В современном менеджменте имя Ли Якокка известно многим – глава одних из лучших автомобильных компаний – «Форд» и «Крайслер». Свою известность он получил благодаря своим стараниям, умению переживать кризисные ситуации и не падать духом. Мало кто верил, что сын итальянского эмигранта сможет добиться чего-то в большом бизнесе, однако благодаря прилежной учебе в школе, а далее и в университете, его по распределению взяли в компанию «Форд». Именно в этой компании он достиг огромного карьерного роста, что получалось не у многих – с должность обычного инженера-стажера он стал главой целой компании. Даже когда его незаслуженно уволили, он не потерял желание работать и смог успешно реализовать свои способности в компании «Крайслер» на должности главы компании, выведя компанию на новый уровень.
Изучении истории успеха Ли Якокки является актуальным, так как он принес много нового в современный менеджмент. По разработанным им принципам компании «Форд» и «Крайслер», которыми управлял Якокка, по сей день занимают ведущие позиции в мировом бизнесе.
Целью данной работы является изучение эффективного менеджмента на примере Ли Якокки.
Для достижения поставленной цели были установлены следующие задачи:
1) рассмотреть процесс становления характера и личности Ли Якокки;
2) проанализировать деятельность Ли Якокки в компаниях Ford и Chrysler;
3) описать личностные качества и методы управления менеджера-лидера на примере Ли Якокки.
1 Становление характера и личности Ли Якокки
Никола Якокка, отец известного американского топ-менеджера, переехал в США в 1902 году. На тот момент ему было 12 лет, он был бедным и одиноким ребенком, ищущим свободу. Многие исследователи считают, что именно наставление отца оказали значимое влияние на формирование мировоззрения Ли. В свой известной работе «Карьера менеджера» он писал: «Мы с отцом были очень близки. Мне нравилось доставлять ему удовольствие, а он всегда ужасно гордился моими успехами» [3].
От отца Ли Якокка усвоил 2 главных правила:
1) не браться за капиталоёмкий бизнес, потому что в результате в любом случае окажешься заложников банкиров;
2) лучший вариант для бизнесмена пережить тяжелые времена (т.е. экономический кризис в стране) – заниматься ресторанным бизнесом, т.к. «люди хотят есть в любые времена».
Благодаря отцу уже в возрасте 15 лет вместе со своим другом Ли Якокка занялся первым бизнесом – автомобильным.
Также, именно благодаря воспитанию, Якокка никогда не пользовался кредитными картами и не занимал в долг. В своей книги он отмечал: «Я часто думаю, как бы отец реагировал, если бы дожил, на то, в какие долги я залез в 1981 году, чтобы не допустить краха корпорации «Крайслер». На тот момент долг составлял более 1 млрд долларов» [11]. Отец научил Ли тому, что ни в коем случае нельзя объединять силы двух неудачников, так как один из них изначально захочет улучшить свое финансовое положение, и только после – решать общие проблемы.
В одном из интервью Ли сказал, что для него отец всегда останется самым дорогим человеком, так как именно он обучил его «азам бизнеса», а также показал, что самое главное – умение переживать трудности, поскольку, только испытав трудности, можно испытать «подлинное счастье».
Так, в воспоминаниях сына Никола Якокка остался человеком, который никогда не унывал и был полон энергии и желания работать. Именно ему принадлежит высказывание «зачем ходить, когда можно бежать?».
Во время обучения в школе Ли Якокка научился правильно общаться с людьми: в своей книге он отмечал, что именно благодаря школе он научился находить подходы к любому человеку, что в дальнейшем помогло ему выстраивать отношения с коллегами и сотрудниками. Также он научился правильно излагать свои мысли благодаря тому, что в школе он каждую неделю писал сочинение на заданную тему, даже если она была ему не интересна. Ли Якокка участвовал в дискуссионном кружке, в котором обучался ораторскому искусству, что в дальнейшем позволило ему спокойно выступать перед большой аудиторией. В одном из своих интервью он говорил: «У вас в голове могут рождаться распрекрасные идеи, но, если вы не умеете довести их до сознания слушателей, вы ничего не добьетесь» [6]. В старшей школе Ли пришлось отказаться от занятий спортом, так как ему поставили тяжелый для его возраста диагноз – ревматизм. В результате, он заменил занятия футболом и теннисом на шахматы и покер. Ближе к окончанию школы он стал изучать латынь; несмотря на то, что в речи он его не использовал, но утверждал, что именно латынь способствовала высокому уровню владения английским языком.
Ли собирался поступать в колледж и имел хорошую подготовку, которая «пророчила» ему успех в дальнейшем. В последний год учебы в школе Япония совершила нападение на ПёрлХарбор. Это событие повлияло на Якокку, он увидел, как совершенно чужие люди способны работать вместе ради общей цели. Однако Ли был непригоден для участия в военных действий по медицинским показаниям. Это негативно сказалось на его психологическом состояние – ему казалось, что теперь он неполноценный гражданин. В результате он ушел с головой в книги [2].
Он увлекся инженерией, в результате чего его выбор пал на колледжи с техническим уклоном, в итоге – поступил в Лихайский университет. Ли Якокка остался таким же прилежным студентом, как и в школе.
В своей книге он писал, что именно обучение в университете научило его правильно расставлять приоритеты, что, по его мнению, является необходимым навыком для тех, кто хочет строить карьеру и свой бизнес. Также он полагал, что эти навыки нельзя получить в университетах, так как там человек может лишь получить теоретические знания, а для того, чтобы получить опыт, ему необходимо работать над собой самостоятельно вне стен учебных заведений.
Ли Якокка начал заниматься психологией, что обосновывал необходимостью навыков распознавания человека для успешной и эффективной работы. В частности, это нужно для правильного подбора кадром: по мнению Якокки, именно квалифицированные сотрудники являются основой для построения успешного бизнеса [7]. Таким образом, так как не существует научного метода (ни качественного, ни количественного), ранее известного в науке, который позволит руководителю распознавать, сможет ли кандидат работать в его фирме или нет, но психология может помочь с этим разобраться.
Если говорить о становлении характера и личности Якокки, то желание работать в компании «Форд» возникло у него еще во время обучения в Лихайском университете. Он уверял все свое окружение, что «тамошние дяди нуждаются во мне».
2 Деятельность в компаниях Ford и Chrysler
Ли Якокка показал себя как умный и смелый руководитель в трудных ситуациях во время работы в компаниях «Форд» и «Крайслер». В нём гармонично сочетаются такие качества руководителя как: способность не терять в трудные минуты самообладания и всегда уметь находить выход из них, он не боится совершать нововведения, отличается нестандартным подходом к решению проблем и умением использовать опыт, полученный в процессе своей деятельности. Именно Ли Якокка ввёл в активное использование компаний систему квартальных отчётов для менеджеров низшего звена, что даёт возможность каждому работнику проявить свои возможности и вести диалог со своим непосредственным начальником для улучшения работы компании.
Ли Якокка устроился в компанию «Форд» в 1946 году в качестве стажера, однако он сразу для себя принял решение, что такая работа ему не подходит [10]. Так, в довольно короткий срок, благодаря своим усилиям и идеям, он занял должность служащего, ведающего продажей партий автомобилей прокатным фирмам. Уже через три года Якокка занимал должность управляющего зональной конторой в УилксБарре. По мнению самого Ли, именно эта должность позволила ему получить бесценный опыт в общении, поскольку ему приходилось налаживать контакты более, чем с двадцатью дилерами.
Однако небольшой экономический кризис, который пришелся на начало 50-х гг. 20 в., сказался и на деятельности компании «Форд», в результате чего руководство было вынуждено сократить персонал на 30% [1]. Среди сокращенных сотрудников были и друзья Якокки, тем не менее, сам он «удержался» в компании. Однако, не без потерь – его понизили в должности и уменьшили заработную плату. В этот момент, по его словам, он вспоминал наставления своего отца, который говорил, что главное умение успешного менеджера – умение переживать неудачи и правильно на них реагировать. В итоге, Ли уже через несколько месяцев получил более высокую должность – помощник управляющего сбытовой конторы Филадельфийского округа.
Должность генерального управляющего крупнейшего отделения «Форд» Ли Якокка получил в 36 лет. С этого момента у них с Генри Фордом, основателем компании «Форд», начались разногласия. Так, Генри Форд был одержим идеей выпустить «Кардинал», а Якокка, в свою очередь, выступал против, так как «машина не найдет сбыта и что лучше немедленной приостановкой работы над нею свести потери к минимуму». Несмотря на то, что затраты на разработку «Кардинала» на тот момент превышали 35 миллионов долларов, Генри Форд, у которого был главный пакет акций компании, счел рациональным принять предложение Якокки, так как его аргументы были довольно весомыми.
Ли Якокка по праву считается отцом «Мустанга». Именно он разработал модель и сделал этот автомобиль настолько доступным для большинства граждан, что он отвечал потребностям более 70% американского населения. При выпуске «Мустанга» только за первые выходные его продажи салоны дилеров посетило более 4 млн потенциальных покупателей, через полмесяца под руководством Якокки было организовано производство на его одном заводе в силу высокого спроса [5]. Таким образом, эта модель автомобиля принесла компании «Форд» большую известной и хорошую прибыль – более миллиарда долларов за первые два года продаж.
К середине 60-х гг. Якокка уже занимал должность вице-президента и отвечал за операции с легковыми и грузовыми автомобилями. Так, к 1967 году под его руководством были созданы две новые модели автомобиля. Таким образом, уже через год компания «Форд» выпустила в продажу «Марк III» в апреле 1968, а через три года – «Марк IV».
Президентов компании «Форд» в 1968 году стал Банки Кнудсен, однако продержался на этом посте меньше двух лет. Он не брал во внимание установленную в компании иерархию и, игнорируя мнения и решения других топ-менеджеров, управлял организацией по своему усмотрению. Таким образом, уже зимой 1970 году должность президента компании занял Ли Якокка [8].
К тому времени отношения с Генри Фордом значительно ухудшились. По мнению Ли Якокки, Форд был лицемером, который хотел казаться новаторов в области управления лишь на публике, а внутри организации позволял себе унижать сотрудников, вел себя совершенно иначе, нежели «на людях». В середине 70-х гг. у Форда началось обострение хронического заболевания легких, после чего он задумался о скорой смерти. Страх о том, что его наследие в виде компании «Форд» может достаться Ли Якокке, он решил уволить его. Он долгое время пытался найти какие-то ошибки в работе Ли, однако все его попытки были тщетны.
В результате Форд начал «выжимать» Якокку из компании. Ли долгое время сопротивлялся, так как он посвятил всю жизнь работе в «Форд». Тем не менее, осенью 1978 года Форд все-таки уволил Ли Якокку, когда ему было 54 года.
После своего увольнения Якокка не собирался бросать работу. В силу возраста он не решил рисковать сменой сферы деятельности и хотел найти работу в сфере автомобильного бизнеса. Когда автомобильные компании узнали об увольнении Ли Якокки, ему поступило более 100 предложений занять одни из самых высоких постов в компаниях, связанных с автомобильной промышленностью [3].
Ли Якокка откликнулся на предложении компании «Крайслер», однако проблемным моментов стало отсутствие у руководства четкой стратегии дальнейшего развития компании, а также не было объективной информации, которая бы отражала текущее положение дел в компании. В итоге, Якокка согласился работать в «Крайслере» на должности «босса» в 1979 году.
Если говорить о целевой аудитории компании «Крайслер», то их автомобили, в основном, были предназначены для людей пенсионного возраста и воспринимались как «скучные» модели. Однако, эта же компания считалась обладателем самого быстрого гоночного автомобиля. Так как «Крайслер» занимал слабые позиции на рынке Калифорнии, Ли принял решение о радикальном изменении самого товара компании. В первую очередь, он сократил производственный план на 50 тысяч автомобилей, так как места для хранения произведенных автомобилей отсутствовало в силу отсутствия заказов от дилеров.
Благодаря политике Ли Якокки к середине 1983 года компания прочно стала на ноги. Основная идея рекламы состояла в том, что всякому, кто подыскивает себе новый автомобиль, следует по крайней мере присмотреться к одной из моделей фирмы «Крайслер» [11]. К весне 1983 года они уже смогли выпустить на рынок новый пакет акций и приняли решение погасить весь заем сразу, то есть за 7 лет до наступления срока его погашения.
В 1982 году, когда стали выходить из кризиса, Ли решил вернуться к автомобилю с открытым верхом, который вызывал восхищение. За первый год было продано 23000 вместо запланированных 3000. Но в 1984 году они создали новую модель, которая была принесла компании большую прибыть, – минифургон «Т115» [2]. Журнал «Конисэр» охарактеризовал его как самый красивый автомобиль из всех когда-либо сконструированных. Ли очень понравилась работа конструкторов, добившихся отличной маневренности и высоких ходовых качеств машины.
Ли проповедал применение ремней безопасности. В 1964 году ремни безопасности стали стандартным компонентом всех легковых автомобилей. Есть люди, которые видят решение проблемы в оснащении автомобилей аварийными пневматическими подушками. Но они эффективны только при использовании их вместе с ремнями безопасности.
Ли Якока говорил, что лучшее качество менеджера – э то решительность, особенно во время принятия решений. Он считал, что менеджер должен уметь не только говорить, но и слушать, то есть вникать в проблемы своих подчинённых и уметь разъяснить им какие задачи он ставит перед ними. Менеджер, по его мнению, должен уметь ставить цели перед другими людьми, настраивать их на достижение поставленных целей, также он должен уметь взаимодействовать со своими коллегами.
Самый верный способ глубоко разрабатывать идею состоит во взаимодействии с коллегами-менеджерами. Взаимовлияние двух или трех собеседников может оказаться необычайно плодотворным, и это сыграло большую роль в успехе Ли. Ключ к успеху вовсе не в информации, а в людях, считает Якокка [9]. Поэтому для высших управленческих постов Ли подыскивал лишь неутомимых работяг, потому что они доступны для других людей и трудятся не покладая рук. Сила этих менеджеров в том, что они знают, как давать поручения другим и как вдохновлять людей на дело.
Таким образом, Ли полагал, что для развития экономики страны решающую роль играет высокая технология. Тем не менее, как бы важна она ни была, предприятия, создающие высокую технологию, никогда не обеспечат так много рабочих мест, сколько сегодня обеспечивают базовые отрасли промышленности. Также он говорил, что необходимо установить конкретные пределы для доли Японии на рынке продукции ряда решающих отраслей. Америке нужно больше инженеров, ученых, лабораторных работников. Стабильная, здоровая экономика невозможна при высоких процентных ставках или при процентных ставках, меняющихся каждые десять минут – это были именно те изменения, которых хотел добиться Якокка.
3 Личностные качества и методы управления менеджера-лидера
В своих интервью Ли неоднократно говорил, что «если бы мне пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию «решительность» [6]. Так, он полагал, что лидер предприятия не может себе позволить слишком долгую раскачку в процессе принятия решения. Менеджер обязан собрать как можно больше информации и прогнозных оценок и в определенный момент приходится довериться интуиции, так как всю необходимую информацию собрать невозможно. Даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно. По мнению Якокки, такой вещи, как абсолютная уверенность, не существует.
По мнению Якокки, менеджеры должны не только обладать умением принимать своевременные решения, но и исполнять роль мотиваторов. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд, и единственный способ настроить людей на «энергичную деятельность» – это общение с ними [2].
Хорошему менеджеру нужно уметь слушать, по крайней мере, так же, как уметь говорить, так как подлинное общение – это процесс двусторонний. Публичная речь, которая является лучшим способом вдохновлять на труд многочисленную группу людей, коренным образом отличается от разговора с человеком наедине. Публичное выступление не означает безадресного выступления.
Когда менеджер повышает служащего в должности, самая пора увеличить круг его обязанностей и предъявить ему более высокие требования. Когда он на подъеме, вы вознаграждаете его за уже сделанное и в то же время побуждаете сделать даже еще больше. Менеджер не должен выполнять работу, которую должны выполнять другие. Надо уметь ставить перед другими цель и настраивать их на достижение поставленных целей. Сила менеджеров в том, что они знают, как давать поручения другим и как вдохновлять людей на дело. Они умеют выявлять «узкие» места и определять приоритетные задачи. Они именно тот сорт руководителей, которые вправе сказать: «Забудьте это дело, на него уйдет 10 лет. Вот чем мы должны заняться сегодня» [1].
Смысл руководства заключается в том, чтобы показывать пример. Когда вы попадаете в положение руководителя, люди следят за каждым вашим шагом. Когда лидер говорит, люди его слушают, а когда лидер действует - внимательно наблюдают за его действием. Поэтому ему приходится осторожно выбирать каждое свое слово и каждый свой практический шаг. Нужно уметь быть твердым и неуступчивым, но знать также, когда надо ослабить нажим. Главное, что характеризует менеджера, это эффективное использование им своих служебных обязанностей.
Как только приступаешь к рекламе и продвижению на рынок новой торговой марки, первая задача состоит в том, чтобы выяснить, где именно она лучше всего бросается в глаза и лучше воспринимается. Чем глубже участие рекламного агентства в работе автомобильной компании, тем больше пользы для обеих сторон [7]. Работники рекламы должны принимать участие во всем процессе рождения новой машины. Они могут давать самые полезные советы на возможно более ранних стадиях ее разработки. Большое преимущество при подобной организации дела заключается в возможности ускорения всего процесса создания модели и запуска ее в производство.
Таким образом, Ли утверждал, что, если покупатель пришел в твой салон, необходимо проявить к нему максимум внимания – поговорить с ним, дать ему информацию, в которой он нуждается, чтобы совершить покупку. Правильное обращение с клиентами требует знаний, времени и терпения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ли Якокка – выдающийся менеджер, глава крупнейший автомобильных компаний, разработавший собственные принципы эффективного менеджмента. Его книга «Карьера менеджера» является сборником практических советов для эффективного управления и развития компании.
Обучение в университете научило его правильно расставлять приоритеты, что является необходимым навыком для тех, кто хочет строить карьеру и свой бизнес. Эти навыки нельзя получить в университетах, так как там человек может лишь получить теоретические знания, а для того, чтобы получить опыт, ему необходимо работать над собой самостоятельно вне стен учебных заведений. Ли Якокка ввел тенденцию для предпринимателей заниматься психологией, обосновывая это необходимостью навыков распознавания человека для успешной и эффективной работы.
Ли Якокка показал себя как умный и смелый руководитель в трудных ситуациях во время работы в компаниях «Форд» и «Крайслер». В нём гармонично сочетаются такие качества руководителя как: способность не терять в трудные минуты самообладания и всегда уметь находить выход из них, он не боится совершать нововведения, отличается нестандартным подходом к решению проблем и умением использовать опыт, полученный в процессе своей деятельности.
Ли полагал, что для развития экономики страны решающую роль играет высокая технология. Тем не менее, как бы важна она ни была, предприятия, создающие высокую технологию, никогда не обеспечат так много рабочих мест, сколько сегодня обеспечивают базовые отрасли промышленности. Стабильная, здоровая экономика невозможна при высоких процентных ставках или при процентных ставках, меняющихся каждые десять минут – это были именно те изменения, которых хотел добиться Якокка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Безлепкин Л. С. Человеческий капитал и эффективность его использования в практике управления // Управленческое консультирование. 2018. №9 (69). С. 42-47.
Глущенко В. В. Психологический механизм мотивации стратегического инновационного лидерства организации // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. №2. С. 20-25.
Зубрицкий А. Ф. Методика управления компанией: опыт Ли Якокки // Наука и техника. 2020. №5. С. 44-48.
Ильина О. Г. Формирование профессиональных компетенций в сфере конкурентного поведения // Современная конкуренция. 2017. №6. С. 31-38.
Казарян И. Р. Обзор зарубежных моделей управления персоналом // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. №7 (52). С. 8-14.
Нестерова И. И. Подготовка и повышение квалификации кадров на предприятии // Вопросы структуризации экономики. 2020. №2. С. 15-21.
Пархомчук М. Н. Управление потенциалом предприятия // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. №1. С. 20-23.
Попов Ю. Н. Эволюция корпоративного управления // Управленческие науки. 2016. №4 (5). С. 34-49.
Романова Н. П. Лидерство как модель управления человеческими ресурсами: стратегия Якокки // Вестник ЗабГУ. 2020. №2. С. 61-63.
Шувалов А. С. Повышение конкурентоспособности корпорации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №8. С. 18-21.
Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Попурри, 2017. 125 с.