ВЫНОСЛИВОСТЬ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЫНОСЛИВОСТЬ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Жизнь студента медицинского ВУЗа связана с большим количеством стрессов и нагрузок из-за всевозможных итоговых занятий, зачетов и экзаменов [1, 2]. Часто учащиеся не могут правильно распределить время на подготовку к занятиям, поэтому страдает режим дня, чтооказывает отрицательное влияние на биоритмы. В свою очередь страдает работа центральной нервной системы из-за постоянного перенапряжения и большого объёма информации, которую необходимо обработать в короткие временные сроки. Многие студенты пытаются самостоятельно регулировать режим работы и отдыха, но чаще всего без дополнительной помощи эти начинания не оказывают положительного влияния. Занятия по физической культуре, которые обязаны посещать все учащиеся, увеличивают степень загруженности учащихся и оказывают влияние на степень их адаптации [3, 4]. Все студенты после медицинского осмотра делятся на три группы: основная, подготовительная и специальная, согласно которым распределяется уровень допустимых максимальных нагрузокна занятиях. Несмотря на это, многие учащиеся испытывают повышенную утомляемость. Неправильно распределенная степень нагрузки может вызывать срыв адаптационных механизмов и проводить к развитию соматической патологии. Более индивидуальный подход к распределению студентов по подгруппам во время занятий физкультурой с учетом их физиологических особенностей мог бы помочь снизить уровень заболеваемости обучающихсяв будущем [5].

Цель исследования: провести анализ взаимовлияния уровнявыносливости и адаптационных механизмов организма студентов-медиков.

Материалы и методы исследования. 100 студентов ВГМУ им Н.Н. Бурденко в возрасте от 19 до 23 лет приняли участие в исследовании. Из них только 6 учащихся попали в специальную и подготовительную группу, в которых ограничивают интенсивность физических нагрузок. Остальные студенты (94 из 100) были распределены в основную группу, которая не предусматривает каких-то ограничений. В обследовании использовали электронный тонометр с помощью которого регистрировали артериальное давление, частоту сердечных сокращений (ЧСС), рост и вес. Также провели опрос о наличии хронических заболеваний. На основании полученных данных были рассчитаны индексы, отображающие уровень функционирования сердечно-сосудистой системы (ССС). Результаты исследования проанализированы в программе Microsoft Excel 2011.

Результаты исследования и их обсуждение.Исследуемые распределены на две группы в зависимости от показателякоэффициента выносливости (КВ): в первую группу со значениями от 12 до 15 (что соответствует норме и интерпретируется как выносливость высокого и выше среднего уровня, позволяющая осуществлять силовые и скоростно-силовые нагрузки на тренировках) было включено 25 студентов. Во вторую группу с показателями КВ от 16 и более было распределено 75 студентов. Из-за того, что значения КВ выше нормы, данной группе учащихся при занятиях спортом следует уменьшить или исключить любые силовые и скоростные вилы тренировок, активно использовать дыхательную гимнастику и физическую активность в аэробном режиме.

Среди студентов первой группы только 28% болеет хроническими заболеваниями. Средние значения пульсового давления (ПД) выше нормы и равны 48,2±2,41. По индексу Кердо преобладает парасимпатика, так как полученные результаты по данному показателю выше 0 (и равны 0,18±0,009). Показатели индекса Робинсона составляют 74,01±0,185, что является нормой. Индекс Баевского удовлетворительный, так как его средние значения равны 1,19±0,05. Фактический индекс кровоснабжения (ИКф) является нормальным для возрастного диапазона исследуемых студентов и составляет 76,03±3,8. Ударный объем сердца (УОС) равен 68,21±3,4 и является нормальными показателями, так как не выходит за границы от 55 до 75 мл. Коэффициент экономичности кровообращения (КЭК) составил 3189±159,45. полученный результат выходит за границу нормы и говорит об экономном расходовании энергии при нагрузках. Тип саморегуляции кровообращения (ТСК) равен 100,18±5,0, что определяется как сердечно-сосудистый тип.

Среди студентов второй группы 36% болеет хроническими заболеваниями. Полученные результаты по ПД составили 36,72±1,83, что ближе к нижней границы нормальных значений. По индексу Кердо (показатель, использующийся для оценки деятельности вегетатики) показатель по группе составил 4,47±0,22, что указывает на симпатикотонию (так как значения выше 0). По индексу Робинсона, отражающему зависимость миокарда от кислорода, результаты составили 86,7±4,33. подобные результаты свидетельствуют о недостаточности функционированияССС. Показатели индекса Баевского равны 1,29±0,06, что говорит об удовлетворительной адаптации. Показатели ИКф составили 75,84±3,79 (соответствует норме). Средние значения УОС равны 56,64±2,83 и находятся ближе к нижней границы нормы, что является индикатором начала развития патологических изменений в сердечной мышце. КЭК по группе равен 2896,0±114,8. Данное значение характеризуется как норма. Так как показатель ТСК 95,52±4,77 попадает в диапазон от 90 до 110 усл. ед., данный результат указывает на сердечно-сосудистый тип,который считают наиболее оптимальным в плане адаптации к стрессовым воздействиям.

Выводы: у 75 % студентов (которые вышли во вторую группу с КВ выше 16) более низкие значения по таким коэффициентам, как УОС, индексы Баевского и Кердо, поэтому данная группа нуждается в снижении и в некоторых случаях даже в исключении силовых и скоростных тренировок. Большинство учащихся из этой группы (95%) были распределены в основную подгруппу на занятиях физической культурой, которая не предусматривает каких-то ограничений по нагрузкам, что может негативно сказаться на здоровье студентов и привести к срыву адаптационных механизмов. Проведение распределения студентов в зависимости от значений КВ на занятиях физической культурой более физиологически верное, так как учитывает степень адаптации ССС к стрессу и нагрузке.

Список литературы

Фатеева Н.М. Адаптация студентов к экзаменационному стрессу // Символ науки. 2016. № 1. С. 32-34.

Сабадаш А.Г. Стратегии преодоления стрессов студентами вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №. 5. С. 44-46.

Бубнова И.С., Грязнов А.Н. Формирование стрессоустойчивости у студентов посредством фитнес-технологии // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 125-129.

Акимова А.Р. Индивидуально-типологические особенности стрессоустойчивости личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 5. С. 6-20.

Мельников В.И. Стресс студентов и методы его коррекции // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2018. № 1.С. 86-92.

Просмотров работы: 1513