В классификации пассажирских перевозок законодательством Российской Федерации отдельно выделены международные перевозки. Учитывая специфику их регулирования, область обслуживания, ограниченность возможностей применения некоторых видов транспорта, в диссертационном исследовании международные перевозки подробно не рассматривались. В связи с этим будут анализироваться лишь внутренние перевозки.
Проведенный анализ нормативной правовой базы классификации пассажирских перевозок в Российской Федерации позволил выявить её наиболее значимые признаки, представленные в сводной таблице 1.
Признаки классификации, регламентированные законодательством Российской Федерации, можно укрупненно интегрировать в три группы (рисунок 1). Требования по обеспечению безопасности не внесены в данные группы ввиду обязательности их соблюдения и основного условия организации пассажирских перевозок [4].
Первая группа характеризуется принадлежностью к конкретному виду транспорта и обладает критической значимостью, обусловленной особенностями функционирования разных видов транспорта, включая географию маршрутной сети и сезонность, и ограничениями в эксплуатации.
Вторая группа объединяет признаки классификации, связанные с системой регулирования пассажирских перевозок: отношение к сфере естественной монополии, иерархия уровней государственного регулирования, система организации регулярного транспортного обслуживания населения, методы государственной поддержки и тарифообразования [1]. По степени значимости для классификации перевозок вторая группа отнесена к уровню «важная».
Третья группа включает признаки, относящиеся к техническим и технологическим особенностям организации пассажирских перевозок, инфраструктуры и транспортных средств [2]. По значимости признаки, включенные в третью группу, могут быть оценены как существенные.
Таблица 1 – Признаки классификации пассажирских перевозок в Российской Федерации
Рисунок 1 – Укрупнённая классификация пассажирских перевозок в Российской Федерации
Решение задачи выбора наиболее эффективной модели организации транспортного обслуживания населения может быть получено, с одной стороны, с учетом комплексной оценки использования различных транспортных систем, обладающих спецификой географической и природно-климатической области безопасного и устойчивого функционирования, а также отличиями технико-экономических характеристик эксплуатации и потребительских свойств оказываемых транспортных услуг [3]. С другой стороны, выбор оптимальной транспортной системы должен учитывать систему организации транспортного обслуживания населения и государственного регулирования при осуществлении конкретных пассажирских перевозок, включая порядок допуска перевозчиков, методы ценообразования транспортных услуг, степень оказываемой государственной поддержки.
С учетом предложенной группировки признаков классификации пассажирских перевозок и оценки степени их значимости для дальнейшего исследования и выбора наиболее эффективной организации пассажирских перевозок и транспортного обслуживания населения в конкретных условиях сформирована классификационная матрица, представленная в таблице 2.
Как видно из таблицы, классификационная матрица показывает все возможные виды транспорта, потенциально способные выполнить различные пассажирские перевозки в зоне ответственности органов государственной власти и местного самоуправления.
Список литературы и источников:
Кузина Е. Л. Управление экономической устойчивостью хозяйствующего субъекта на примере системы железнодорожного транспорта / Е. Л. Кузина // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2010. – № 2(34). – С. 75-81.
Официальный портал АО «ФПК». — Текст : электронный // ФПК : [сайт]. — URL: https://fpc.ru/ (дата обращения: 22.01.2022).
Макарова Е.А., Муктепавел С.В. экономическое обоснование вариантов освоения региональных пассажиропотоков на инфраструктуре ОАО «РЖД» // Транспорт: наука, управление, научный информационный сборник, №6. 2018. С. 47-52
Тягаева В. О. Разработка мобильного приложения "Туризм с ОАО "РЖД" / В. О. Тягаева, М. Н. Липатова // Наука и образование транспорту. – 2020. – № 2. – С. 56-58. – EDN MEZPTV.
Таблица 2 - Классификационная матрица пассажирских перевозок в Российской Федерации