Например, Трешкина А.А. отмечает проблему функционирования договорных отношений, связанную со сложностями определения ущерба потерпевшей стороны, говоря о большой трудоемкости действий, связанных с выявлением и объективным рассмотрением указанного ущерба. Автор также акцентирует внимание на оценке упущенной выгоды, особенно предварительной оценке, что приводит к нарушению компенсаторного принципа гражданско-правовой ответственности [1].
Другой автор, Шацкий Д.Е., также указал на проблему реализации федерального законодательства в сфере договорных отношений, отмечая такие практические проблемы системы контрактных отношений, как противоречивость отдельных статей закона, вариативность правоприменительной практики; сложность иперегруженность закона; разбалансированность требований кучастникам контрактных отношений и другие [2].
Кроме того, в зависимости от масштабов и специфики деятельности организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, возможны различные варианты построения договорной работы. При наличии разветвленной и многоуровневой структуры юридического лица существует необходимость обеспечения взаимодействия множества структурных подразделений. Причем, юридическая служба является лишь одним из них. В любом случае существует необходимость координации усилий производственных подразделений, отдела (службы) закупок, финансовых подразделений и юридической службы. В целях организации такой работы на предприятиях могут создаваться договорные группы.[3]
Дирекция связи широко использует услуги многочисленных юридических лиц, что приводит к большим объемам и значительному разнообразию проводимой договорной работы, в том числе с расходными договорами. Согласно [4] расходным договором считается «договор, предусматривающий закупку ОАО "РЖД" товаров, работ, услуг, а также предполагающий предоставление контрагенту со стороны ОАО "РЖД" финансовой и иной материальной выгоды». Следует отметить, что данные расходных договоров очень важны как в вопросах бухгалтерского учета, так и в определении объема налоговых обязательств. Поэтому представляется важным сформировать представления об основных аспектах организации договорной работы в сфере предпринимательской деятельности. Подробно рассмотрим расходные договора.
Для работы используется типовая форма расходного договора, которая предоставляет определенные преимущества, особенно на этапе согласования договора с причастными подразделениями. Причастными службами являются: Дирекция связи, Региональный центр безопасности (РЦБ), ОЦО-региональный, Региональный центр организации закупок (РЦОЗ), некоторый перечень договоров дополнительно направляется на Центральную станцию. Эффективное распределение обязанностей между участниками процесса договорной работы - одна из основных задач использования типовой формы расходного договора. Кроме того, данная форма ставит своей целью обеспечение нормативных сроков согласования при заключении договоров.
В некоторых случаях, может быть применена нетиповая форма договора (например, договор на оказание услуг связи).
В связи с тем, что Дирекция связи является филиалом ОАО «РЖД» (структуры, характеризующейся высоким уровнем бюрократизации и формализованности), нередки ситуации, когда договорные условия являются крайне жесткими и негибкими (выдвигаются в ультимативном порядке). Контрагенты, как правило, после согласования, получают уже подписанный оригинал договора со стороны заказчика от лица Начальника дирекции. Крайне редко практикуется внесение изменений в текст договора, подписание протоколов разногласий. Формальной причиной отказа рассмотрения дополнительных вопросов чаще всего выступает «существенное нарушение интересов дороги». Причастные службы могут отказываться от согласования изменений, ссылаясь но нормативные документы [4], согласно которым «подписание договоров с протоколами разногласий не допускается». Все это приводит к существенным сложностям в организации договорной работы Дирекции.
В организации заключение расходного договора в интересах дирекции на будущий год заключается в отчетном году. Технические отделы предварительно составляют и согласовывают производственную программу, после чего ответственные по договорам предоставляют информацию в договорной отдел, который в свою очередь формирует план закупок и отправляет в Центральную станцию для утверждения. После согласования с вышестоящим предприятием, дирекция может приступить к заключению расходных договоров.
В ходе заключения договора осуществляются следующие этапы:
1) Подготовка проекта договора: сбор материалов для оформления основания заключения договора; составление проекта договора и приложений к нему; оформление пояснительной записки к проекту договора.
2) Рассмотрение проекта договора: до визирования договор предварительно рассматривается, для выявления существенных ошибок и их последующее устранение.
3) Визирование договора: на визирование отправляется конечный вариант договора, для последующего его подписания.
4) Подписание договора: в зависимости от способа закупки, договор подписывается в электронной форме или собственноручно начальником Дирекции.
5) Регистрация и хранение договоров: регистрация подписанного договора осуществляется регистратором в РЦОЗ; один экземпляр договора отдается контрагенту, один остается в Дирекции, который хранится в течение 5 лет, после чего происходит их уничтожение.
Проведенное исследование позволяет говорить о существовании недостатков действующей работы при заключении расходных договоров в Дирекции. К выявленным проблемам в организации договорной работы рассматриваемого подразделения можно отнести излишнюю бюрократичность и низкую гибкость, которые в свою очередь, могут приводить к возникновению различного рода потерь и удлинению каждого из этапов процесса договорной работы. В связи, с чем можно говорить о необходимости поиска новых инструментов для совершенствования организации договорной работы Дирекции связи.
Список использованной литературы
1. Трешкина, А. А. Проблемы регулирования договорной работы по Федеральному закону № 44-ФЗ / А. А. Трешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 329-332. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76527/ (дата обращения: 21.12.2022).
2. Шацкий Д.Е. система контрактных отношений в России: Анализ проблем реализации федерального законодательства / Д.Е. Шацкий. — Текст : непосредственный // контрактный управляющий, ГБОУ г. Москвы «Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова», г. Москва. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kontraktnyh-otnosheniy-v-rossii-analiz-problem-realizatsii-federalnogo-zakonodatelstva (дата обращения: 21.12.2022).
3. Бажина, М. А. Договорная работа в транспортных организациях, осуществляющих перевозку грузов / М. А. Бажина, Т. Л. Воронова // Юрист. – 2019. – № 12. – С. 31-38.
4. Положение от 14.02.2020 №18 – приказ ОАО «РЖД» «О договорной и претензионной работе в ОАО «РЖД».