Бизнес-процессы — любые операции внутри компании, которые помогают решать бизнес - задачи и зарабатывать. Моделирование бизнес-процессов — описание этих операций и документирование требований к ним.В больших и сложноорганизованных компаниях моделирование может включать внешние процессы или системы.
Люди, которые ответственны за моделирование бизнес-процессов, описывают в них кто, что и каким образом выполняет посредством разбиения каждой операции на некоторые этапы. Первым шагом происходит описание текстом, а в последствии это описание превращают в схему. Благодаря созданию модели по различным подходам и уровням управления можно помочь проанализировать и понять, как работает организация.
Один из самых распространенных и зачастую применяемых проектов прогнозирования предпринимательских действий считается программный продукт ARIS ΕXPRESS.
ARIS (Архитектура интегрированных информационных систем) — это подход к бизнес-моделированию, который предоставляет методы анализа процессов и целостного представления о рабочем процессе, управлении процессами и обработке приложений. [1]
ARIS опирается главным образом на собственную архитектуру с пятью видами - "АРИС дом". Эти пять представлений являются:
организационной модификацией;
управленческой модификацией;
моделью данных;
функциональной моделью;
выходной(сервисной) моделью.
Последовательность составлена так, чтобы разбить сложность модели на пять аспектов и упростить моделирование. Каждое представленное представление концепции ARIS (architecture of integrated information) systems демонстрирует модель бизнес-процесса в определенных аспектах:
Функциональный. То есть, действия, группировки и иерархические отношения между ними описаны в представлении функции, например, в дереве функций.
Организационный - обзор организационной структуры компании, включая человеческие ресурсы и машины.
Информационный (модели данных) - все события, которые создают информацию о окружающей среде: корреспонденция, документы и другие.
Сервисный - предлагает полный обзор всего портфеля продуктов и услуг, включая услуги, продукты и финансы.
Управленческий - процесс, соединяющий все остальные представления в временный график. Например: управляемые события технологической цепочки или BPMN. [2]
Объектом моделирования данной работы является разработка усовершенствованного технологического процесса ремонта бытовой техники. Ремонт бытовой техники – это система общих действий, направленная на сохранение состояния работоспособности прибора.
Сам процесс ремонта бытовой техники очень сложный и трудоемкий.
Ремонтом бытовой техники должен заниматься обученный этому мастер. Техник-ремонтник – человек, у которого есть навыки и опыт по починке современного, дорогого и сложного оборудования, который обладает специальными диагностическими и контрольно-измерительными приборами. Только исинный мастер своего дела способен предоставить наиболее качественные услуги по ремонту любой сложности мелкой и крупной бытовой техники. Несмотря на это сам ремонт можно представить как две группы:
1) ремонт, который можно провести непосредственно у потребителя
2) ремонт, который требует использование необходимого оборудования в мастерской
К первому подразделу ремонта бытовой техники относится мелкий и средний ремонт, в котором можно даже самому отремонтировать неполадки путем простой замены деталей или регулировки, при должной осведомлённости, о том, как должен протекать данный процесс ремонта. Ко второму подразделу ремонта бытовой техники относится капитальный ремонт, в котором уже не обойтись без рук и опыта специалиста. Данный ремонт по своей трудности никаким образом не может быть исполнен в домашних условия. [3]
В зависимости от особенностей того или иного прибора и вида поломки могут использоваться абсолютно разные способы выполнения ремонтно-восстановительных работ, но принцип во всех примерно схож по структуре:
- наружный осмотр прибора, обнаружение видимых внешних повреждений отдельных элементов и очевидных повреждений элементов базисной схемы прибора;
- нахождение бракованного узла, а в дефектном узле неисправной детали либо неисправного элемента;
- установление объема ремонтных работ;
- сборка неисправной детали, узла или отказавшего компонента и смена их исправными;
- регулировка, настройка прибора. [4]
Задачей работы было отслеживание этапов сдачи бытовой техники в ремонт.
При получении бытовой техники на ремонт, мастер начинает выполнять процесс ремонта с наружной очистки, затем разбирает оборудование на агрегаты и углы, очищает их, разбирает на детали, очищает и выполняет дефектовку деталей. После этого годные детали уходят на обратную сборку агрегатов и узлов (это решает склад готовых агрегатов), выполняется испытание агрегатов и сборка оборудования, а после обкатки и испытаний оборудования ремонт бытовой техники завершается. Если деталь не годная, то выносится решение, отремонтировать деталь или она уже не подлежит к ремонту, если деталь можно отремонтировать, то берется со склада агрегатов запасная деталь и после все ведет к обкатке оборудования и завершению ремонта. [5]
На рисунке 1 представлена EPC диаграмма бизнес – процесса сдачи в ремонт бытовой техники.
Р исунок 1 – EPC диаграмма бизнес – процесса сдачи в ремонт бытовой техники (начало).
Р исунок 1 – EPC диаграмма бизнес – процесса сдачи в ремонт бытовой техники (продолжение)
Рисунок 1 – EPC диаграмма бизнес – процесса сдачи в ремонт бытовой техники (окончание).
Данная модель содержит:
1 . Логический элемент XOR (Исключающее «или») – Строгая дизъюнкция
2 . Объект «бизнес – функция» (действие) – Объект служит для описания процедур, функций или работ
3 . Объект «Событие» – Состояние системы, процесса, влияющее на выполнение процесса или управляющее им
4 . Объект «бизнес – роль» – Роль; объект для определения группы лиц со схожими функциональными обязанностями –
Список используем источников
1. Моделирование бизнес процессов: для чего оно нужно и как его провести [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://skillbox.ru/media/management/modelirovanie-biznesprotsessov-dlya-chego-ono-nuzhno-i-kak-ego-provesti/ (Дата обращения 17.12.2022)
2. Ремонт бытовой техники: в чем его актуальность? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.innov.ru/news/mosaic/remont-bytovoy-tekhniki-v/ (Дата обращения 17.12. 2022)
3. Способы ремонта бытовой техники [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://molotokrus.ru/sposoby-remonta-bytovoy-tehniki/ (Дата обращения 17.12.2022)
4. Самостоятельный ремонт бытовой техники: что нужно о нем знать? Какие плюсы и минуты? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nowremont.ru/samostoyatelnyj-remont-bytovoj-texniki-chto-nuzhno-znat/ (Дата обращения 17.12.2022)
5. Зачем нужен ремонт бытовой техники от профессионалов? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kotelservice.ru/zachem-nuzhen-remont-i-obsluzhivaniye/ (Дата обращения 17.12.2022)