В Конституции РФ закреплены основы государственного устройства и разделения сфер ведения РФ и субъектов РФ. Данное обстоятельство является существенным для организации транспортного обслуживания, обеспечивающего реализацию гражданами РФ конституционного права на свободу перемещения.
В соответствии с конституционными нормами ст. 71 пункта и) к предметам ведения РФ относятся: “федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность”.
В развитии конституционных норм п. 1 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на всей территории страны, по предметам ведения РФ.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ определены основные принципы и направления совместного ведения РФ и субъектов РФ: безусловное соответствие законодательства субъектов РФ нормам федеральных законов, обеспечение в полном объеме прав и свобод граждан на территории всех субъектов РФ. Развитие данных конституционных норм в соответствии с п. 2 ст. 76 в части совместного ведения РФ и субъектов РФ реализуется путем принятия федеральных законов и соответствующих им нормативных правовых актов субъектов РФ.
Распределение предметов совместного ведения деятельности РФ и субъектов РФ в настоящее время регламентируется Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). Данный федеральный закон в ст. 44 п. 1, п.п. 21)-26) уточняет предметы деятельности, находящиеся в совместной деятельности:
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы;
Осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
Осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
Организация транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
Организация транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом по межмуниципальным маршрутам;
Организация транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом в границах субъекта РФ, в том числе на маршрутах, которые начинаются в границах данного субъекта РФ;
Создание условий для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
Участие в организации транспортного обслуживания населения по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
Организация транспортного обслуживания населения воздушным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении;
Организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
Содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов, вертодромов, посадочных площадок гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта РФ;
Содержания, развития и организации эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта РФ.
На муниципальном уровне организация транспортного обслуживания населения регламентируется федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями на 30 декабря 2021 года). В соответствии со ст. 15 п. 5) и 6) в ведении местных органов самоуправления находятся:
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
Осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
Организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Кроме выделения предметов деятельности разных уровней государственного управления и местного самоуправления важное значение для организации пассажирских перевозок имеет отнесение к сфере естественных монополий. В соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Федеральный закон определяет сферу естественной монополии как “состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров”.
Применительно к организации транспортного обслуживания населения федеральный закон относит к сфере естественных монополий [5]:
Перевозки железнодорожным транспортом;
Оказание услуг в транспортных терминалах, аэропортах и портах;
Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
В отношении деятельности субъектов естественной монополии применяется государственное ценовое регулирование путем прямого установления цен или их предельных значений.
В области государственного ценового регулирования действуют разграничения полномочий государственных органов управления РФ и субъектов РФ [2].
К ведению органов исполнительной власти субъектов РФ относится государственное ценовое регулирование на следующие виды услуг по транспортному обслуживанию населения:
перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования в городском сообщении (кроме автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта);
перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов РФ;
перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в случаях, установленных федеральными законами.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в РФ ” (с изменениями на 14 марта 2022 года) в ст. 8 определены особенности тарифообразования на железнодорожном транспорте в естественно-монопольной сфере. В соответствии с нормами закона тарифы устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности [1].
Установление тарифов, а также возмещение потерь в доходах перевозчика при установлении тарифа ниже экономически обоснованного уровня в соответствии с распределением предметов ведения между РФ и субъектами РФ, производится в следующем порядке:
пассажирские перевозки в дальнем следовании - РФ;
пассажирские перевозки в пригородном сообщении - субъекты РФ.
Обязанность по полному возмещению потерь доходов предусмотрена за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ [4].
Кроме того, ст. 8 данного федерального закона подробно регламентированы особенности регулирования тарифов органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере пригородных перевозок, а также порядок разрешения спорных вопросов между регулятором и субъектом естественной монополии с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий, представленные на рисунке 1.
Учитывая особые требования к обеспечению безопасного и устойчивого функционирования транспортной системы, законодательством РФ регулируются вопросы транспортной безопасности. Ввиду того, что транспортная инфраструктура и транспортные средства в силу своей специфики являются местами повышенной опасности, транспортная безопасность играет ключевую роль и выполняет следующие функции:
- стабильная и безопасная работа транспортного комплекса;
- человеческая, общественная, государственная защита интересов от незаконного вмешательства.
Рисунок 1. - Алгоритм государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом
К основам безопасности на транспорте отнесен порядок взаимодействия органов государственной власти в зависимости от уровня регулирования в соответственные с компетенциями, установленными в Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Для случаев незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры Правительством РФ установлен порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков [3].
Законом определен порядок формирования единой информационной базы данных о пассажирах и обслуживающем персонале:
при осуществлении воздушных перевозок;
железнодорожных перевозок в дальнем следовании;
перевозки морским, внутренним водным транспортом, а также автомобильным транспортом в международном сообщении, между субъектами РФ, за исключением перевозок между городами федерального значения и прилегающими к ним субъектами.
Список литературы и источников:
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 27 ноября 2021 года N 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: URL: https://docs.cntd.ru/document/727294161 (дата обращения: 11.04.2022).
ОАО "Российские железные дороги" Приказ от 14 февраля 2020 года N 18 «О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД"
Цифровые сервисы как конкурентное преимущество. // РЖД: URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=188794 (дата обращения: 11.04.2022).
Правительство Российской Федерации Распоряжение от 19 марта 2019 года N 466-р «Об утверждении долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: URL: https://docs.cntd.ru/document/553927831 (дата обращения: 11.04.2022).
Павлова Е. Е. Некоторые проблемы модернизации и инновационного развития железнодорожной отрасли России / Е. Е. Павлова // Вестник АПК Ставрополья. – 2016. – № 2(22). – С. 288-293