ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЛЮДЕЙ С ДИСЛЕКСИЕЙ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЛЮДЕЙ С ДИСЛЕКСИЕЙ

Сущинина А.А. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера [1]. Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. По некоторым данным, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи количество детей с дислексией достигает 22%. У мужчин она встречается в 3-4 раза чаще чем у женщин. Причины возникновения дислексии пока точно не известны. Генетики, физиологи, психологи до сих пор спорят о том, как и от чего возникает дислексия.

По данным международной ассоциации дислексии больше всего дислексиков проживает в США. Наша страна находится на втором месте в мире. Наверное не случайно США и Россия вышли в лидеры по распространенности дислексии. В одной стране много иммигрантов, в другой проживает очень много людей разных национальностей. Как следствие, и у нас и у американцев много межнациональных браков и двуязычных семей. Зачастую некоторые дети дома общаются на одном языке, а в школе и на улице на другом. Из-за несовместимости двух языков в психике ребенка провоцируется конфликт. Очень часто мамы говорят, что замечательно, если ребенок учит английский язык с раннего возраста, но это имеет и негативный эффект, потому что в русском языке и в английском языке совершенно разные грамматические формы, и ребенок путается [4]. Исходя из выше сказанного, не следует слишком рано приступать к изучению иностранного языка. Прежде следует качественно закрепить знание одного родного языка.

Еще в 20-х годах прошлого века нейрофизиолог Сэмюель Т. Ортон, исследуя нарушения письма и чтения, заметил, что дети с дислексией гораздо быстрее осваивают навык чтения, если в коррекционной работе сочетаются различные виды восприятия – визуальное, слуховое, тактильное и кинестетическое. Исходя из этого, следует при изучении языков стараться максимально использовать различные органы чувств.

Дислексия – это пожизненное состояние, поэтому проблема может по-разному влиять на человека на разных этапах жизни. Необходимо отметить, что при выявлении студентов с дислексией важно учитывать, что сильная выраженность проявления дислексии в русском языке у студентов маловероятна. Так как успешное прохождение Единых государственных экзаменов (ЕГЭ) и получение такого количества баллов по экзаменам, которое необходимо для поступления в технический вуз предполагает, что проблема дислексии в русском языке в большой степени решена.

Преподаватель может помочь обучающемуся с признаками дислекссии в изучении иностранного языка используя следующие подходы:

Во-первых, перед началом каждого занятия необходимо проговаривать то, что будете изучать во время занятия. Инструкции должны формироваться четко, при необходимости повторяться и демонстрироваться на примере;

Во-вторых, преподаватель должен готовить раздаточный материал, так как списывать с доски для таких учащихся крайне сложно.

В-третьих, не следует ругать их за медлительность и рассеянность или подгонять с ответами, им требуется больше времени на обдумывание.

В-четвертых, для лучшего понимания материала:

- Можно использовать карты мыслей, картинки и другие визуализированные материалы.

- При изучении лексики важно не только разбивать слова на слоги, но и рисовать разные части слов разными цветами и сопровождать ассоциативными рисунками.

- Полезно использовать диаграммы, рисунки, схемы, видео (визуализацию), чтобы привязать изучаемое слово к его ассоциации, понятию, а так же флеш-карты и мнемонический метод запоминания слов.

- При обучении чтению и выполнении упражнений на произношение помогает выделение ключевых слов и частей слов/фонем цветом.

- Не стоит просить или заставлять дислексиков читать вслух.

- Обязательно нужно делать паузы после коротких отрывков текста и спрашивать об основном смысле, героях, событиях данного отрывка.

- При аудировании необходимо убрать весь фоновый шум и помочь студентам визуализировать услышанное (проанализируйте/нарисуйте картинки).

- Для детей можно использовать набор объемных букв алфавита, набор карточек для чтения, представляющих различные фонемы, набор орфографических карточек [2];

- Стимулировать персонализацию лексемы, то есть как можно раньше найти в своей жизни реальные вещи/ситуации, которые будут ассоциироваться с теми же «a cat» или «a teacher».

Процесс обучения иностранному языку учащихся с признаками дислексии представляет собой активизацию их творческой деятельности для получения необходимого объема знаний и использование его для всех видов коммуникаций. В процессе обучения необходимо задействовать все органы чувств и различные виды памяти.

Учитывая, что у учащихся с признаками дислексии плохо развиты лингвистические способности, необходимо опираться на логические, визуально-пространственные, кинестетические, музыкальные способности. Следуя этому принципу, можно подобрать наиболее подходящие виды упражнений, которые будут соответствовать способностям учеников с признаками дислексии [3].

Еще важно учитывать что дислексия и другие особенности обучения индивидуальны и поэтому стоит стараться подбирать персонализированные методы обучения для каждого человека.

Список используемой литературы:

1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2. Методики обучения чтению и письму на английском языке учащихся с признаками дислексии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-obucheniya-chteniyu-i-pismu-na-angliyskom-yazyke-uchaschihsya-s-priznakami-disleksii.

3. Особенности обучения иностранному языку студентов с проявлением семантической и аграмматической дислексии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2019-3/40-lyubomirova-bobritskaya.pdf

4. Статья «Причины дислексии. Особенности детей-дислексиков» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/statya_prichinyi_disleksii_osobennosti_detej_disleksikov/

Просмотров работы: 55