В качестве пилотного полигона рассмотрены региональные пассажирские перевозки в сообщении Екатеринбург – Нижний Тагил.
Для выбора оптимальной транспортной системы выбраны и включены в алгоритм сравнения следующие виды транспорта:
электропоезда 6000-й нумерации
электропоезда «Ласточка» 7000-й нумерации
автобусы
поезда формирования АО «Федеральная Пассажирская Компания»
личные автомобили
такси.
Первоначально осуществляется проверка соответствия рассматриваемых видов транспорта заданной маршрутной сети Нижний Тагил – Екатеринбург. Для этих целей используем методологические подходы теории графов.
Зададим граф на маршруте Нижний Тагил – Екатеринбург:
RN = G ({SНижний Тагил, SЕкатеринбург}, SSРасстояние маршрута следования между данными городами),
Где Sn ∈ остановки (вершины), SS ∈ расстояние между населенными пунктами по прямой (ребра).
В таблице 1 представлены вершины и ребра оцениваемых транспортных систем.
Таблица 1 - Вершины и ребра оцениваемых транспортных систем
Вид транспорта |
S (Вершины графов) |
SS (Ребра графов) |
Электропоезд 6000-ой нумерации |
Нижний Тагил; Ост. Пункт 365 Км; Старатель; Шайтанка; Совхоз Леневский; Анатольская; Быньговский; Невьянск; Ост. Пункт 419 Км; Шурала; Нейва; Нейво-Рудянская; Верх-Нейвинск; Мурзинка; Калиново; Таватуй; Ост. Пункт 466 Км; Аять; Ост. Пункт 472 Км; Сагра; Ост. Пункт 479 Км; Исеть; Гать; Шувакиш; Огородная; Екатеринбург-Сортировочный; Электродепо; ВИЗ; Екатеринбург-Пассажирский; |
Транспортный участок протяженностью – 137 км |
Электропоезд 7000-ой нумерации (Ласточка) |
Серов; Лобва; Верхотурье; Выя; Верхняя; Кушва; Гороблагодатская; Баранчинская; Смычка; Нижний Тагил; Невьянск; Верх-Нейвинск; ВИЗ; Екатеринбург-Пассажирский; |
Транспортный участок протяженностью – 137 км |
Автобус |
Нижний Тагил, автовокзал; Екатеринбург, Северный автовокзал |
Транспортный участок протяженностью - 140,3 км |
Поезд формирования АО"ФПК" |
Приобье; Нягань; Вонъеган; Коммунистическая; Конда; Верхнекондинская; Геологическая; Алябьево; Таежный; Атымья; Пелым; Оус; Першино; Ивдель 1; Серов; Лобва; Ляля; Верхотурье; Выя; Верхняя; Гороблагодатская; Нижний Тагил; Невьянск; Верх-Нейвинск; Екатеринбург-Пассажирский; |
Транспортный участок протяженностью – 137 км |
Личный автомобиль |
Нижний Тагил; Екатеринбург |
Транспортный участок протяженностью - 140,3 км |
Такси |
Нижний Тагил; Екатеринбург |
Транспортный участок протяженностью - 140,3 км |
Результатом первого пункта первого этапа является вывод, что все представленные виды транспорта являются подграфами целевого графа RN (Нижний Тагил – Екатеринбург), т. к. остановочные пункты (вершины), участки маршрута (ребра) полностью совпадают.
Второй пункт первого этапа алгоритма, подразумевает оценку разных видов транспорта по возможности функционирования в зависимости от времени года.
В таблице 2 представлены данные по температуре в городах Нижний Тагил и Екатеринбург, а в таблице 3 представлены среднемесячные годовые осадки
Таблица 2 - Средние температурные значения
Период наблюдения |
Нижний Тагил |
Екатеринбург |
||||
Среднее значение |
||||||
Максимальная |
Темп. |
Минимальная |
Максимальная |
Темп. |
Минимальная |
|
янв. |
-10 °C |
-14 °C |
-19 °C |
-10 °C |
-14 °C |
-18 °C |
февр. |
-7 °C |
-12 °C |
-17 °C |
-8 °C |
-12 °C |
-17 °C |
март |
-0 °C |
-5 °C |
-11 °C |
-0 °C |
-5 °C |
-10 °C |
апр. |
8 °C |
3 °C |
-3 °C |
9 °C |
4 °C |
-2 °C |
май |
16 °C |
10 °C |
4 °C |
16 °C |
11 °C |
4 °C |
июнь |
21 °C |
16 °C |
10 °C |
21 °C |
17 °C |
10 °C |
июль |
22 °C |
18 °C |
12 °C |
23 °C |
18 °C |
12 °C |
авг. |
19 °C |
15 °C |
9 °C |
20 °C |
15 °C |
10 °C |
сент. |
13 °C |
9 °C |
4 °C |
13 °C |
9 °C |
4 °C |
окт. |
5 °C |
2 °C |
-2 °C |
5 °C |
3 °C |
-1 °C |
нояб. |
-3 °C |
-7 °C |
-10 °C |
-3 °C |
-6 °C |
-10 °C |
дек. |
-8 °C |
-12 °C |
-16 °C |
-8 °C |
-12 °C |
-16 °C |
Таблица 3 - Среднее количество дней с осадками в месяце
Период наблюдения |
Нижний Тагил |
Екатеринбург |
||||||
Среднее количество дней с осадками в месяце |
||||||||
Дождь |
Cнег с дождем |
Cнег |
Всего |
Дождь |
Cнег с дождем |
Cнег |
Всего |
|
янв. |
0,0 д. |
3,3 д. |
0,1 д. |
3,3 д. |
0,0 д. |
3,2 д. |
0,1 д. |
3,3 д. |
февр. |
0,1 д. |
2,2 д. |
0,1 д. |
2,4 д. |
0,0 д. |
2,1 д. |
0,1 д. |
2,2 д. |
март |
0,7 д. |
2,1 д. |
0,6 д. |
3,4 д. |
0,6 д. |
2,2 д. |
0,4 д. |
3,2 д. |
апр. |
4,0 д. |
0,9 д. |
1,2 д. |
6,1 д. |
3,6 д. |
0,7 д. |
1,0 д. |
5,3 д. |
май |
8,4 д. |
0,2 д. |
0,6 д. |
9,1 д. |
7,9 д. |
0,1 д. |
0,4 д. |
8,4 д. |
июнь |
10,2 д. |
0,0 д. |
0,1 д. |
10,3 д. |
9,5 д. |
0,0 д. |
0,0 д. |
9,6 д. |
июль |
10,0 д. |
0,0 д. |
0,0 д. |
10,0 д. |
9,6 д. |
0,0 д. |
0,0 д. |
9,6 д. |
авг. |
10,2 д. |
0,0 д. |
0,1 д. |
10,2 д. |
8,8 д. |
0,0 д. |
0,0 д. |
8,8 д. |
сент. |
8,2 д. |
0,1 д. |
0,4 д. |
8,7 д. |
7,5 д. |
0,1 д. |
0,2 д. |
7,8 д. |
окт. |
4,3 д. |
1,4 д. |
0,7 д. |
6,4 д. |
3,9 д. |
1,1 д. |
0,8 д. |
5,7 д. |
нояб. |
1,1 д. |
3,1 д. |
0,7 д. |
4,9 д. |
0,8 д. |
3,0 д. |
0,6 д. |
4,4 д. |
дек. |
0,1 д. |
3,5 д. |
0,2 д. |
3,8 д. |
0,0 д. |
3,4 д. |
0,2 д. |
3,6 д. |
Отбор транспортных систем по требованиям производственной мощности проведен на основе данных о прогнозе объемов перевозок пассажиров между Нижним Тагилом и Екатеринбургом железнодорожным транспортом и автобусами в пригородном сообщении согласно КПТО до 2030 года и авторской оценки перевозок личными автомобилями, такси и поездами дальнего следования [1].
Суммарная годовая производственная мощность оценена в 4 805 тыс. пассажиров.
Проделанная работа по первому этапу отбора, позволяет сделать вывод, что из первоначальных 6 видов транспорта осталось только 3, которые удовлетворили всем ограничивающим условиям алгоритма, а именно:
Электропоезд 6000-ой нумерации
Электропоезд 7000-ой нумерации (Ласточка)
Автобус.
На втором этапе алгоритма осуществлен выбор наиболее эффективного вида транспортной системы.
Для этого рассчитаем «объемные и качественные параметры», «экономические и регуляторные параметры» для отобранных видов транспорта:
Xa – общий объем (вместимость):
Электропоезд 6000-й нумерации – 5 748 750
Электропоезд 7000-й нумерации (Ласточка) – 5 110 000
Автобус – 5 314 400.
Определим максимальное значение показателя из числа рассматриваемых и обозначим его за 1, остальные показатели рассчитываются как доли от максимального значения путем деления максимального значения на оцениваемое
Max{Xa1,Xa2 … ,Xan} = max
Xa1/max
Xa2 /max
…
Xan/max
Получим следующие результаты:
Электропоезд 6000-ой нумерации – 1
Ласточка (Электропоезд 7000-ой нумерации) – 0,89
Автобус – 0,92.
Xb– Пиковый объем (вместимость, мест):
Электропоезд 6000-й нумерации – 2 400
Ласточка (Электропоезд 7000-й нумерации) – 2 250
Автобус – 2 000.
Данный показатель рассчитывается путем выделения максимального и показателя и нахождение доли от него.
Получим следующие результаты:
Электропоезд 6000-ой нумерации – 1
Ласточка (Электропоезд 7000-ой нумерации) – 0,94
Автобус – 0,83.
Xc – Пунктуальность:
Данный показатель имеет следующие диапазон значений:
Количество баллов = n, n ∈ [0, 1]
Определим значения для данного показателя:
Электропоезд 6000-й нумерации – 0,95
Электропоезд 7000-й нумерации (Ласточка) – 0,99
Автобус – 0,93
Xd – Периодичность:
Периодичность определяется как временной интервал ожидания в «час пик»:
Электропоезд 6000-й нумерации – 10 минут
Электропоезд 7000-й нумерации (Ласточка) – 10 минут
Автобус – 5 минут.
В зависимости от интервала принимается следующее значение показателя:
- до 5 минут – 1,0
- более 5 минут и до 10 минут – 0,9
- более 5 минут и до 10 минут – 0,9
- более 10 минут и до 15 минут – 0,8
- более 15 минут и до 20 минут – 0,7
- более 20 минут и до 30 минут – 0,5
- более 30 минут и до 45 минут – 0,4
- более 45 минут и до 60 минут – 0,3
- более 1 часа и до 2 часов – 0,2
- более 2 часов – 0,1.
Для рассматриваемых транспортных систем:
Электропоезд 6000-й нумерации – 0,9
Ласточка (Электропоезд 7000-й нумерации) – 0,9
Автобус – 1,0.
Xe– Комплексное качество услуги
По следующей формуле определим минимальное значение показателя и обозначим его за 1, остальные показатели рассчитываются как доли от минимального значения.
Min{Ya1, Ya2… ,Yan} = min
min/Ya1
min/Ya2
…
min/Yan
Электропоезд 6000-й нумерации – 1
Электропоезд 7000-й нумерации (Ласточка) – 0,6
Автобус – 0,97.
Yb – Степень участия государства:
В соответствии с таблицей 2.5.2, присвоим следующие баллы:
Электропоезд 6000-й нумерации – 0,2
Электропоезд 7000-й нумерации (Ласточка) – 0,4
Автобус – 0,6.
Yc – бюджетная нагрузка:
- при самофинансировании – 1,0
- при субсидировании – доля тарифной части в покрытии себестоимости (то есть обратная величина от субсидируемой части).
Присвоим следующие баллы:
Электропоезд 6000-й нумерации – 0,6
Электропоезд 7000-й нумерации (Ласточка) – 0,72
Автобус – 0,6.
Перевозка пассажиров на маршруте Нижний Тагил – Екатеринбург носит статус региональных перевозок, поэтому для итогового расчета используем экспертные оценки по региональным перевозкам (таблица 2.6.5).
Сумма баллов для разных транспортных систем:
Электропоезд 6000-й нумерации – 13,2
Ласточка (Электропоезд 7000-й нумерации) – 14,1
Автобус – 13,2.
Расчетные показатели представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Итоговый расчет суммы баллов транспортных систем
Оцениваемые показатели |
Электропоезд 6000-ой нумерации |
Электропоезд 7000-ой нумерации (Ласточка) |
Автобус |
Экспертные оценки значимости (региональные перевозки) |
Входящие показатели |
||||
Общий объем, пас в год |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
1 |
Пиковый объем, пас в час пик |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
3 |
Пунктуальность |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1 |
периодичность |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
2 |
качество услуги |
0,6 |
1,0 |
0,7 |
2 |
стоимость проезда |
1,0 |
0,6 |
1,0 |
3 |
степень участия государства |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
2 |
бюджетная нагрузка |
0,6 |
1,0 |
0,7 |
3 |
Итоговые показатели после умножения на экспертные оценки |
||||
Общий объем, пас в год |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
|
Пиковый объем, пас в час пик |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
|
Пунктуальность |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
|
Периодичность |
1,8 |
1,8 |
2,0 |
|
Качество услуги |
1,2 |
2,0 |
1,4 |
|
Стоимость проезда |
3,0 |
1,8 |
2,9 |
|
Степень участия государства |
0,4 |
0,8 |
0,4 |
|
Бюджетная нагрузка |
1,8 |
3,0 |
2,2 |
|
Итого |
13,2 |
14,1 |
13,2 |
Приведем лепестковую диаграмму для визуализации полученных данных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Сравнение разных транспортных систем
Результатом проделанной работы является вывод, что к 2030 году на маршруте следования Нижний Тагил – Екатеринбург оптимальным видом транспорта является - Электропоезд 7000-й нумерации (Ласточка).
Данный расчет является универсальным и может быть расширен другими показателями в группе объемных и качественных параметров [2].
Разработанные методические подходы и алгоритм выбора наиболее эффективной модели организации транспортного обслуживания, протестированный для региональных перевозок, применимы и ко всем другим видам пассажирских перевозок. Для межрегиональных перевозок возрастает значимость общей продолжительности поездки, которая становится серьезным ограничивающим фактором [3]. Также для данного вида сообщения значимым становится количество пересадок на маршруте и согласованность расписаний движения разных транспортных систем. Необходимо оптимизировать транспортную логистику как с точки зрения транспортной доступности территорий, так и с позиции оптимизации затрат на транспорт.
Список литературы и источников:
Балаш О.С. Эконометрическое моделирование пространственных взаимодействий // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonometricheskoe-modelirovanie-prostranstvennyh-vzaimodeystviy (дата обращения: 21.01.2022).
Кузина Е. Л. Управление экономической устойчивостью хозяйствующего субъекта на примере системы железнодорожного транспорта / Е. Л. Кузина // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2010. – № 2(34). – С. 75-81.
Терешина Н.П., Епишкин И.А., Ефимов С.М. Экономическое обоснование перспективной модели долгосрочного государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки в дальнем железнодорожном сообщении // Транспортное дело России, №1, 2015. С. 7-11