таблеток представлено 45 ЛП – 47,4% от общего количества имеющихся в Госреестре ЛП (рис. 4) [5].

Рисунок 4. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по формам выпуска.

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по странам-производителям и фирмам, который представлен в таблице 4.

Таблица 4

Анализ ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Мебеверин по странам-производителям и фирмам

Страна-производитель

К-во ЛП

Доля,%

Фирма

К-во ЛП

Доля,%

Россия

86

90,5

ООО "Велфарм"

10

10,5

ЗАО "Биоком"

14

14,7

ООО "Озон"

19

20,0

ЗАО "Канонфарма продакшн"

6

6,3

АО "АЛИУМ"

19

20,0

НАО "Северная звезда"

4

4,2

АО "ВЕРТЕКС"

5

5,2

Продолжение таблицы 4

     

АО "ВЕРОФАРМ"

9

9,5

Индия

3

3,2

Микро Лабс Лимитед

1

1,0

Оксфорд Лабораториз Пвт.Лтд

1

1,0

Сан Фармасьютикал Индастриз Лтд

1

1,0

Франция

6

6,3

Майлан Лэбораториз САС

6

6,3

Стран - 3

95

100,0

Фирм – 12

95

100,0

Анализ показал, что большую часть ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин составляют препараты российского производства (90,5%). На долю зарубежного производства приходится 9,5% от общего количества предложений на рынке, из них: 6,3 % препараты производства Франции и 3,2% - производство Индии (рис. 5).

Лидирующую позицию среди Российских производителей занимают фирмы ООО "Озон " – 20,0% и ООО "АЛИУМ" – 20,0% (рис. 6).

Рисунок 5. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по странам-производителям

Рисунок 6. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Мебеверин по фирмам-производителям

Далее в работе был проведен анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Мебеверин по датам регистрации, который представлен в таблице 5 [5].

Таблица 5.

Анализ ассортимента ЛП на основе Мебеверин по датам регистрации

п/п

Годы

Количество зарегистриро-ванных ЛП

Удельный вес, %

1.

2022 г.

0

0

2.

2021 г.

24

25,3

3.

2020 г.

8

8,4

4.

2019 г.

13

13,7

5.

2018 г.

6

6,3

 

5 лет

51

53,7

Анализ данных таблицы 5 показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин является 51 препарат (53,7%), т.е. зарегистрированы в Российской Федерации в период с 2018 года по 2022 год [5].

Расчет индекса обновления ассортимента за последние 5 лет.

Индекс обновления ассортимента рассчитывается по формуле:

Y=n : N (4), где

n – число предложений на рынке, зарегистрированных в течение последних 5 лет (2018-2022 гг);

N – общее число предложений на рынке (см. таблицу 1) [14].

Y=51 : 95= 0,54

Y=0,54

Исходя из расчетов видно, что индекс обновления препарата составляет 54%. Наибольшее количество новых ЛП зарегистрировано в 2021 году (25,3%), следовательно, фармацевтический рынок России располагает высокоэффективными спазмолитическими средствами, и постоянно обновляется (рис. 7).

Рисунок 7. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин по датам регистрации.

2.3. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверинв аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Мебеверин проводилсяна базе аптечной организации ООО «Губернская аптека». В соответствии с лицензией аптечная организация является «Аптекой готовых лекарственных форм», которой разрешено:

- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;

- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

В аптечной организации представлен большой перечень лекарств, биологически активных добавок, профессиональной косметики, гомеопатической линейки и других профилактических средств. На сегодняшний день Аптека работает с европейскими и отечественными производителями и поставщиками фармацевтической продукции.

На момент изучения ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин был представлен следующими наименованиями ЛП (таблица 6).

Таблица 6

Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Мебеверин

№ п/п

Торговое наименование

Лек.форма, дозировка, фасовка

Цена

Фирма производитель, страна

Регистр. номер, дата

1.

Дюспаталин®

таблетки, покрытые пленочной оболочкой

135 мг № 15

214.00

АО "ВЕРОФАРМ", Россия

ЛП-001454, 25.01.2012

2.

Ниаспам®

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг № 30

367.43

Сан Фармасьютикал Индастриз Лтд , Индия

ЛП-000027, 09.11.2010

Продолжение таблицы 6

3.

Спарекс®

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг № 30

432.49

ЗАО "Канонфарма продакшн", Россия

ЛСР-004416/09, 04.06.2009

4.

Спарекс®

таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 30

383.00

ЗАО "Канонфарма продакшн", Россия

ЛП-005631, 08.07.2019

5.

Мебеверин-СЗ

таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 50

487.00

НАО "Северная звезда", Россия

ЛП-005276, 24.12.2018

6.

Спарекс®

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг № 60

739.00

ЗАО "Канонфарма продакшн", Россия

ЛСР-004416/09, 04.06.2009

7.

Спарекс®

таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 60

645.00

ЗАО "Канонфарма продакшн", Россия

ЛП-005631, 08.07.2019

8.

Дюспаталин®

таблетки, покрытые пленочной оболочкой

135 мг № 50

634.38

АО "ВЕРОФАРМ", Россия

ЛП-001454, 25.01.2012

9.

Дюспаталин®

капсулы с пролонгированным высвобождением 200 мг

№ 30

583.62

Майлан Лэбораториз САС, Франция

П N011303/01, 18.11.2009

 

ЛП – 9

ЛФ - 2

 

Стран – 3,

Фирм – 5

 

По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации предлагается 9 ЛП, в двух формах выпуска, отечественного и зарубежного производства.

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП в аптечной организации по составу. Результаты анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации по составу

Количество предложений (всего)

Состав

монопрепарат

комбинированный препарат

К-во

Доля ,%

К-во

Доля,%

9

9

100,0

0

0

Итого:

9

100,0

0

0

Анализ таблицы 7 показал, что количество предложений ЛП в аптеке всего – 9, из них монопрепараты составляют 100,0% от общего количества предложения, комбинировнные ЛП отсутствют.

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП в аптечной организации по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации по формам выпуска

п/п

Вид лекарственной формы

Количество ЛП

Доля, %

1.

Таблетки

5

55,6

2.

Капсулы

4

44,4

 

Итого: ЛФ – 2

9

100,0

В результате анализа установлено, что препараты на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации имеются в двух лекарственных формах. Большая часть препаратов представлена в форме таблеток, что составляет 55,6%. Наименьшее количество ЛП представлено в форме капсул – 44,4% от общего количества представленных ЛП (рис. 7).

Рисунок 7. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации, по формам выпуска

Далее в работе были проанализированы лекарственные препараты на основе ЛС МНН Мебеверин, имеющиеся в аптечной организации по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 9.

Таблица 9

Анализ ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации по производственному признаку

Страна-

производитель

Количество ЛС

Фирма-производитель

Количество ЛС

абс. зн.

доля,%

абс. зн.

доля,%

Россия

7

77,8

АО "ВЕРОФАРМ"

2

22,2

ЗАО "Канонфарма продакшн", Россия

4

44,4

НАО "Северная звезда", Россия

1

11,1

Франция

1

11,1

Майлан Лэбораториз САС

1

11,1

Индия

1

11,1

Сан Фармасьютикал Индастриз Лтд

1

11,1

Итого - 3

9

100,0

Фирм - 9

11

100,0

По данным, представленным в таблице 9, в аптечной организации имеется в наличии 9 лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Мебеверин отечественного и зарубежного производства. Большую долю ассортимента составляют ЛП отечественного производства – 77,8%. Доля ЛП, произведенных зарубежными произодителями, составляет 22,2% (рис. 8, 9).

Анализ ассортимента по фирмам-производителям показал, что наибольшее количество ЛП в ассортименте аптеки произведено фирмами ЗАО "Канонфарма продакшн", Россия – 44,4% и АО "ВЕРОФАРМ", Россия – 22,2% от общего количества ЛП (рис. 10).

Рисунок 8. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации по производственному признаку

Рисунок 9. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации по странам-производителям

Рисунок 10. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации по фирмам-производителям

На следующем этапе был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации «Губернская аптека».

По данным таблицы 6, в ассортименте аптеки имеется 3ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин зарегистрированных в 2018-2019 году.

Индекс обновления ассортимента составляет: Y = 3 : 9= 0,33.

Из полученных результатов видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин, в аптечной организации, на 33% представлен новыми ЛП.

2.4.Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе МНН Мебеверин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации «Губернская аптека». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

Расчет показателя полноты ассортимента:

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты - Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [14, 12].

Kn = Пфакт / Пбаз,

где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В Государственном реестре зарегистрированы ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в двух лекарственных формах. В аптечной организации ассортимент ЛП Мебеверина также представлен в двух формах выпуска. Исходя из имеющихся данных,

Кп = 2 : 2=1

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке имеются все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Мебеверин.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

2. Расчет показателя глубины ассортимента

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 3 [14, 12]:

Кг = Гфакт / Гбаз,

где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

В ассортименте аптеки имеется 9 ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин, в Госреестре зарегистрированы 95 ЛП.

Значение коэффициента глубины равно: К г = 9 : 95 = 0,09.

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует всего лишь 9% от возможного ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Мебеверин. Это необходимо учесть на будущее для формирования ассортимента в аптеке. Чем больше глубина товарного ассортимента, тем точнее компания может угадать потребности потенциальных покупателей и, соответственно, тем больший выбор она может предоставить им. 

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛС МНН Мебеверин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 10.

Таблица 10

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Мебеверин

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

Группа по АТС классификации

Код АТХ - A03AA04

Пищеварительный тракт и обмен веществ (A)

Препараты для лечения функциональных нарушений со стороны ЖКТ (A03)

Препараты, применяемые при нарушениях функции кишечника (A03A)

Синтетические холиноблокаторы - эфиры с третичной аминогруппой (A03AA)

Код АТХ - A03AA04

Пищеварительный тракт и обмен веществ (A)

Препараты для лечения функциональных нарушений со стороны ЖКТ (A03)

Препараты, применяемые при нарушениях функции кишечника (A03A)

Синтетические холиноблокаторы - эфиры с третичной аминогруппой (A03AA)

Продолжение таблицы 10

Количество предложений

95

9

По составу

Монопрепараты - 100%

Комбинированные препараты – 0%

Монопрепараты - 100%

Комбинированные препараты – 0%

Производственный признак

Зарубежного производства – 9,5%

Отечественного производства 90,5%

Зарубежного производства – 22,2%

Отечественного производства 77,8%

По видам лекарственной формы

Всего – 2

Таблетки

Капсулы

Всего – 2

Таблетки

Капсулы

Индекс обновления

0,54

0,33

По данным таблицы 10, ассортимент ЛП в аптеке на основе ЛС МНН Мебевериннасчитывает 9 лекарственных препаратов, тогда как на фармацевтическом рынке России зарегистированы 95 ЛП. Лекарственные препараты на основе Мебеверина являются монопрепаратами, комбинированные ЛП отсутствуют. В ассортименте присутствуют все виды лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. Большая часть ЛП, как на фармацевтическом рынке, так и в аптечной организации являются препаратами отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России на 54% представлен новыми ЛП, а в аптечной организации на 33%.

2.5.Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверинв аптечной организации

На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе МНН Мебеверин в аптечной организации «Губернская аптека», которые представлены в таблице 11.

Таблица 11

Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛП, предлагающегося на фармрынке России

Характеристика ассортимента ЛП, предлагающегося аптечной организации

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты: 1

Коэффициент полноты: 1

Поддерживать ассортимент на прежнем уровне.

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины: 1

Коэффициент глубины: 0,09

Расширить ассортимент аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармрынке.

Индекс обновления

0,54

0,33

Включить в ассортимент новые ЛП, зарегистрированными в 2020 – 2021 гг.

По данным таблицы 11, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 9% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России.

Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации «Губернская аптека»:

- дополнить ассортимент новым лекарственным препаратом Мебеспалин таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60. Производитель ООО "Озон", Россия. Регистрационный номер ЛП-006311, дата регистрации 30.06.2020 г.

Лекарственный препарат Мебеспалин - спазмолитик миотропного действия, оказывает прямое действие на гладкую мускулатуру ЖКТ без влияния на нормальную перистальтику кишечника. Точный механизм действия неизвестен, но множественные механизмы, такие как снижение проницаемости ионных каналов, блокада обратного захвата норадреналина, местное анестезирующее действие, а также изменение абсорбции воды могут вызвать местное действие мебеверина на ЖКТ. Посредством этих механизмов мебеверин проявляет спазмолитическое действие, нормализуя перистальтику кишечника и не вызывая постоянной релаксации гладкомышечных клеток ЖКТ ("гипотонию"). Показаниями к применению является симптоматическое лечение боли, спазмов, дисфункции и дискомфорта в области кишечника, связанных с синдромом раздраженного кишечника. Симптомы могут включать: боль в области живота, спазмы, ощущение вздутия и метеоризм, изменение частоты стула (диарея, запор или чередование диареи и запоров), изменение консистенции стула [5]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе на тему «Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Мебеверин» были изучены цели и задачи маркетинговых исследований на рынке лекарственных средств, а также методы анализа ассортимента лекарственных средств. Изучение литературных источников показало, что подходы к анализу и формированию ассортимента в крупных аптечных сетях можно свести к двум крайним моделям:

- централизованная: ассортимент аптек, входящих в аптечную сеть, формируется в центральном офисе, и на его основании делаются запасы на центральном складе сети;

- децентрализованная: ассортимент создается непосредственно в аптеках, товарные запасы на центральном складе аптечной сети составляются в результате наблюдения за динамикой продаж всех аптек.

Для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широта, глубина, структура ассортимента. А так же используют АВС - и XYZ- анализ. В ходе выполнения работы было выявлено, что на сегодняшний момент постоянный анализ ассортимента на основе современных маркетинговых методов исследования, может стать основой для формирования рационального ассортиментного портфеля, в частности, исключения из него устаревших и убыточных препаратов.

В работе проведена товароведческая характеристика лекарственного средства, в соответствии с которой ЛП Мебеверин - противоспазматическое лекарственное средство (органы ЖКТ, кишечная колика, желчная колика; синдром раздраженного кишечника). Показаниями к применению являются: симптоматическая терапия боли и спазмов, а также кишечных расстройств и дискомфорта. Мебеверин непосредственно расслабляет гладкую мускулатуру, преимущественно ЖКТ. Устраняет спазм, не оказывает значимого влияния на нормальную перистальтику кишечника. Не оказывает антихолинергического действия.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов по данным Государственного Реестра ЛС показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин имеет: торговых наименований - 15, всего предложений ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации – 95. Выпускают лекарственные средства 12 фирм в трех странах, в виде двух лекарственных форм, лекарственные препараты выпускают в форме таблеток и капсул.

Анализ ассортимента ЛП по составу на основе ЛС Мебеверин показал, что монопрепараты составляют 100% от общего количества предложения, комбинированные препараты отсутствуют. Анализ ассортимента ЛП по формам выпуска показал, что большая часть ЛП на основе МНН Мебеверин выпускается в форме капсул и составляет 52,6% от общего количества предложений. В форме таблеток представлено 45 ЛП – 47,4% от общего количества имеющихся в Госреестре ЛП.

Анализ ассортимента ЛП на основе МНН Мебеверин по странам-производителям и фирмам показал, что большую часть ассортимента составляют препараты российского производства (90,5%). На долю зарубежного производства приходится 9,5% от общего количества предложений на рынке, из них: 6,3 % препараты производства Франции, 3,2% - производство Индии. Лидирующую позицию среди Российских производителей занимают фирмы ООО "Озон " – 20,0% и ООО "АЛИУМ" – 20,0%

Анализ ассортимента по датам регистрации показал, что новыми ЛП на основе МНН Мебеверин являются 51 препарат. Индекс обновления составляет 54%, следовательно, фармацевтический рынок России располагает высокоэффективными спазмолитическими средствами, и постоянно обновляется.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Мебеверин проводилсяна базе аптечной организации ООО «Губернская аптека», который показал, что в аптечной организации предлагается 9 ЛП, в двух формах выпуска, отечественного и зарубежного производства. Все ЛП в ассортименте аптеки являются монопрепаратами, что составляет 100% от общего количества предложений, комбинировнные ЛП отсутствуют. Большая часть препаратов представлена в форме таблеток, что составляет 55,6%. Наименьшее количество ЛП представлено в форме капсул – по 44,4% от общего количества представленных ЛП. Анализ ассортимента по производственному признаку показал, что большую долю ассортимента составляют ЛП отечественного производства – 77,8%, доля ЛП, произведенных зарубежными произодителями, составляет 22,2%. В ассортименте аптеки имеется 3 ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин зарегистрированных в 2018-2019 году. Индекс обновления ассортимента составляет 0,33.

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации показала, что ассортимент ЛП в аптеке насчитывает всего лишь 9 ЛП, тогда как на фармацевтическом рынке России зарегистированы 95 ЛП. Лекарственные препараты на основе Мебеверина являются монопрепаратами, комбинированные ЛП отсутствуют. В ассортименте присутствуют все виды лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. Большая часть ЛП, как на фармацевтическом рынке, так и в аптечной организации являются препаратами отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России на 54% представлен новыми ЛП, а в аптечной организации на 33%.

На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Мебеверин в аптечной организации «Губернская аптека».

Аптеке предложено дополнить ассортимент новым лекарственным препаратом Мебеспалин таблетки, покрытые пленочной оболочкой 135 мг № 10, 20, 30, 40, 50, 60. Производитель ООО "Озон", Россия. Регистрационный номер ЛП-006311, дата регистрации 30.06.2020 г. Лекарственный препарат Мебеспалин - спазмолитик миотропного действия, оказывает прямое действие на гладкую мускулатуру ЖКТ без влияния на нормальную перистальтику кишечника.

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств». КонсультантПлюс [сайт].– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 12.03.2021).

2. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401865/ (дата обращения: 20.03.2022).

3. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения: 20.03.2022).

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 07.03.2022).

5 Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru.

6. Дремова, Н. Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение / Н.Б. Дремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 605 c.- ISBN: 978-5-8948-1678-4.

7. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации : учебник для вузов / А. П. Егоршин. - 2-е изд., доп. и перераб. - Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. - 302 с. - ISBN: 978-5-496-01523-3.

8. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.

9. Корнеева, И. В. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 436 с. - ISBN 978-5-534-03565-0.

10. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 433 с. - ISBN 978-5-9916-9070-6.

11. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой, С. В. Мхитаряна. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 404 с. - ISBN 978-5-534-14869-5.

12. Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. - 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.

13. Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. - С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

14. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А. Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия2017. - 324 c.

15. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.

16. Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. - Изд. 18-е, перераб. и доп. - М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. - 640 с. - ISBN: 978-5-85556-082-4.

17. Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.

18. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит и др. – М.: Литерра, 2014. - 392 с. - ISBN: 5-98216-019-9.

19. Функциональные расстройства кишечника с болевым синдромом: диагностика и рациональный выбор терапии /Пахомова И.Г., Павлова Е.Ю., Белоусова Л.Н.//«РМЖ» №1(I) от 23.03.2018. – С. 30-34.

20. Функциональная диспепсия: актуальные аспекты диагностики и лечения / Трухан Д.И. // «РМЖ» №8(I) от 26.10.2018. – С. 32-36.

21. Регистр лекарственных средств России, 2020. - URL: http://www.rlsnet.ru/

22. АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.eurolab.ua/medicine/atc/

23. Энциклопедия лекарственных средств [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rlsnet.ru/news_100323.htm

24. Источник: https://okeydoc.ru/spazmolitiki-klassifikaciya-mexanizmy-dejstviya-perechen-populyarnyx-preparatov/

Просмотров работы: 50