БЕСШОВНАЯ ЛОГИСТИКА В ЭКОНОМИКЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

БЕСШОВНАЯ ЛОГИСТИКА В ЭКОНОМИКЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осинская В.Д. 1, Глинский А.А. 2, Василенко Е.А. 2, Тагильцева Ю.А. 1
1Российская таможенная академия Ростовский филиал
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, перемещение товаров через Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) необходимо обеспечивать за минимальный срок и финансовые затраты. Как таможенные органы, так и участники внешней экономической деятельности (далее – ВЭД) хотят сократить временные и денежные ресурсы для более быстрого и беспрепятственного прохождения таможенного и документального контроля. Для этой цели был создан проект Министерством транспорта России под названием «Бесшовная грузовая логистика».

Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3744-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли РФ до 2030 г. дает понятие бесшовной грузовой логистике. Это внедрение в транспортировку систем для отслеживания грузоперевозок, используя навигационные пломбы, цифровые платформы, также обеспечение электронного документооборота между участниками ВЭД и таможенными органами для ускорения прохождения всех видов контроля [4].

Внедрение бесшовной грузовой логистики в рамках цифровой трансформации транспортной отрасли будут внедрены следующие технологии (рис. 1):

Рисунок 1. Внедрение технологий цифровой трансформации транспортной отрасли.

Данные технологии будут применяться:

При оценке нагрузки на дороге, чтобы построить оптимальный маршрут для перевозки товаров;

При внедрении единого центра для сбора обращений;

При обеспечении внедрения смарт-контрактов для отслеживания перемещения груза как участникам ВЭД, так и таможенным органам;

При внедрении технологии визуализации, с использованием цифровых двойников;

При обеспечении системы отслеживания эксплуатации транспортного средства и его учета о планируемых затратах на техническое обслуживание.

Также, Минтранс России начали работу по реализации стратегии цифровой трансформации. Данным проектом заинтересовались участники ВЭД, так как они несут самые большие расходы на обеспечение перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС. Но, благодаря бесшовной грузовой логистики бизнес будет меньше тратить денежные средства на транспортировку груза, а значит, по возможности больше экспортировать и импортировать товары, что положительно влияет на национальную экономику. Также, это поспособствует уменьшению времени на перемещение товаров, о чем говорилось ранее в статье. Так, ускорится не только сами перевозки, но работа таможенных органов, которые благодаря данному проекту смогут провести документальный контроль на постах электронного декларирования [2]. Далее должностные лица, на посту фактического контроля получив уведомление от ЦЭД, проведут физический осмотр и пропустят добросовестного перевозчика.

Организация взаимодействия ЦЭД и перевозчиков показано на рис.2:

Рисунок 2. Схема организации взаимодействия ЦЭД и участника ВЭД в рамках технологии удаленного выпуска.

Осуществления удаленного выпуска товаров и открытие таможенного транзита проводится только в электронном формате.

Соответственно анализу доля поданных электронных транзитных деклараций составляет 99,69% по итогам 2020 года, но вскоре планируется увеличение результата до 100%.

Таким образом, на всех этапах удаленного выпуска наблюдается многозадачность и повторений действий, которые несут издержки не только участниками ВЭД, но и таможенные органы [1]. Следовательно, требуется эффективное использование механизма таможенного контроля, проводимый при процессном подходе, реализовать принцип сквозного контроля и бесшовной грузовой логистики.

В плане совета Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) по развитию евразийской экономической интеграции внедрены около 30 мероприятий, которые напрямую относятся к компетенции таможенных органов. Большинство мероприятий характеризуют совершенствование ТК ЕАЭС, развитие транзитной системы и информационное взаимодействие [3].

В течение 2021 года были реализованы следующие мероприятия, относящиеся к развитию бесшовной грузовой логистики:

Подписание Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб по отслеживанию перемещения грузов

Соглашение об особенности уплаты таможенных платежей при процедуре таможенного транзита для обеспечение финансовых гарантий

Алгоритм автоматического выпуска в отношении товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита

Применение системы управления рисками (далее – СУР) в рамках снижения случаев перевозки товаров с нарушением таможенного и международного законодательства

Реализация предварительной версии проекта по электронному документообороту по товарам, перемещаемых железнодорожным транспортом при транзите

Также, в 2021 году было осуществлено 19548 автомобильных и железнодорожных, в отношении отдельных категорий товаров с применением электронных навигационных пломб (далее – ЭНП). В пунктах пропуска было наложен 15093 пломб, а снято 4519.

Согласно ФТС России было подготовлено решению ЕЭК №63 о обязательном применение процедуры таможенного транзита для вывоза алкогольной и табачной продукции.

Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реализация бесшовной грузовой логистики охватывает большую часть таможенного дела. Все перемещение товаров строится на правильном и грамотном построенной логистики. Так, участники ВЭД осуществляют свою деятельность, сокращая финансовые и временные ресурсы, тем времен таможенные органы проводят таможенный контроль минимизируя риски по нарушению таможенного законодательства, ускоряя процесс прохождения документального и фактического контроля.

Список литературы и источников:

1. Распоряжение Совета ЕЭК от 5 апреля 2021 г. № 4.

2. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3744-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли РФ до 2030 г.

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 июня 2021 г. № 63

4. Григорьев, Ю.П. Логистика в экономике таможенной деятельности: концептуальный подход / Ю.П. Григорьев // Ученые записки СПб филиала РТА. - 2014. - № 1. - С. 34-44.

Просмотров работы: 312