РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Насибутдинова Н.Ф. 1
1ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бережливое производство (lean production) - концепция организации бизнеса, направленная на создание привлекательной для потребителя ценности за счет разработки непрерывного потока создания ценности и постоянного улучшения всех процессов через вовлечение сотрудников и ликвидацию всех видов потерь [1].

Главной проблемой в данный момент остается конкурентоспособность отечественных компаний (организаций), которые непосредственно зависит от формирования эффективной производственной системы. Создание такой системы, а также ее реализация поможет предприятию минимизировать издержки производства, достичь качественного уровня выпускаемых товаров, усовершенствовать компанию (организацию), а также систему управления. Данные цели можно достичь, применив довольно популярную концепцию «Бережливое производство», которая помогла многим предприятиям выбраться на мировой уровень.

Внедрение бережливого производства на промышленных предприятиях предполагает активизацию усилий по применению все новых и новых инструментов, что связано с необходимостью повышения уровня конкурентоспособности. В связи с этим возникает необходимость в разработке модели, которая бы демонстрировала порядок деятельности по внедрению инструментов бережливого производства на предприятиях.

Модель включает в себя учет базовых факторов организации «бережливого производства» на предприятии, а также основные подсистемы бережливого производства, без которых немыслима сама организация данного процесса.

Все начинается с наведения порядка и наглядной демонстрации не-удобств, вызванных большими запасами. Для этого необходимо внедрить концепцию 5S (5C), чтобы каждый работающий смог понять и прочувствовать необходимость самоорганизации и исключения превышения некоторого разумного минимума.

Параллельно необходимо провести огромную работу по делегированию полномочий и доведению стратегических целей от высшего уровня вплоть до рабочих, в соответствии с их квалификациями и способностями. Эта работа сочетается с постановкой маркетинга и выстраиванию цепочек внутренних потребителей и поставщиков. Цепочки внутренних потребителей и поставщиков необходимо превратить в последовательности процессов. Это даст возможность сформировать потоки создания ценностей, как для внутренних, так и для внешних потребителей. Эти потоки нужно распространить на поставщиков, что позволит минимизировать дискретности и разовые объемы поставок с максимальным приближением их к реальным потребностям процессов.

Превращение сетей поставок в потоки означает также непрерывность движения перерабатываемых в процессах ресурсов в ритме, задаваемом потребителями по принципу вытягивания. Таким образом, автоматически получается система «точно в срок». Все это приводит к созданию тотальной системы вовлечения работников в процессы создания ценностей в соответствии с целями предприятия [2].

Следующие шаги по созданию бережливого производства осуществляются уже фактически с помощью и на основе тотальных инициатив по повышению качества и уменьшению издержек. Искусное направление этих инициатив в сторону поддержания непрерывного движения потока с помощью инфраструктуры (оборудования и оптимально планируемых помещений) приводит нас к технологии TPM (Total Productive Maintenance).

Такая последовательность действий ведет к тому, что на предприятии начинает работать система тотального обеспечения качества и уменьшения издержек. Рабочие, инженеры и менеджеры, направляя свои усилия на устранение причин несоответствий и лишних издержек, в рамках периодических мероприятий по прорывным улучшениям способны совместными усилиями создать бережливое производство, как высшую форму эффективного бизнеса. Естественно, все вышесказанное касается не только производственных, но и других процессов на предприятии [3].

В бережливом производстве особое значение имеет информационное обеспечение, которое также принимает характер универсального средства, поддерживающего непрерывность потоков и их эффективность. Однако растут требования и к эффективности самого информационного обеспечения. Поэтому обязательно наличие в системе четкого управленческого учета, обеспечивающего пользователей только релевантной информацией, которая всегда достоверна, своевременна и объективна. Кроме того, информация должна быть представлена в форме, понятной ее потребителю, в виде, позволяющем очень быстро принять правильное решение. Поэтому для работающих очень важно соблюдение принципа визуальной информированности о состоянии дел в ближайших точках потоков.

Концепция бережливого производства – система простых решений для ликвидации издержек и достижения лидерства в эффективности. Концепция позволяет систематически получать повышенную прибыль, обеспечивая при этом лучшие на рынке качество, цену и сроки.

Бережливое производство называется бережливым, потому что при таком производстве можно делать все больше и больше, а затрачивать меньше и меньше: меньше человеческих усилий, времени, производственных мощностей и площадей, и предоставлять потребителю то, что он желает. Бережливое производство повышает удовлетворенность людей от работы, так они сразу видят, как в результате их усилий образуется ценность.

Главной целью каждого предприятия является возможность получения максимальной прибыли. Любое предприятие старается не только продать свой товар по более выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

В качестве такого метода была выбрана технология бережливого производства. Преимущество бережливого производства в том, что система на 80% состоит из организационных мер и только 20% составляют инвестиции в технологию [20].

Опыт внедрения бережливого производства на российских предприятиях говорит о том, что методы бережливого производства имеют организационные и экономические преимущества по сравнению с традиционными системами планирования и управления:

- снижение в процессе производства уровня материальных запасов и готовой продукции, что в целом гармонизирует систему производства и уменьшает затраты на хранение;

- повышение качества изделий, уменьшение брака и переделок, что ведет к повышению лояльности у потребителей;

- сокращение сроков производства и поставок продукции потребителям, что является профилактикой искусственного дефицита продукции;

- обеспечение высокой производительности и эффективности производства, это косвенно увеличивает норму прибыли для предприятия;

- снижение количества непроизводительных работ, связанных с перемещением и хранением товаров влияют на уменьшение себестоимости продукции;

- сокращение производственных площадей также сокращает постоянные затраты предприятия.

Основная цель внедрения БП в - снижение издержек производства и совершенствование производственных процессов. Для этого было разработано дерево целей, которое представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Дерево целей

На основании анализа, можно сделать вывод, что совершается большое количество ошибок при складировании и хранении материалов и комплектующих, которые приводят к увеличению инвентарного риска, потерям по продукции.

Для предприятия принято решение о внедрение бережливого хранения предприятия, систему 5S, как следствие снижение складских потерь.

Система 5S, в целях оптимизации работы склада и повышения удовлетворенности потребителей, с одной стороны будет способствовать более качественную организацию работы склада, а с другой стороны будет способствовать экономии времени на складские операции, тем самым снижая потери предприятия.

При внедрении 5S необходимо определить 5 основных принципов этой системы, для каждого из которых будет выделено содержание работы (таблица 1).

Таблица 1 - Основные принципы системы 5S и их внедрение на предприятие

В целом система 5S будет нацелена на следующие объекты:

1. Рабочая зона:

-полы;

-проходы;

-стены.

2. Предметы в рабочей зоне:

-товары и продукция;

-оборудование - стеллажи, рохли, складские ящики, весы, лестницы, подборщики заказов.

Прежде чем начать, нужно обязательно определить:

-цель работы;

-руководитель работ;

-состав рабочих групп;

-график заседаний рабочих групп;

-рабочие зоны для внедрения системы 5S и порядок внедрения в разных зонах.

Одинаковые процессы обработки и оборудование должно использоваться в одной и той же области. В противном случае это разные зоны. Предпочтительно разбивать на небольшие участки. В случае нахождения в зоне большого количества предметов рекомендуется разделить зону на несколько более мелких. Все зоны должны быть отмечены на схеме расположения с указанием лица, ответственного за внедрение системы 5S.

Ответственность за внедрение системы 5S лежит на заведующем скла-дом, где осуществляется внедрение. Ответственность за проведение и обслуживание системы 5S на сайте возлагается на руководителя группы независимо от количества подчиненных руководителя.

Рекомендуемый состав рабочей группы:

-Руководитель подразделения - руководитель группы 5S

-Сотрудники подразделения - члены группы 5 S (2-3 чел.).

-Сотрудники других подразделений - члены группы 5S (1-3 чел.)

Цель первого этапа 5S - определить необходимые объекты для рабочей деятельности, освободить рабочее пространство от ненужных объектов, создать предпосылки для организации визуального контроля и стабилизации процесса.

Если производственная культура, чистота и санитарное состояние зоны находятся на низком уровне, целесообразно начать с общей очистки, которая позволит быстро избавиться от существующей части от грязи и мусора. А затем приступить к реализации первого шага системы 5S

Порядок проведения обозначен в таблице 2

Таблица 2 - Порядок поэтапного проведения внедрения системы 5S

Следующим шагом идет контроль эффективности внедрения первого шага системы 5S осуществляется при помощи «Контрольного листа по проверке эффективности внедрения первого шага системы 5S»

После внедрения системы 5S ожидается увеличение емкости складов и товарооборота. В результате несоответствие квалификации работника, выполняющего операции на новой системе на складах, может привести к снижению этих показателей до прежнего уровня.

Ключевым элементом этой системы, основанной на постоянном стремлении к совершенству, будет обучение персонала склада.

Для обучения персонала необходимо сформировать команду преподавателей (рабочую группу) из числа сотрудников дирекции производственных систем и сотрудников участвующих в пилотном проекте. Так же в каждом структурном подразделении нужно назначить ответственных лиц за внедрение БП и обучение персонала методам БП (рисунок 2).

Рисунок 2 – Обучение ключевого персонала

Обучение персонала должно проводиться в обучающих центрах предприятия и учебных классах структурных подразделений.

Обучение несет в себе следующие цели:

-донести сотрудникам цехов, что такое бережливое производство;

-показать, как инструменты бережливого производства помогают в работе и упрощают ее.

Для обучения сотрудников принципам бережливого производства необходимо выполнить следующие шаги:

-составить и согласовать график посещения тренингов;

-подготовить обучающие модули (готовят сотрудники дирекции производственных систем);

-согласовать с руководством структурных подразделений место проведения для проведения обучения;

-провести тренинги.

В модулях обучения должна быть раскрыта информация об идеологии бережливого производства, основных инструментах бережливого производства, видах потерь и способах их устранения [5].

При подаче материала необходимо приводить параллель между бытовыми и производственными примерами. Чтобы видеть потерю на производстве – нужно научиться найти ее у себя дома.

Начинать чтение курса рекомендуется после обращения к аудитории авторитетного сотрудника цеха, в котором будет в позитивном ключе рассказана суть курса и необходимость изменений.

Процесс обучения персонала: для того чтобы составить график (расписание) посещения тренингов необходимо взять штатное расписание и графики отпусков сотрудников в административном отделе. Отметить всех сотрудников, которые на период обучения будут находиться в отпуске (необходимо учитывать и то, что человек находится на больничном). Необходимо разделить персонал на тех, которые работают по сменному графику и тех, кто работает по дневному графику, т.к. график обучения для оперативного персонала составляется отдельно от персонала, который работает по дневному графику.

Дневной персонал необходимо поделить на группы по 8-12 человек для посещения тренингов, оперативный персонал нужно приглашать сменой в выходной день с оплатой. В день можно проводить по два одинаковых модуля соответственно разным группам. Графики обучения и время проведения тренингов необходимо согласовать с руководством предприятия и с начальниками цехов, отделов и служб, которые после утверждения графика оповещают свой подчиненный персонал, о том:

- в какой группе находится тот или иной сотрудник;

- где будет проходить обучение и знакомят его с расписанием посещения тренингов;

- на информационных досках вывешиваются объявления о том, что начинаются проводиться обучающие модули, в какой период и с названием каждого модуля;

- каждый модуль в первую очередь нужно проработать и отрепетировать с Рабочей группой проекта, каждый член Рабочей группы должен знать и уметь проводить все обучающие модули. Обучающий модуль должен состоять из теоретической части, практической игры и домашнего задания, для лучшего усвоения материала;

- очень важно совместно с руководителем предприятия подобрать удобное помещение для проведения обучающих модулей.

Помещение должно вмещать порядка 15 человек.

Помещение должно быть оснащено:

- экраном для проецирования презентации, соответственно проектором;

- удобно расставленными стульями;

- маркерами и блокнотами, чтобы делать необходимые записи;

- столами для проведения практических занятий;

- кондиционером для поддержания хорошего климата в аудитории;

- питьевой водой и одноразовыми стаканчиками.

Проведение обучающих модулей проходит в соответствии с расписа-нием обучения. Ведется ведомость посещаемости персонала для того, чтобы вести статистику посещения. Во время проведения тренинга ни что не должно отвлекать аудиторию от материала. Теоретическую часть тренинга лучше всего проводить в манере диалога с аудиторией, а не в манере монолога. Тренинг лучше проводить двоим, т.к. для проведения практического задания часто требуется помощь второго человека. Заканчивать модуль нужно не большим домашним заданием (прочитать из книги по Бережливому Производству, следующий модуль нужно начинать с проверки, обсуждения домашнего задания).

До начала проведения обучающих модулей персонал предприятия обеспечивается необходимой литературой по БП (мини-руководство «Ин-струменты БП»). В депо должна быть создана библиотека БП, которую лучше расположить в аудитории, где будут проводиться тренинги. Книги, которые будут содержаться в одном или двух экземплярах должны выдаваться под запись.

Книги необходимо заказать в самом начале внедрения проекта согласовав список литературы с руководителем станции, т.к. весь процесс, начиная с составления списка, его согласования, заказа и заканчивая доставкой книг, занимает много времени.

Параллельно с обучением можно приступить к внедрению бережливого производства. Сотрудники должны на практике попробовать применить полученные в ходе обучения знания. Пусть поначалу все будет идти не совсем гладко, многим сотрудникам понадобится гораздо больше времени для адаптации к новым условиям. Но правильная мотивация и поддержка руководства должны помочь преодолеть создавшиеся трудности.

Таким образом, решен вопрос по обучению персонала промышленного предприятия методам бережливого производства на базе обучающих центров и в учебных классах структурных подразделений. Определены основные шаги для реализации обучения и тематика занятий. Внедренная система бережливого производства позволит сократить производственные издержки, повысить качество работ, будет существенным дополнением системы Проект стандарта организации «Инструкция «Организация рабочего пространства (5S)»».

Работа выполнена под руководством доцента кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – канд. с.-х. наук, доцента Куприянова А.В.

Список литературы

1 ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты (Переиздание). Введ.: 2015-06-02. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020 год, 16 с.

2 Скударь, Г. М. Бережливое производство. Всеобщее производительное обслуживание оборудования(Total Productive Maintenance – TPM) : учебное пособие / Г. М. Скударь. – Краматорск, 2009. – 23 с.

3 Скударь, Г. М. Бережливое производство. 5S. Рациональная организация рабочих мест : учебное пособие / Г. М. Скударь. – Краматорск, 2009. – 17 с.

4 Фабрицио Т., Теппинг Д. 5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место / Пер. с англ. А. Шарыгин; под науч. ред. А. Белявцев. – М.: Институт комплексных стратегических решений, 2008. - 214 с.

5 Капырин, В. В. Системы управления качеством : учебник / В. В. Капырин, Г. Д. Коренев. - М. : Европейский центр по качеству, 2002. - 324 с.

Просмотров работы: 152