ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для того чтобы провести анализ экономических систем Ивановского региона необходимо ответить на три вопроса: как и кем решаются главные вопросы экономики? Как распределяются блага? Главные вопросы экономии такие как что, как и для кого производить прежде всего регулирует рынок, т е каждое предприятие и организация принимают это решение сами опираясь на спрос, тенденции и так далее. Но государство может стимулировать производить какой либо продукт снижая налоги, выделяя определенные льготы. Блага так же распределяются посредством рынка, но государство так же перераспределяет их, например, оказывая помощь малоимущим семьям и та далее. Таким образом, можно сделать вывод, что в Ивановском регионе смешанный тип экономики, который включает в себя рыночную и централизованную экономическую систему.

Экономическая безопасность на региональном уровне определяется как устойчивая способность экономики региона функционировать и развиваться, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, обеспечивать высокий уровень жизни населения за счет внутренних ресурсов региона. Обеспечение экономической безопасности регионов предполагает интеграцию региональной экономики в экономику государства, но так же предполагает и сохранение независимости региона. В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208) приводятся следующие основные понятия:

«угроза экономической безопасности» – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере;

«вызовы экономической безопасности» – совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности;

«риск в области экономической безопасности» – возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности.

На сегодняшний день для своевременного выявления внешних и внутренних угроз проводятся всесторонние мониторинги и оценки экономической безопасности регионов и разрабатывается комплекс определенных мер для их устранения. К наиболее значимым для экономической безопасности региона показателям относят: экономический рост, уровень жизни, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние регионального бюджета, масштабы теневой экономики. Данные показатели очень тесно связаны с основными угрозами региона. Стоит выделить главные угрозы для Ивановского региона - это ограничения развития производства в регионе и неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Два главных показателя, которые ярко отражают перечисленные угрозы региона:

Валовый региональный продукт на душу населения.

Данные показатель является обобщающим показателем экономической деятельности региона; представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона; характеризует возможности накопления и потребления (его также называют обобщающим показателем уровня жизни).

Данные по ВРП за 2017-2020 г. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Валовый региональный продукт на душу населения в Ивановском регионе и в Российской Федерации

 

Год

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

Российская федерация (ВРП на душу населения по субъектам РФ), руб.

543 065,9

614 333,2

647 708,1

640 519,0

Ивановская область, руб.

208 522,0

230 325,5

254 801,2

273 821,5

Индекс физического объема ВРП, %

100,2

102,4

103,4

102,2

Как показывают данные табл. 1, по значениям показателя валового регионального продукта на душу населения Ивановская область в разы отстает от значений данного показателя по Российской Федерации. Принимая во внимание важность данного критерия как обобщающего показателя уровня жизни населения региона, проблема обеспечения экономической безопасности Ивановской области приобретает особую остроту и актуальность.

2.Абсолютная бедность населения по доходам.

Данный показатель отражает численность населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума (официальная черта бедности в России). Данные, представленные в таблице 2 за 2017-2020 г., взяты с официального сайта Росстат.

Таблица 2

Численность населения Ивановской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

 

год

2017

2018

2019

2020

Численность населения Ивановской области с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в %

14,3

14,7

14,2

13,7

Аналогичный показатель Российской Федерации, в %

12,9

12,6

12,3

12,1

Представленный динамический ряд свидетельствует о том, что за все годы анализируемого периода показатель Ивановской области превышает средние российские значения.

Таким образом, с помощью статистических методов исследования было установлено, что значения показателей Ивановской области существенно отстают от средних российских значений и превышают пороговые значения.

В целях обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации необходимо развитие программного метода в управлении экономикой субъекта Российской Федерации. Здесь можно выделить три основных направления:

Повышение качества планирования государственных программ, а именно повышение реалистичности документов стратегического планирования с разумным уровнем амбициозности на каждом этапе. В этом направлении будут эффективны следующие шаги: обоснование плановых показателей программы расчетами, подтверждающими наличие (возможность привлечения) необходимых ресурсов; описание логики мероприятий программы; экспертиза программы независимыми экспертами с установлением обязательных требований к уровню квалификации и опыту эксперта с публикацией экспертных заключений;

Повышение качества реализации государственных программ. Установление персональной отнесенности должностных лиц за результаты реализации программы. Разумное включение в систему стимулирования исполнителей программы показателей, отражающих декомпозицию показателей (формализованных целей) программы; совершенствование системы оценки эффективности государственных программ («оценка согласованности целей, задач, индикаторов государственных программ с актуальными целями и приоритетами; обособление инвестиционных расходов в проекты и их учет в процессе реализации программ; учет всевозможных ресурсов и инструментов государственной политики; установление критериев определения состава и значений показателей программ;

Встраивание проектной компоненты. Переход на проектное управление предполагает детальное предварительное планирование и регулярный объективный контроль хода реализации мероприятий и проектов по ключевым точкам и по промежуточным результатам. Цели и результаты мероприятий, проектов должны быть четкими, измеримыми, достижимыми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 / СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2021).

Крашенникова Т.В. Проблема формирования сбалансированной системы показателей оценки эффективного управления социальноэкономическими системами / Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015.

Ледяйкина И.И., Берендеева А.Б., Цветков М.Ю. «Исследование современного состояния экономической безопасности домашних хозяйств Ивановской области» // Интеграция науки и практики как механизм развития цифровой экономики: сб. тр. Междунар. науч.- практ. конф., 18 декабря 2018 г., Ярославль / под общ. ред. к.э.н. С.В. Шкиотова, д.э.н. В.А. Гордеева. – Ярославль: Издат. дом ЯГТУ, 2018. – 440

Молчан А.С., Ануфриева А.П. Система потенциалов устойчивого развития и экономической безопасности социально-экономических систем // Экономика устойчивого развития. 2015.

Носова, С.С. Экономическая теория: Учебник. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. – 516 с.

Поздеев, А.Г. Экономическая безопасность : курс лекций (лекция) / А.Г. Поздеев ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019.

Фомин, Г.Н. Основы экономической теории. – М.: РДЛ, 2004, 407с.

.Григорьев М.Ю. Пути решения проблем обеспечения экономической безопасности государства / Григорьев М.Ю., Григорьева Н.В. // Власть и общество в прошлом и настоящем: региональный аспект: Сб. науч. тр. - Чебоксары: ЧГПУ, 2016

https://rosstat.gov.ru/

Просмотров работы: 44