Тема исследования привлекла наше внимание, так как проблема психических расстройств с каждым годом становится все более актуальной.
С каждым днем растет количество людей с диагнозом «расстройство личности». Оценка распространенности психопатий наблюдаются примерно у 20% населения в целом и у почти 40% госпитализированных пациентов психиатрического профиля. До сих пор не установлена какая-либо взаимосвязь с полом, социальным положением и расовой принадлежностью. Тем не менее, соотношение мужчин и женщин составляет 6:1 [2].
Сложность раскрытия природы психического заболевания связана, с крайней сложностью и косвенностью взаимосвязи основных психопатологических проявлений болезней и их биологической сущности. В связи с этим расстройства личности, бесспорно, превосходит другие болезни человечества. Психопатологические явления в виде измененного поведения пациентов, их действий, идей, утверждений, являются окончательным и эффективным выражением нарушенного течения сложной цепи мозговых процессов [4].
Первые описания больных с расстройством личности относят к первой половине ХIХ века. В практике судебно-психиатрической работы попытки отличить психопатию от других психических расстройств были предприняты русским психиатром И. М. Балинским (1827). В данном случае речь шла о людях, не имевших признаков какого-либо психического заболевания, но отличавшихся неуравновешенностью, суровым характером и некорректным поведением. Красочные описания такой личностной типологии встречаются у Н.В. Гоголя (1809), Н.С. Лескова (1831). Один из рассказов А. П. Чехова (1885) так и называется – «Психопаты» [5].
Как одна из болезненных форм описания психопатии были представлены в руководстве Э. Крепелина (1856 г.) и с тех пор эта рубрика заняла свое место в систематике душевных болезней.
Э. Крепелин (1856) выделил следующие варианты психопатии: возбудимая, необузданная, импульсивная, лжецов и обманщиков, псевдологов, врагов общества, асоциальная.
В отечественной литературе классические описания статики и динамики психопатии даются П.Б. Ганнушкиным (1875). Он сформулировал основные диагностические критерии этой концепции, триаду П.Б. Ганнушкина (1875):
Тотальность психопатических особенностей личности, проявляющаяся в дисгармонии всего психического склада
Относительная стабильность. Наличие патологической дисгармонии характера на протяжении всей жизни, отсутствие прогресирования
Нарушение по этим причинам социальной, семейной, профессиональной адаптации [1].
Принципиальным отличием динамики психопатии от процессуальных форм психических заболеваний является ее «эволюционный» характер, связанный не с каким-то болезненным процессом, а с общим развитием психики человека в реальных жизненных условиях. Факторы этой эволюции, по мнению П.Б. Ганнушкина (1875) могут быть как «патологические реакции» — эпизоды декомпенсации, спровоцированные ситуацией, так и «фазы» – спонтанно аутохтонные периоды ухудшения.
Другой отечественный ученый, О.В. Кербиков (1907) описал виды «возбудимой» и «тормозимой» психопатии. Первый тип характеризуется повышенной возбудимостью, тенденцией к экзистенциальной экспансии, эмоционально-поведенческой гиперактивностью, патологической застенчивостью. Включает взрывной, истерический, параноидный, экспансивно-шизоидный варианты. Тормозимая психопатия характеризуется снижением жизнедеятельности, вялостью, настороженностью, поведенческой депрессией. Этот тип представлен психастеническим, сенситивно-шизоидным, астеническим и дистимическим вариантами.
О.В. Кербиков (1907) в зависимости от тяжести клинических проявлений выделял также «ядерную» и «краевую» психопатию. Ядерные обусловлены биологическими факторами: наследственностью, внутриутробными, натальными и постнатальными вредностями, влияющими на ранний онтогенез. Они проявляются в более раннем возрасте в виде спонтанной декомпенсации с развитием более тяжелых нарушений поведения, грубой и стойкой социальной дезадаптацией [3].
Краевые психопатии более пластичны и имеют лучший прогноз при нарушении жизненных функций при изменении ситуации. Они возникают в результате влияния социальных факторов - неполной семьи, конфликтов между родителями, плохого воспитания, физических дефектов, уродств, соматических заболеваний. Пограничные психопатии. ситуация меняется.
Познавательная сфера больных с расстройством личности, включает ряд характерных черт, по которым различаются нарушения, как памяти, так и процессов внимания, мышления и речи. Больные могут выполнять сложные виды интеллектуальной деятельности, но часто испытывают затруднения при решении простых задач.
Для выявления особенностей познавательных процессов при расстройствах личности был пров едён эксперимент на ба зе СККСПБ №1 18 отделения общего типа. В экспер именте принимали участие десять испытуемых в возрасте от 18 до 20 лет.
На первом этапе были выявлены особенности памяти, с помощью методики, «Запоминания 10 слов» А.Р. Лурия.
Рисунок №1. Сравнительная характеристика исследования памяти
Таким образом, можно увидеть, что у шести испытуемых средняя сумма по всем показателям равна меньше семи, это говорит о низком уровне кратковременной памяти, у остальных механическая память находится в норме. Исследуя результаты долговременной памяти, наглядно видно, что у испытуемых №1, №2, №4, №5, №7, №8, №9 она выражена низко. У испытуемых №3, №6, №10 долговременная память выражена высоким уровнем.
На втором этапе были выявлены особенности внимания, с помощью методики, «Таблицы Шульте».
Рисунок №2. Результаты исследования внимания
Таким образом, можно увидеть, что у некоторых испытуемых диагностически значимых нарушений внимания не выявлено, а у других внимание характеризуется недостаточной концентрацией, истощаемостью, неустойчивостью и повышенной отвлекаемостью.
На третьем этапе были выявлены особенности мышления, с помощью методик, «Выделение существенных признаков», «Простые аналогии», «Исследование логических связей и отношений между понятиями». (Рис.3,4,5)
Рисунок №3. Результаты исследования мышления
Рисунок №4. Результаты исследования мышления
Рисунок №5. Результаты исследования мышления
Результаты исследования, показали, что у большинства испытуемых при исследовании мыслительной деятельности отмечаются выраженные сочетания нарушений, с операционной стороны в виде искажения процессов обобщения, трудности формирования понятий. Сложные обобщения недоступны. Простые аналогии недоступны. Существенные признаки не выделяются. В структуре личностного компонента мыслительной деятельности, в виде конкретности, ригидности, разноплановости и резонерства. Динамика мыслительной деятельности характеризуется инертностью.
Таким образом, основываясь на полученных данных исследования, можно сделать вывод, что нарушения познавательной деятельности при расстройствах личности происходят на всех ее уровнях, это говорит об специфики развития когнитивной сферы.
Список литературы
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. — М., 1933. URL: http://drlev.ru/book/gannushkin.pdf. – Текст: электронный.
Головина А.Г. К проблеме расстройств личности в подростковом возрасте, 2018. URL:file:///C:/Users/%D0%90/Downloads/k-probleme-rasstroystv-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste.pdf. – Текст: электронный.
Кербиков О.В. Избранные труды. — М.: Медицина, 1971. URL: http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=med&author=kerbikov-ov&book=1971. – Текст: электронный.
Снежевский А.В. Руководство по психиатрии. — т. 1. — М.: Медицина, 1983. URL: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/snej1.pdf. – Текст: электронный.
Якушев И.Б. Сидоров П.И. Филипп Пинель и психиатрия конца XVIII начала XIX века, 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filipp-pinel-i-psihiatriya-kontsa-xviii-nachala-xix-veka/viewer. – Текст: электронный.