Мотивационные приемы при изучении биологии в 5 классе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Мотивационные приемы при изучении биологии в 5 классе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход в пятый класс для каждого школьника является ответственным этапом в жизни. У учеников возникают новые трудности как по учёбе, так и в социальных отношениях: уроки проходят в разных классах, появляются учителя-предметники. Стрессовой ситуацией для учеников является даже смена статуса с «младшего» на «старшего» школьника. Пятиклассники ощущают тревожность, приобретают чувство неуверенности в себе, становятся забывчивыми, их работоспособность снижается. Большинство учеников воспринимают период перехода в среднее звено очень важным шагом в своей жизни. Одни гордятся тем, что повзрослели, другие видят переход в 5 класс как возможность открыть для себя что-то новое.

Многие пятиклассники начинают ощущать себя одинокими из-за недостатка внимания со стороны классного руководителя, которому попросту не хватает времени уследить за каждым. Некоторые, почувствовав свободу, становятся неуправляемыми, их обычное поведение превращается в истерики и плач. Отсюда появляется необходимость помощи классного руководителя в преодолении этого непростого периода.

На жизненном этапе перехода в 5 класс для учеников важен процесс адаптации, ведь он влияет на дальнейшую школьную жизнь. Большую роль в психологии младшего подросткового возраста играет мотивация. Для понимания проблемы необходимо обратиться к таким понятиям, как «мотив» и «мотивация» [1].

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности (Н.В. Бордовская, А.А. Реан). Существуют внешние и внутренние мотивы. Внешние не связаны с учебной деятельностью, они направляют школьника на взаимодействиее с другими людьми. Внутренние являются основой самообразования, направлены на предмет изучения. Оказывая влияние на учеников, мы пробуждаем их внешние мотивы к процессу обучения[2].

Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения личных целей и целей организации (А.П. Егоршин). Важно развивать внутреннюю мотивацию учеников, так как именно она способствует развитию потенциала личности каждого[2].

Существуют различные приёмы для развития указанных ранее видов мотивации. Обратимся непосредственно к этим мотивационным приёмам.

Приёмы для развития внутренней мотивации:

Проблемная ситуация. Создание проблемной ситуации – необходимое условие на уроке для активной умственной деятельности учащихся. Учитель ставит перед учениками определенную задачу, которая должна вызвать заинтересованность для дальнейшего решения. Такой прием поможет раскрыть способности каждого ученика, сплотить коллектив, а также откроет обучение как возможность общения.

Один из примеров проблемной ситуации: Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Вопросы на смекалку. Вопросы на смекалку проверяют умственные способности ученика, но даже несмотря на их трудность, ответить сможет каждый, применив элементарные знания из жизни и логику. Часто, чтобы ответить на такие вопросы, помогает нестандартное мышление. Такой способ внутренней мотивации обеспечивает стремление к успеху посредством личного удовлетворения от самостоятельных ответов.

Примерами таких вопросов могут быть: У кого есть почки, но нет желудка и печени? (дерево); Какие организмы растут на протяжении всей жизни? (растения); Какое животное имеет сходство с цветком? (актиния, гидра).

Приёмы для развития внешней мотивации:

Удивительные факты-загадки. Интерес у школьников можно вызвать, зачитывая им удивительный фрагмент описания чего-либо, но название загаданного оставить в секрете. Каждый ученик должен попытаться как можно скорее назвать правильный ответ, став лидером среди одноклассников. Таким образом будет развиваться внешняя мотивация.

Например, можно привести интересный факт о грибах: «В российских лесах его можно встретить с названием «Весёлка», вошедший в книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по скорости роста. Каждые 2 минуты он вырастает на сантиметр! В первый день он выглядит как сероватое яйцо, на второй становится зонтиком на высокой ножке, а на третий его уже и не видно.

Применение занимательных заданий. В настоящее время существует большое количество видов занимательных заданий (логические задания, кроссворды), они также используются как средство активизации познавательной деятельности. В частности, использование ребусов будет развивать логическое мышление школьников, а также тренировать память и концентрировать внимание на объекте изучения во время урока. Ребусы можно использовать для определения темы урока. Внешняя мотивация будет проявляться в стремлении разгадывания ребуса для получения похвалы от учителя.

Например, для определения такой темы урока, как «Клетка, использовать ребус:

Приемы для мотивации учеников 5 класса – это неотъемлемая часть урока биологии. Учитель должен суметь найти подход к ученикам, так как в их возрасте психика уязвима. Необходимо использовать различные приёмы для приобретения как внешней, так и внутренней мотивации к обучению у пятиклассников. Во время применения мотивационных приёмов становится заметной активная деятельность класса, у учеников появляется больше энергии на решение различных заданий. Внедряя в образовательный процесс мотивационные приемы, учитель заинтересовывает детей на уроке, получая взамен стремление к познанию науки[3].

Список используемой литературы

Бахрушева, И.В. Мотивация познавательной деятельности/ И.В.Бахрушева.- Москва.- Легион, 2012 – 12с.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с.

Теремов, А. В. О мотивации учебной деятельности школьников по биологии / А. В. Теремов // журнал Биология в школе : хранится с 2005 по 2013 / М-в образования РФ . – 2014, 15-24с.

Просмотров работы: 46