Работа психолога по организации констурктивного поведения педагогов дошкольной образовательной организации в конфликте - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Работа психолога по организации констурктивного поведения педагогов дошкольной образовательной организации в конфликте

Куклина А.О. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Своевременная психодиагностика межличностных и межгрупповых конфликтов в трудовом коллективе имеет важное практические значение, как для их психопрофилактики, так и для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Объективные и субъективные факторы конфликтного поведения в педагогических коллективах, по Е.В. Калиткиной, ставятся во главу множества иных проблем социальной и психологической направленности, целью решения которых является оптимизация условий трудовой деятельности [2, с.25].

Результаты эмпирического исследования личностных качеств педагогов дошкольной образовательной организации с разными стратегиями поведения в конфликтной ситуации, проведенного на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №10» городского округа Кинешма позволили выявить, что испытуемые с высоким уровнем тревожности ориентированы на стратегию избегания. Проявления тревожности в профессиональной деятельности формируют приспособительные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Используют стратегию соперничества тревожные индивиды, склонные к проявлениям агрессивного поведения, ригидности мышления. Соперничество между педагогическими работниками обостряется в стрессовой ситуации. К сотрудничеству готовы эмоционально устойчивые педагоги, способные регулировать степень напряжения и владеющие приемами саморегуляции. К компромиссу чаще всего обращаются неагрессивные и уверенные в себе педагоги. Результаты анкетирования показали, что основными причинами межличностных конфликтов в педагогическом коллективе является недостаток доверия и личностные расхождения из-за различий в целях, ценностях и представлениях.

В ходе исследования было выявлено противоречие между необходимостью поиска и апробации программ формирования конструктивного поведения педагогов дошкольной образовательной организации в конфликте с учетом их индивидуально–психологических особенностей и недостатком эффективных инновационных средств повышения их конфликтологической компетентности, применяемых на практике.

Как считает Е.Ю. Чернякевич, взаимодействие человека и профессии предполагает сочетание его индивидуально–психологических и психофизических особенностей, ценностных ориентаций с профессиональными требованиями. Социальный интеллект современного педагога дошкольного образования включает в себя разные личностные качества и деловые характеристики: адекватную самооценку, эмпатию, самоконтроль и сформированные социально–коммуникативные навыки [1, с.97].

При разработке программы развития социально–коммуникативной компетентности педагогов ДОО мы отталкивались от представлений А.С. Якушина, который предложил ориентироваться на парадигму развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); на идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, на принцип единства аффективных и интеллектуальных процессов; на концепцию о влиянии эмоциональных явлений на процессы внутриличностного и межличностного познания (Дж. Мейер и П. Соловей); на структуру и динамику развития социального интеллекта (Дж. Гилфорд, Д.В. Люсин, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков) как системного личностного образования современного педагога [4, с.329].

Работа по профилактике и преодолению конфликтов включает в себя комплекс упражнений по развитию социального интеллекта педагогов ДОО, по обучению навыкам управления своими и чужими эмоциями, пониманию вербальной и невербальной экспрессии в педагогических ситуациях, прогнозированию поведения партнеров по социальному взаимодействию. Содержание программы социально–психологического обучения педагогов МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №10» городского округа Кинешма было скомпоновано в семь тематических блоков: знакомство, самоуважение и управление собственными эмоциями; состояние уверенности и независимости; эмпатия; работа с агрессией; межличностные отношения; контроль физического и психического тонуса; оптимизм и гибкость.

В программе разработанного нами тренинга можно выделить три этапа: подготовительный, коммуникативно–эмотивный, аналитико–рефлексивный. Каждый из блоков был дидактически обеспечен, т.е. были отобраны соответствующие методы, формы, средства обучения. Среди методов активного обучения педагогов ДОО используются творческие упражнения, ориентированные на проявление гуманистических качеств личности; метод круглого стола, дискуссионные методы деловые игры; ситуативно–ролевые и деловые игры.

В результате программы участники смогут оценить уровень личной социально–коммуникативной компетентности; соприкоснуться с актуальным опытом «здесь–и–сейчас»; развить способность распознавать источники эмоций, мотивов совершения людьми тех или иных поступков, а также идентифицировать свои чувства и чувства других людей; оценить свой доминирующий стиль взаимодействия и построения межличностных отношений; повысить толерантность к стрессу и межличностным конфликтам.

Участие в развивающей программе в процессе активного социально–психологического обучения и взаимодействия с коллегами, разделяя точку зрения К.И. Шишкиной, позволит воспитателям лучше узнать себя, свои потребности, мотивы и чувства, осознать собственные ценности; развить способность идентифицировать эмоции партнера по общению, повысить наблюдательность к невербальной стороне межличностного общения в профессиональном коллективе [3,с.116].

Коэффициент социального интеллекта не является фиксированным и неизменным, его можно и нужно развивать. Представляем основные рекомендации для руководителей по развитию социального интеллекта у педагогов дошкольной образовательной организации:

– необходимо развивать самоконтроль (учиться выдерживать паузы, которые состоят в умышлено замедленной реакции на события, во время которых распознаются эмоции, развивается самоконтроль; в данном случае помогают дыхательные техники и релаксация);

– научиться осознавать собственные эмоции и мотивы поведения (быть способным в любой момент вербализировать свои ощущения);

– научиться управлять своими эмоциями (управление позволяет найти конструктивный способ освобождения от эмоций, проанализировав собственные мысли);

– научиться понимать чувства и поступки других людей (большая часть общения происходит невербально, через эмоции, жесты, мимику; тренировать различные репрезентативные системы, обращая внимание на мимику, жесты).

Поэтому с уверенностью можно сказать, что социально–коммуникативную компетентность педагогов дошкольной образовательной организации можно развивать вне зависимости от показателей его исходного уровня. Для этого потребуется только определиться с перспективными целями и приложить необходимые усилия, а также наблюдать за поведением людей и выбирать подходящие средства взаимодействия в трудовом коллективе.

Библиографический список

Чернякевич Е.Ю. Психологические особенности бесконфликтной личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. № 5. С. 95-105.

Калиткина Е.В. Особенности педагогических конфликтов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. Казань, 2018. С. 24-27.

Шишкина К.И. Конфликтология: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. 209 с.

Якушин А.С. Конфликты в педагогическом коллективе: действия руководителя образовательной организации // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 6. С. 328-332.

Просмотров работы: 26