Психологический анализ пространственных функций у детей младшего школьного возраста в норме и патологии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Психологический анализ пространственных функций у детей младшего школьного возраста в норме и патологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ориентирование в пространстве является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, соответственно при патологии пространственных функций, нарушаются и другие сферы жизни ребенка, в том числе учебная деятельность. Как отмечают Горячева Т.Г. и Макарова О.Н. развитие ориентирования в пространстве не существует изолированно, как и любая другая психическая функция, а развивается вместе с речью и мышлением в совокупности с формированием произвольных движений, действий, восприятия различной модальности и памятью. При этом всем, причинами снижения развития пространственных функций могут являться как патологические изменения психики, которые ведут за собой нарушение пространственной ориентации, так и недостаточный уровень развития произвольной регуляции психических процессов, слабость нейродинамических показателей психической деятельности, недостаточность собственно пространственного фактора, недостаточность моторного звена, особенности организации процесса обучения[1].

Поэтому важно уметь отличить эти процессы, разграничить «норму» и «патологию» для того, чтобы правильно организовать дальнейшую коррекцию. У детей младшего школьного возраста пространственные функции исследованы недостаточно и требуют дальнейшего изучения, именно поэтому важно наше исследование. В данной работе мы рассмотрим как пространственные функции развиты у младшего школьного возраста в норме и патологии.

В частности, нас интересует вопрос развития пространственных функций у младших школьников, в таком случае Кривошей Е.В. отмечает, что на момент поступления в школу ребенок в норме уже умеет различать свои правую и левую руку, а также ориентируется в словах, обозначающих окружающее пространство, таких как «впереди», «позади», «справа», «слева», «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», и к тому же с помощью этих слов может оценить расположение окружающих его предметов относительно себя. И в течение обучения в школе у ребенка происходит дальнейшее развитие пространственных функций, так формируются представления о расстоянии, направлениях по сторонам своего тела, длине, ширине, высоте, величине и протяжённости, при этом такие представления участвуют не только на таких предметах как математика и география, но и также письмо, изобразительное искусство и даже физическая культура. Также автор отмечает, что развитие ориентировки в пространстве сопровождается оперированием пространственными понятиями, с помощью которых, например, ребенок воспринимает страницу, выделяя ее стороны, углы, расположение знаков и строк. Если пространственные представления не сформированы, то зачастую наблюдается неверное написание графически сходных букв и цифр или же их «перевертывание»[2].

Также обратимся к исследованию Иванова М. В., который в своей работе охарактеризовал развитие пространственных представлений у ребенка при нормативном и нарушенном развитии. При нормальном развитии ребенок в ходе становления сенсомоторного интеллекта учится видеть себя частью мира, существующего вокруг него, затем у него образуются объективные понятия о предметах и пространственных отношениях и в процессе общения с окружающим его миром, у ребенка закладываются конкретные представления о закономерностях окружающего пространства. Если же развитие нарушено, то познавательная активность чаще всего снижена, а значит затруднена возможность самостоятельного изучения окружающего пространства и замедлена скорость обработки нового опыта[3].

Нами было проведено исследование с целью исследовать пространственные функции у детей младшего школьного возраста в норме и патологии. Согласно гипотезе исследования предположим, что существуют характерные отличительные особенности пространственных функций младших школьников в норме и патологии.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 14, Ставропольского края, станицы Новотроицкой и на базе ГКОУ ″Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 33 города Ставрополя″. В эксперименте участвовали обучающиеся 2 класса, в возрасте от 7 до 8 лет, в количестве 14 человек, из них 6 человек с интеллектуальными дефектами и 8 человек с нормальным развитием.

Начнем с того, что в ходе экспериментального исследования пространственных функций испытуемые были разделены на две группы: группа с интеллектуальными дефектами, которая условно обозначена «патология», и группа с нормальным развитием, которая условно обозначена «норма».

Для изучения пространственных функций нами были использованы следующие психодиагностические методики:

• Пробы Хэда;

• Методика копирования конструктивно сложной фигуры Рея-Остеррица;

• Методика копирования дома Т.В. Ахутиной

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

Методика «Пробы Хэда» показала, что сформированность представлений о «схеме тела» у младших школьников групп «норма» и «патология» существенно отличаются, то есть группа с интеллектуальными дефектами существенно отстает по показателям, что не соответствует возрастной норме, также были характерны в большей степени зеркальные ошибки и затруднения в выполнении сложных поз;

По итогам методики копирования конструктивно сложных фигур Рея-Остерриц мы также вывели, что в группе «патология» по критериям точности выполнения и стратегии воспроизведения наблюдалось отставание от нормы, а наиболее характерными ошибками выступали переворот фигуры на 90, разложение целой фигуры на части, грубые искажения формы фигуры и ее элементов или детали накладываются друг на друга;

И наконец, исходя из результатов третьей методики копирования дома Т.В. Ахутиной, можно отметить, что показатели в группе «патология» также были ниже, чем в «норме», отличались границы времени выполнения, и также были характерны такие особенности, как трудности с выполнением задания по инструкции, шаблонность выполнения, повышенная отвлекаемость и утомляемость.

Таким образом, пространственные функции, как одни из основных составляющих психического развития и восприятия мира в целом, играют важную роль в формировании здоровой личности и важно вовремя распознать нарушения в их формировании. Так в результате теоретического и эмпирического анализа пространственных функций у детей младшего школьного возраста, нам удалось выявить характерные отличительные особенности в норме и патологии. Следовательно, гипотеза исследования подтверждена.

Список литературы:

Горячева Т.Г., Макарова О.Н. Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет // Психологическая наука и образование, Том 18. № 2.-2013- С. 76–86. -[Электронный ресурс] URL: https://psyjournals.ru/files/62377/pno_2013_2_goryacheva.pdf (дата обращения: 16.10.2022).

Кривошей, Е.В. Развитие пространственных представлений младших школьников//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»-2008-[Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/513391 (дата обращения: 16.10.2022).

Иванов М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии//Журнал «Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского»-2012. -[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvennye-predstavleniya-pri-normativnom-i-narushennom-razvitii (дата обращения: 22.10.2022).

Просмотров работы: 92