ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ

Тимашкова Н.Р. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогика немало уделяет внимания воспитанию индивида, гармоничному и здоровому развитию личности средствами искусства. Чтобы идти в ногу со временем и учитывать потребности современных детей, современная педагогика совершенствуется, предлагая различные методы, формы и средства реализации мультикультурного подхода и внедрения различных средств искусства (музыки, живописи, театра и т.д.) в воспитании. В связи с этим умение использовать средства музыки, том числе современной популярной музыки во благо личности, воспитывать с ее помощью умение ориентироваться в глобальном музыкальном пространстве и тщательно отбирать то, что поспособствует становлению нравственного миропонимания становится актуальной проблемой педагогики. Музыка, как писал А. Б. Алиев, «влияет на отношение к миру, на все сознание, и нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе». [1]

Музыкально-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью нашей жизни и в особенности – жизни детей, подростков. Это дает им своего рода весомую поддержку в самовыражении и самоопределении, и потому это нельзя игнорировать. Ученые предлагают разные средства формирования такого рода поддержки в образовательном процессе. Концепции и теории музыкально-эстетического воспитания разработаны Э. Б. Абдуллиным, Ю. Б. Алиевым, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьевым, А. С. Базиковым, Д. Б. Кабалевским, С. В. Казаковой, Л. В. Матвеевой, Е. В. Николаевой, Б. Л. Яворским. Авторами выделены важнейшие методологические положения, касающиеся эстетического воспитания личности на уровне одного из видов искусства – музыки. Авторские позиции дают возможность определить музыкально-эстетическое воспитание как сторону, вид эстетического воспитания, организуемого в системе воспитательной работы школы, где решение триединой задачи эстетического воспитания: формирования эмоционально-чувственного и ценностного эстетического сознания, актуализации духовно-эстетических потребностей обучающихся и организации их творческой деятельности, отвечающей эстетическим критериям, - происходит через организованное, целенаправленное, управляемое освоение и эмоциональное переживание произведений музыки [2,3].

Как бы ни был богат педагогический пласт, использование современной популярной музыки как средства духовно-нравственного воспитания рассмотрено недостаточно, а зачастую и вовсе игнорируется педагогами. Как писал выдающийся отечественный композитор Д. Кабалевский, именно единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством, зарождая в них нравственность. И в свете этого подтверждается актуальность нашего исследования [3].

С целью исследования проблемы влияния современной популярной музыки на мировоззрение, духовно-нравственную воспитанность подростков нами была определена база исследования – МОУ «Средняя общеобразовательная школа» №2 г. Кохма Ивановской области. В качестве экспериментальной группы выбрали младших подростков 7 «Б» класса. Количество выборки: 23 человека.

В процессе исследования была разработана педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков средствами популярной музыки. Ее основой стала разработка плана по реализации воспитания подростков в условиях влияния современной популярной музыки. Данная модель позволила определить цель, содержание, участников, формы и методы организации воспитательного процесса, включая средства диагностики, а также наметить его будущие результаты (см. рис 1.).

Рис.1. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в условиях влияния современной популярной музыки.

ЦЕЛЬ: духовно-нравственное воспитание подростков в условиях влияния современной популярной музыки.

ПЕДАГОГ(S1)

ОБУЧАЮЩИЕСЯ (S2)

РОДИТЕЛИ(S3)

ФОРМЫИ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

воспитательного процесса

Просмотр музыкальных фильмов, их анализ; прослушивание популярной клипов музыки; исследования текстов песен, их перевод; выпуск просветительских брошюр; изучение доступных источников современной музыки; создание проектов, вечера нравственной культуры, лекции, доклады.

Методы: рассказ, лекция, беседа, дисскусия, работа с музыкальными произведениями и т.д.

Средства: наглядные аудио и видео материалы.

Работа с родителями: лектории, вечера вопросов и ответов; совместное исследование (обсуждение) поставленной проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ

Духовно-нравственное воспитание в условиях современного мира – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные ценности и нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных и мировых культурных ценностей и освоения системы общечеловеческих, духовных и нравственных установок.

Средства диагностики. Мониторинг. Критерии оценивания.

Уровни духовно-нравственной воспитанности учащихся.

(I - низкий, II - средний, III - высокий)

РЕЗУЛЬТАТ

интересы в области популярной музыки среди подростков направлены на совершенствование их духовно-нравственного воспитания, формирование музыкальной культуры и культурно образованности; задействованы в воспитательном процессе.

Для реализации педагогического эксперимента был подобран комплекс диагностических методик, которые позволили выявить уровень музыкальной культуры учащихся, их музыкальные интересы, эстетический вкус и отношение к музыке как к явлению культуры, а также их духовно-нравственные установки. Именно выявление музыкальных интересов у подростков поможет нам управлять процессами их духовно-нравственного воспитания, также в разработке эффективной программы внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности с элементами популярной музыки.

Приведем диагностическую методику, разработанную нами, вопросник «Я и мое музыкальное пространство» (автор Тимашкова Н.Р.). Вопросник содержит в основном открытые вопросы, которые помогут учащимся быть открытыми и искренними в ответах. На выполнение было отведено 45 минут времени. Вопросы следующего характера:

«Музыка каких стран (на каком языке) нравится тебе больше всего и почему»?

«Музыка каких стран (на каком языке) тебе НЕ нравится? Назови главные причины».

«Какой музыкальный жанр тебе ближе? А какие жанры не нравятся? Расскажи поподробнее».

«Какая музыкальная группа тебе нравится? Почему? Назови 3-5 любимых песни».

«Кто твой любимый исполнитель? Почему именно он/она тебе нравится? Назови 3-5 любимые песни в его исполнении».

«Какую (чью) музыку ты слушаешь чаще всего? Назови еще несколько групп и/или исполнителей, песни или музыку которых ты включаешь почти каждый день».

«Как в целом ты относишься к современной поп-музыке»?

«Как ты относишься к классической музыке? Расскажи, слушаешь ли ты ее, и если да, то как часто. Назови любимые произведения/композиторов, если они есть».

«Как ты относишься к саундтрекам (музыке) из фильмов? Расскажи, слушаешь ли ты их, и если да, то как часто. Назови те, которые нравятся больше всего. Можно указать названия фильмов или имена композиторов, если помнишь».

«Как ты относишься к музыке 90-х, 80-х, 70-х (ретро-музыка)? Нравятся ли тебе какие-либо исполнители, и если да, как часто слушаешь их? Назови несколько исполнителей или групп, песни которых нравятся тебе, несмотря на то, что их принято считать «старыми».

«Приходилось ли тебе слушать музыку 50-х годов? Если да, расскажи поподробнее и поделись мнением».

«Считаешь ли ты, что музыка способна устаревать и может перестать нравиться ТОЛЬКО из-за того, что становится менее популярной»?

«Считаешь ли ты, что современную музыку можно использовать в обучении? Назови 1-3 песен или музыкальных произведений, которые ты обязательно включил бы в программу, и обоснуй свой выбор: причиной может быть текст песни, наполненный хорошим смыслом; это может быть сама музыка, которую полезно послушать каждому; и т.д.».

Приведем подробный анализ результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента. Было выявлено, что большинство предпочитает современную зарубежную музыку на английском языке (около 87%), из них: часть слушает преимущественно поп-музыку (22% зарубежную, 19% русскую), классическую (8% русскую, 3% зарубежную), саундтреки популярных зарубежных фильмов (около 16%), в том числе зарубежную музыку 70-80-90-х (около 10%) и лишь некоторые знакомы с музыкой 50-х годов, преимущественно зарубежной и советской (9%). Остальные (13%) слушают «всего понемногу» и «по настроению». Рис. 2.

Практически все согласны с мнением, что современную музыку можно подключить к обучению (96%). Рис. 2.

Рис. 2. Мнения подростков о современной популярныхмузыке.

Рис. 3.Мнения подростков о современной музыке как элементе воспитания.

Далее была проведена оценка духовно-нравственной воспитанности и знания этических понятий учащихся посредством анкеты с краткими вариантами ответа на выбор. На выполнение было отведено 20 минут. Испытуемым предлагалось обозначить свое отношение к миру, национальностям, культурам, религиям, труду, искусству, людям и к самому себе.

По результатам диагностики учащиеся были разделены на следующие уровни: 14% - I (низкий уровень); 56 % - II (средний уровень); 30% – III (высокий уровень). Это показывает недостаточный уровень духовно-нравственной воспитанности среди младших подростков экспериментальной группы.

Анализ результатов, полученных по диагностической методике дилемм Л. Колберга также подтверждают, что у большинства детей преобладают сознание с эгоцентричностью моральных суждений.

Результаты комплексного исследования свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе встречаются пробелы относительно духовно-нравственной позиции детей в условиях нравственного выбора в социуме. Считаем возможным преодоление воспитательного кризиса посредством повышения уровня музыкальной культуры у подростков; она, в свою очередь, также требует пристального внимания не только со стороны родителей, но и педагогов, поскольку диагностические методики выявили недостатки в музыкальной просвещенности детей, и как следствие – творческой и духовно-нравственной образованности детей. Это проявлялось в следующем: их кругозор достаточно узок; заинтересованность в познании и осознании этического содержания музыкальных произведений, в том числе популярных, усреднена; избирательность в музыке довольно низка. Тем не менее, любая музыкальная продукция может влиять на формирование духовно-нравственной культуры детей и наша задача направить в нужное русло их интерес, увлеченность и потребность. И все это должно влиять на духовно-нравственное обновление личности подростка [3,4].

Считаем, что именно благодаря сосредоточенности на музыкальных увлечениях современных подростков представляется возможным формирование, корректировка и совершенствование морально-нравственных установок личности в отношении мира и социума. Правильно подобранные тематики песен, содержание которых соответствовали бы и нормам образования, и интересам учеников, способен повысить продуктивность и увлеченность в учении и стимулировать более осознанное и широкое понимание общечеловеческих моральных ценностей в поликультурном мире.

Список использованных источников

Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание / Ю. Б. Алиев // Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – Т. 3. – С. 755-762.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. - Екатеринбург, 2000. - 156 с.

Буркова, Л. Ф. Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Буркова Лариса Федоровна. – М., 2003.– 183 с.

Джишкариани Т.Д., Михайлов А.А.К вопросу формирования у будущих педагогов профессиональной компетенции по осуществлению духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования //Школа будущего. - Научно-методический журнал. - Москва. №3. 2020. С.302-310. https://schoolfut.ru/journal/2020-3/

Просмотров работы: 37