КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КИНОТРЕНИНГА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КИНОТРЕНИНГА

Свердлова А.Р. 1, Малыхина Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время, особое внимание следует уделять не только растущей тревожности среди подростков, но и агрессивности. Причиной агрессивного поведения подростков являются психологический, социальный и нейрофизиологический фактор. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем в настоящее время, которая беспокоит не только педагогов и психологов, но также и родителей. В психолого-педагогической литературе подростковый возраст оценивается как самый трудный возрастной период. Такая характеристика связана с тем, что ребенок подросткового возраста входит в систему разнообразных отношений, влияющих на процесс формирования взглядов, ценностных ориентаций, интересов и потребностей, а также на самоопределение и самоутверждение личности.

Для того чтобы лучше понимать психологию агрессии в данной возрастной категории, важно изучать особенности подросткового возраста. Под агрессией понимается «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [6]. Причины, вследствие которых подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор не полностью изученными. Однако, существуют следующие категории, которые влекут за собой агрессивное поведение подростка, а именно: «врожденные побуждения или задатки; потребности, активизируемые внешними стимулами; познавательные и эмоциональные процессы. Основными факторами, определяющими формирование подростковой агрессивности, являются: семья, сверстники, та среда, в которой они находятся, СМИ и пр.» [5]. Подростки учатся агрессивному поведению не только путём наблюдения агрессии, но и посредством прямых подкреплений.

Эффективность работы специалистов, занимающихся данной проблемой, зависит на прямую от того, какая система мероприятий психокоррекционной работы будет выстроена и какие специальные средства воздействия будут задействованы. В основе коррекционной работы с данной категорией детей лежат методы, направленные на устранение причин агрессивного поведения. В свою очередь, они не должны ограничиваться работой только с внешними проявлениями такого поведения, но и с внутренними. Подбор методов психокоррекционной работы с подростками должен учитывать, по меньшей мере, следующие обстоятельства. «Психологическая коррекция должна быть направлена на актуализацию и активизацию нравственного самоанализа, на развитие эмоциональной сферы, на развитие эмпатии, интеллектуальной сферы, коммуникативных навыков, разрешение личностных проблем, устранение психологического перенапряжения, умение находить выход из трудных ситуаций и на создание положительной самооценки» [7].

Тренинг – это одна из лучших форм коррекционной работы. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффективно работать с описанной категорией детей. Кинотренинг является одним из видов тренинговых занятий, способный не только решить личностные задачи, но и действительно заинтересовать ребенка. Просмотр фильмов может быть не просто развлечением, но и способом работы над собой. Объединение элементов кинотерапии и социально-психологического тренинга в коррекционной работе с подростками является актуальным, так как в данной возрастной категории обострена потребность в общении, но жизненного опыта не хватает, зато выражено желание к его получению; во-вторых, особенности современной ситуации развития подростков: печатное слово чаще заменяется образной информацией. Именно поэтому данный вариант тренинга будет как нельзя эффективным в коррекционной работе с подростками.

Процесс коррекции методом кинотренинга проанализирован во многих источниках отечественными и зарубежными учеными, О. Аронсон; И.Н. Верхотурова; К. П. Корбут; В.Р. Шмидт; Т. И. Сытько; А. Менегетти; С.В. Березин, Бэрон Р., Ридчарсон Д., Реан А.А., Бандура А., Берковиц Л., Можгинский Ю.Б., Авдулова Т.П., Семенюк Л.М. Но, несмотря на значительный объем научных работ в этой области, метод психологической коррекции агрессии у подростков посредством кинотренинга остается недостаточно изученным в современной психологии.

Итак, раскроем суть понятия «кинотренинг». «Кинотренинг – это совокупность приемов, организующих групповую дискуссию по содержанию фильма (или его фрагмента), направленную на развитие навыков общения, межличностного взаимодействия, коммуникативной компетентности и проницательности, профессиональных умений и навыков и является одной из наиболее пластичных технологий арттерапии» [1]. Сознательной коррекции своих действий способствует анализ своего восприятия образов, представленных в кинофильме. На данный момент «кинотренинг является направлением психотерапии, которое направлено на удовлетворение широкого спектра запросов, и обладающее существенным потенциалом для работы с проблемами подростков» [2].

Объединение элементов кинотерапии и социально-психологического тренинга в психокоррекционной работе с подростками определено следующими причинами:

актуальность обучения в форме социально-психологического тренинга в подростковом возрасте, когда «потребность в общении повышена, а жизненного опыта недостаточно, зато выражено желание к его получению» [3];

снижение внутреннего сопротивления подростков во время проведения занятий с просмотром и анализом фильмов;

современная ситуация развития подростков: «печатное слово чаще заменяется образной информацией» [2].

Суть кинотренинга заключается в том, что «человек выбирает для себя героя, который наиболее близко подходит к нему по характеру или обстоятельствам, идентифицирует себя с ним и проживает за время фильма его жизнь. Фильм предстаёт перед зрителем картиной, на которую человек может спроецировать свои чувства, переживания, мысли. Метод кинотренинга помогает подросткам лучше узнать себя, увидеть свои сильные стороны; способствует развитию чувства собственного достоинства, успешной реализации себя в поведении и деятельности, утверждению своих прав и собственной ценности, при этом не только не ущемляя права и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Просмотр фильмов является достойной альтернативой психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию. Кинотренинг позволяет продвигать личность на новый уровень развития и формировать необходимый набор компетенций» [4].

Отсюда мы можем выделить следующие особенности данного метода как средства коррекции: возможность подростком взглянуть на себя со стороны через идентификацию с другим человеком; создание ситуации для осознанных личностных изменений.

Что касается самого процесса проведения кинотерапевтических занятий с агрессивными подростками, то следует тщательно подумать над выбором фильма. Важно, чтобы герои кинокартины были близки по возрасту участникам группы, а также чтобы фильм не нес в себе особо тяжелую интеллектуальную нагрузку, так как это может вызвать негативную реакцию со стороны подростков, всё это будет способствовать активизации неосознаваемых процессов, которые участвуют в восприятии кинофильма.

Таким образом, мы подходим к заключению, что психологическая коррекция должна быть направлена на актуализацию и активизацию нравственного самоанализа, на развитие эмоциональной сферы, на развитие эмпатии, интеллектуальной сферы, коммуникативных навыков, разрешение личностных проблем, устранение психологического перенапряжения, умение находить выход из трудных ситуаций и на создание положительной самооценки, поэтому именно тренинговые занятия с использованием кинофильмов, направленные на коррекцию агрессивного поведения подростков, могут быть действительно эффективны для решения вышеперечисленных проблем.

Список литературы

1 Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. – М.: Новое литературное обозрение, 2007 г. – 384 с.

2 Левшина И.С. Подросток и экран. – М.: Педагогика, 1989. – 176 с.

3 Материалы из курса «Позитивная психология и фильмы» (Positive Psychology and The Movies), разработанного Birgit Wolz. ZUR INSTITUTE, Inc. Sebastopol, CA. – 2015. – 95 с.

4 Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков / Т.И. Меньшикова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2013. – №6. – С. 106-115

5 Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. – 176 с.

7 Урусова Л.Х. Агрессивность: профилактика и коррекция / Л.Х. Урсулова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т.31. – С. 6-10.

Просмотров работы: 118