СПЕЦИФИКА ТЕМПОРАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СПЕЦИФИКА ТЕМПОРАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Баженова Л.С. 1, Пономарева М.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе, говоря о детях с особенностями в развитии, мы все чаще слышим, что необходимым условием для их полноценной жизни является социализация, то есть безболезненная интеграция в общество и нормативное поведение в коллективе. Дети с ОНР так же являются лицами с особыми образовательными потребностями, которым необходимы специально созданные условия для успешного овладения знаниями, умениями, навыками. Одним из важных компонентов социализации является овладение детьми с ОНР темпоральной лексикой.

По мнению И. Тахирова, к темпоральной лексике относятся слова со значением времени. Их называют также темпоральными словами. В словах со значением времени находят свое отражение наблюдения над естественными процессами, связанными с порядком взаимозаменяемости временных отношений реальности. Необходимость измерения сроков, долготы временных процессов привела к появлению средств измерения времени, что завершилось возникновением соответствующей группы слов, обозначающих единицы измерения времени [5].

Уверенное владение темпоральной лексикой способствует лучшей организации всей жизни ребенка: его распорядка дня, периодов продуктивности и отдыха, что положительно влияет на психическое и физическое здоровье ребенка и рассматривается как составная часть всестороннего гармоничного развития ребенка [3].

Наличие в речи ребенка слов, обозначающих те или иные временные категории, позволяет ему озвучить свои потребности, а умение пользоваться грамматическими категориями – рассказывать о происшедшем или ожидаемом [4]. Успешно сформированная темпоральная лексика значительно облегчает учебную деятельность ребенка – помогает ему быть организованным, верно обозначать в речи план своей деятельности, правильно понимать других участников образовательных отношений. Так как дошкольники имеют недостаточную сформированность темпоральной лексики, то уже к школьному возрасту появляются трудности овладения письменной речью, например, грамматикой (различение форм времени глагола), также появляются пробелы в понимании исторического времени, что оказывает влияние на темпы и качество усвоения школьной программы в целом.

Изучением проблемы формирования лексики, отражающей временные представления, и собственно представлениями о времени у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые, как А.В. Семенович, И.Я. Семаго, Т.Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова, А.Н.Давидчук, Р.Ф.Галлямова, Т.А. Мусейибова, Е.И. Щербакова [2].

В ходе теоретического изучения научных работ разных авторов, были выделены основные категории темпоральной лексики:

лексика, обозначающая времена года;

лексика, обозначающая представления о месяцах года;

лексика, обозначающая представления о днях недели;

лексика, обозначающая представления о временных понятиях: вчера, сегодня, завтра;

лексика, обозначающая представления о частях суток;

лексика, обозначающая представления о часах.

Теоретически доказано, что изучение особенностей темпоральной лексики является важным разделом в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, был проведен констатирующий эксперимент, с целью выявления уровня сформированности темпоральной лексики у детей с общим недоразвитием речи, в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками на базе МБДОУ МО «Город Архангельск» детский сад комбинированного вида №100 «Ельничек». В исследовании приняли участие 12 старших дошкольников с общим недоразвитием речи и 12 сверстников с нормальным развитием речи.

Была разработана авторская методика обследования, в основе которой находится диагностический инструментарий таких авторов, как С.Д. Забрамная и Е.Н. Лебеденко, Е.И. Щербакова [1].

Диагностическая методика включает 6 заданий на каждую темпоральную категорию:

Задание 1 «Времена года».

Задание 2 «Месяцы».

Задание 3 «Дни недели».

Задание 4 «Вчера, сегодня, завтра».

Задание 5 «Части суток».

Задание 6 «Часы».

Результаты выполнения заносятся в протокол обследования темпоральной лексики. Анализ результатов в каждом задании осуществляется критериям: 0, 1, 2, 3 балла с подробным описанием параметров выполнения задания. Далее полученным баллам присваивается уровень: низкий, средний, высокий.

Общая оценка выполнения всех 6-ти заданий из авторской методики обследования осуществляется в баллах, что соответствует определенному уровню сформированности темпоральной лексики:

18-14 баллов - высокий уровень;

13-8 баллов - средний уровень;

7-0 баллов - низкий уровень.

Результаты обследования темпоральной лексики экспериментальной группы старших дошкольников с ОНР:

Высокий уровень сформированности темпоральной лексики у старших дошкольников не выявлен, при этом у сверстников с НРР это показатель выявлен в 83% случаев. Средний уровень установлен у 17% старших дошкольников с ОНР, так же, как и у сверстников с НРР. Низкий уровень сформированности темпоральной лексики у старших дошкольников с ОНР составляет 83%, а в то же время у сверстников с НРР численность исследуемых на низком уровне не представлена и составляет 0%.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод об особенностях темпоральной лексики у старших дошкольников с ОНР:

Не сформирована или частично сформирована темпоральная категория «Времена года». То есть дети не соотносят изображения времен года с названиями, допускают ошибки в установлении последовательности, требуется помощь педагога. Чаще находят и обозначают в речи контрастные времена года (зима, лето). Пассивный словарь времен года сформирован прочнее, нежели активный в данной темпоральной категории.

Не сформирована или частично сформирована темпоральная категория «Месяцы». То есть дети не называют и не выстраивают последовательность месяцев. В активном и пассивном словаре практически отсутствует специальная терминология, обозначающая месяцы, затрудняются в высказываниях, пояснениях о месяцах. Не определяют по описанию, о каком месяце идет речь. Могут заменять темпоральную категорию «Месяцы» другой категорией, например, «Части суток». Но некоторые дошкольники могут частично называть месяца, но при этом не соотносят с изображением, не могут назвать в каком времени года присутствуют эти месяцы, то есть названия носят формальный характер, без понимания.

Не сформирована или частично сформирована темпоральная категория «Дни недели». То есть в активном словаре детей нет или частично присутствуют понятия «дни недели», они хаотично устанавливают последовательность дней недели. Могут называть дни недели, но при этом не осознавать, какой это именно день, чаще ошибаются в назывании последовательности. Текущий день недели так же затрудняются называть, либо осуществляют рандомный выбор понятия. Затрудняются в высказываниях, пояснениях о дне недели.

Не сформирована темпоральная категория «Вчера, сегодня, завтра». То есть дети не называют временные понятия вчера, сегодня, завтра. Называют и раскладывают изображения последовательности осуществления действий неверно. Эта темпоральная категория показывает наибольшую трудность в усвоении.

Не сформирована или частично сформирована темпоральная категория «Части суток». Дети не называют или не в полном объеме обозначают части суток. Допускают ошибки в соотнесении изображения времени суток с их названиями. В некоторых случаях могут уверенно называть и соотносить только два времени суток с их названиями (день и ночь), фрагментарно объясняют свой выбор.

Не сформирована темпоральная категория «Часы». Старшие дошкольники неназывают и не определяют время по часам. Не оперируют в речи специальной терминологией, затрудняются в высказываниях, пояснениях. Не обозначают в речи цели применения часов в жизни человека. В активном словаре нет названий составных частей часов, при этом в пассивном присутствуют некоторые понятия. То есть дети могут указать некоторые составные части часов. Не могут назвать словесное обозначение для стрелок, которые показывают секунды, минуты и час.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что темпоральная лексика у старших дошкольников с ОНР не сформирована и имеет фрагментарные понятия в активном словаре. Так как дети имеют недоразвитие всех компонентов речи, овладение такими абстрактными понятиями, как время года, дни недели, части суток и так далее, является очень сложной задачей. Поэтому встает вопрос о разработке специальной программы формирования темпоральной лексики у старших дошкольников с ОНР, с использованием таких средств, которые могли бы дать чувственный и деятельностный опыт познания темпоральных категорий.

Список литературы

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - Москва: Владос, 2003 - 32 с.

2. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003.

3. Ооржак У.А. Формирование временных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. - 2020. - Текст: электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42791949 (дата обращения: 29.11.2021). – Режим доступа: электронная библиотека: «Elibrary».

4. Калинина И.Г., Шарик С.М. К проблеме формирования и развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. – 2020. - Текст: электронный // «cyberleninka»: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-i-razvitiya-vremennyh-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 24.10.22). - Режим доступа: электронная библиотека: «cyberleninka».

5. Жулина Е.В., Хлебникова К.О. Нарушение лексики, отражающей временные представления дошкольников с общим недоразвитием речи. – Текст: электронный // «Elibrary»: [сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36809645_35238015.pdf (дата обращения: 29.11.2021). – Режим доступа: электронная библиотека: «Elibrary».

Просмотров работы: 68