АНАЛИЗ ВАЖНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АНАЛИЗ ВАЖНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мокроусова А.М. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст является определяющим в формировании физического и психического здоровья. Особо актуально в настоящее время стоит проблема формирования психического, в частности эмоционального здоровья дошкольников. Чаще всего, педагоги дошкольной образовательной организации преследуют цель развития интеллектуальных способностей детей, а эмоциональному развитию уделяется меньше времени. Данный подход является неверным, так как гармоничное психическое развитие является залогом успешного развития личности дошкольника в целом, которое объясняется именно слаженным функционированием психической и интеллектуальной систем. Также, в последнее время участились случаи психоэмоциональных заболеваний детей дошкольного возраста, таких как эмоциональная неустойчивость, тревожность и др. Регулярные эмоциональные перегрузки, стрессы, носителями которых являются взрослые, сверстники и другие факторы, не могут не отражаться на психическом здоровье ребенка. Дошкольник не способен противостоять этим факторам и является очень подверженным им [10].

С. Н. Гамова (2014) в своем исследовании выделяет основные характеристики эмоционального здоровья: стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, адекватность эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, которые позволяют дошкольнику успешно адаптироваться в социуме [1, с. 180].

В настоящее время у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неадекватное по силе эмоциональное реагирование в разных ситуациях взаимодействия со взрослым (например, неадекватная реакция на замечание или просьбу воспитателя), со сверстниками (ярко выраженные отрицательные эмоции при неудовлетворяющем ребенка распределении ролей в игре, при установлении отношений руководства-подчинения в совместной деятельности, в ситуациях успеха-неуспеха сверстника), а также в ходе индивидуальной деятельности (бурная эмоциональная реакция на неуспех вплоть до отказа от выполняемой деятельности); отрицательный эмоциональный фон настроения (тревожный, агрессивный, пониженный); неумение сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения [6; 11; 12].

Кроме того, И. О. Карелина (2017) отмечает у детей-дошкольников отсутствие контроля за эмоциональными проявлениями в различных ситуациях взаимодействия с педагогами и сверстниками, наличием неадекватных эмоциональных реакций по силе, неумением сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения [5] .

В связи с этим предметом нашего исследования явились такие характеристики эмоционального здоровья, как адекватные эмоциональные реакции дошкольников, осмысленность эмоций, адекватное восприятие окружающей среды.

Это позволило определить цель исследования – проанализировать некоторые характеристики эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Исследовательская работа была проведена в 2021-2022 гг. на базе трех детских садов г. Архангельска. В эксперименте приняли участие 34 детей (17 девочек и 17 мальчиков) в возрасте 5-6 лет.

Обследование поводилось с согласия родителей, педагогов и самих детей в первой половине дня с соблюдением всех принципов Хельсинкской декларации 2013 г. Все обследованные, с медицинской точки зрения, были практически здоровы, не имели в анамнезе хронических или острых заболеваний ЦНС.

В соответствии с задачами исследования была подобрана основная методика исследования показателей эмоционального здоровья дошкольников – «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой [3].

Для обработки данных использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 22.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова), в частности описательные статистики.

Результаты диагностики стабильности эмоциональных реакций с помощью методики «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Количество детей (%) с разным уровнем эмоциональных реакций («Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой)

Полученные результаты показали, что 97% детей имеют слабо выраженные, неадекватные эмоциональные реакции. Эмоциональные реакции у таких детей нестабильны.

Неадекватные эмоциональные реакции являются причиной эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов [6]. Такие дети не проявляют навыков нравственного поведе­ния, хотя часто владеют его основами. Их эмоциональные реакции неадекватны мораль­ным нормам. Дошкольники не испытывают необходимости в оказа­нии помощи другим. Не проявляют внимание и заботу по отношению к другим детям, даже если с ними постоянно играют. Слабы связи в коллективе [12].

Семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов – также могут вызвать у него негативные переживания и неадекватные эмоциональные реакции. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития дошкольника являются следующие типы родительского отношения [9]: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, ... формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания» [8, с. 82].

Согласно методике «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой, были выявлены результаты исследования осмысленности эмоций, адекватного восприятия окружающей среды детьми старшего дошкольного возраста (рисунок 2).

Рисунок 2 – Количество дошкольников (%) с разным уровнем осмысленности эмоций и адекватного восприятия окружающей среды (методика Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки»)

Полученные результаты согласуются с данными А. Н. Коваль, А. Н. Малыгной, Е. А. Жестковой (2015) [7]. ½ часть испытуемых не могут осмыслить эмоции, неадекватно воспринимают окружающую действительность. У таких детей отмечается преобладание низкого уровня развития эмоциональных реакций, адекватных моральным нормам [7].

У большинства детей 6–7 лет низкий уровень сформированности произвольной регуляции эмоций, характеризующийся отсутствием контроля за эмоциональными проявлениями в различных ситуациях взаимодействия с педагогами и сверстниками, наличием неадекватных эмоциональных реакций по силе, неумением сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения. Воспитатели подготовительных групп отметили, что эти дети не владеют навыками саморегуляции, неадекватно реагируют на педагогические требования, с трудом переключаются с интересной деятельности на требуемую, не соблюдают игровые правила и правила поведения, частично конфликтуют со сверстниками, не употребляют слов, отражающих их эмоциональное состояние, и в целом являются неуравновешенными, возбудимыми [5].

По мнению О. Ю. Зайцевой, И. В. Михайловой (2018) несформированность эмоций влияет на поведение детей [4, с. 211]. Следовательно, дошкольники неправильно оценивают ситуацию, не могут объяснить свой выбор и поступки [7]. Они не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве, не испытывают необходимости в оказании помощи другим, даже если те того требуют, слабы связи в коллективе [12, с. 12-13].

Для формирования нравственных качеств ребёнка большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к самому себе и другим людям, что является основой доброжелательного отношения к окружающим, готовности к общению. Нравственные качества формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребёнка, складываются устойчивые формы нравственного поведения. Благодаря пластичной нервной системе у детей дошкольного возраста отмечается высокая восприимчивость, что создаёт возможности для успешного нравственного воспитания [12, с. 5].

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что большинство старших дошкольников недостаточно чётко осознают правила поведения, в поступках чаще всего руководствуются своими желаниями. У таких детей связь морального действия и чувства не сформирована. Дети не в полной мере осознают важность соблюдения правил поведения [2, с. 133-134].

Итак, проанализировав некоторые важные показатели эмоционального здоровья, мы можем говорить о том, что у многих дошкольников наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции, отсутствие осмысленности эмоций и адекватного восприятия окружающей действительности.

Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о неблагоприятной картине в виде эмоционального нездоровья детей старшего дошкольного возраста. Такие воспитанники нуждаются в психологической помощи и коррекции их эмоционального состояния.

Список литературы

Гамова С.Н. Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. – с. 180-183.

Голоколос В.А., Ткач Е.Н. Исследование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста // Экология человеческих отношений как проблема практической психологии в современном обществе : Сборник научных трудов, Хабаровск, 22–28 ноября 2017 года / Под ред. Е. Н. Ткач. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. – С. 131-136.

Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002. – С. 171.

Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – № 3 (24). – 2018. – С. 210-213.

Карелина И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации : избранные научные статьи. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 122 c. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации : избранные научные статьи. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 122 c.

Карелина И.О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – №1-2 (38). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-narusheniya-v-doshkolnom-vozraste-i-ih-korrektsiya-1 (дата обращения: 25.03.2022).

Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. Изучение уровня развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=21974 (дата обращения: 14.12.2022). – Загл. с экрана.

Редько Л.Л. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка : науч.-практ. сб. М. : Илекса; Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2001. 287 с.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.

Тихомирова А.А. Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровье сберегающей деятельности образовательных организаций: сб. статей 10 Всероссийской науч.- практич. конф. с международным участием. / Под общ. ред. Н.В. Третьяковой. – Изд-во: Российский государственный профессионально-педагогический университет . – Екатеринбург. – 2020. – С. 255-259.

Шавшаева Л.Ю., Самсонова Е.Ш. Исследование сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 8(24). – С. 686-692.

Шинкарёва Н.А., Рожкова Е.Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. – №1 (42). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-nravstvennyh-kachestv-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.12.2022).

Просмотров работы: 101