ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Мрыхина В.А. 1, Тагильцева Ю.А. 1, Зарян А.З. 2
1Российская таможенная академия Ростовский филиал
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транспортные средства являются особой категорией товаров, которая обладает свойствами, связанными с аспектами проведения таможенного контроля, совершения таможенных операций, уплаты таможенных платежей, помещения под таможенные процедуры и т.д. Кроме того, транспортные средства перемещают товары, а также перемещаются самостоятельно, то есть товарами. Также, транспортные средства как товар и способ перемещения, могут быть ввезены или вывезены морем, воздухом, наземной дорогой, а также железнодорожными путями.

Транспортные средства международной перевозки (ТСМП) имеют признаки и особенности, закрепленные в законодательстве и специальной литературе.

В первую очередь, понятие ТСМП закреплено в ТК ЕАЭС. В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС ТСМП – «это транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования»[4].

Таким образом, законодатель определяет признаки в отношении ТСМП:

Назначение.

Состав.

Конструкционные особенности.

Кроме того, в ТК ЕАЭС определены иные транспортные средства, в том числе для личного пользования. Для них предусмотрен иной порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.

Существуют различные виды транспортных средств международной перевозки. Они классифицируются по различным признакам. Они подразделяются в зависимости от способа перемещения (море, воздушное пространство или др.) (рис.1.).

Рис.1. ─ Виды транспорта, в том числе для международной перевозки[2]

Во-вторых, в соответствии с законодательством ЕАЭС выделяют 46 видов ТСМП.

Евразийская экономическая комиссия установила код и наименование ТСМП. Для некоторых из них помимо наименования определены дополнительные признаки. Важно, что к ТСМП относятся не только цельные транспортные средства, но и части:

Различные виды тягачей.

Различные виды прицепов.

Контейнеры.

Для дорожных транспортных средств ЕЭК при классификации устанавливает назначение, для пассажирских тягачей - вес в тоннах, для автобуса- вид, для легковых автомобилей - число мест для сиденья, для грузовых автомобилей - конструктивные особенности, для автобуса – число мест для перевозки, для некоторых транспортных средств – допустимая максимальная масса [3].

В-третьих, транспортные средства классифицируются в зависимости от типа международной перевозки (рис.1.2). Отсюда же вытекают и особенности перемещения ТСМП самостоятельно и для перевозки товаров.

Рис.2. ─ Виды международных перевозок[1]

Таким образом, можно сделать вывод, что ТСМП классифицируются по различным признакам, при этом каждый из видов способствует развитию внешней торговли и международным экономическим связям. Необходимость изучения порядка перемещения транспортных средств международной перевозки обусловлено их важностью на рынке любой страны. Кроме того, данный объект, являясь товаром, проходит процедуры таможенного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Совершение таможенных операций тесно связано с таможенным контролем. Однако таможенный контроль представляет собой действия, совершаемые исключительно таможенными органами. В инструменты таможенного контроля входят формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие их проведение. Они устанавливаются правом ЕАЭС и дополнительно регламентируются национальными нормами права.

Основные цели проведения таможенного контроля в отношении ТСМП состоят в:

1. Выявления правомерности перемещения ТСМП через таможенную границу ЕАЭС.

2. Проверке соблюдения правил временного ввоза, вывоза и помещения под таможенные процедуры ТСМП.

3. Определения сокрытых товаров и потайных мест ТСМП.

4. Обнаружения признаков преступления или административного правонарушения.

Особенности таможенного контроля обусловлены особенностями ТСМП:

1. Наличие размерных и весовых характеристик. ТСМП любого типа являются категорией товаров, которая имеют большой вес и размерные характеристики, а также конструкционные особенности. Например, суда имеют сложную конструкцию, большой вес и могут использоваться только на море, их фактическое перемещение возможно только по воде, что затрудняет всеобъемлющий контроль. Кроме того, такие параметры любого ТСМП затрудняют проведение таможенной экспертизы, поэтому специалист выезжает к месту проведения таможенного контроля или получает исключительно фотографии ТСМП. Стоит обратить внимание и на сложность применения такой меры как таможенное сопровождение, в особенности для воздушного транспортного средства. Не менее актуальна проблема проведения таможенного досмотра всего морского суда, площадь которого может достигать нескольких тысяч квадратных метров.

2. Высокая степень загрузки товарами ТСМП, что затрудняет проведение полного контроля в отношении всех товаров и для выявления всех имеющихся рисков.

3. Возможность проведения таможенного контроля контейнеров, что облегчает работу должностных лиц таможенных органов, так как в местах их прибытия и убытия существуют специальные открытые площадки для досмотра.

4. Высокая физическая нагрузка на должностных лиц таможенных органов.

5. Необходимость обеспечения сохранности товаров и самих ТСМП может создать проблемы для достаточного контроля и установления всех характеристик товара.

При проведении таможенного контроля, ДЛТО осуществляются проверки ТСМП:

- чтобы грузы не могли загружаться туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных пломб и печатей или извлекаться из опечатанной части контейнера;

- чтобы таможенные пломбы и печати могли налагаться надежным и простым способом;

- чтобы в них не было для сокрытия грузов никаких потайных мест;

- чтобы все места, были легко доступны для таможенного досмотра, в которые могут помещаться грузы.

При проведении таможенного досмотра ДЛТО обследуются следующие части контейнеров:

- нижняя рама;

- наружные стенки;

- балки;

- двери и дверная рама;

- внутренние стенки, потолок и пол;

- наружная крыша;

- ось поворота ручки контейнера, заклепка или болт шарнира дверной задвижки.

В ходе проведения таможенного досмотра (осмотра) должностное лицо органа обращает внимание на новые сварные швы, болты или следы ремонта, заделку швов или свежую краску, присутствие незаводских деталей, присутствие необычного запаха, наличие несоответствия в высоте или ширине несущих балок, наличие деревянной или металлической обшивки между балок, изменение или отсутствие номеров, необычные номера, наличие глухого звука при постукивании балок, наличие крепежных изделий незаводского изготовления или со следами взлома, наличие непрофессионального логотипа, наличие необычно тяжелых дверей, несоответствие внутренних и внешних размеров контейнера, впадины только с одной стороны стенки, забитые или отсутствующие вентиляционные отверстия, обшивка поверх ребер, излишняя обшивка, отсутствующие или фальшивые угловые коробки, новые заклепки, следы ног на крыше, вздутия на потолке, приподнятую или измененную обшивку пола, а также заходящую на боковую обшивку.

При таможенном осмотре замков и пломб контейнера в целях идентификации их подлинности, обнаружения нарушенных и поддельных пломб обследуются: расположение серийного номера (прямое и симметричное); размеры и детали пломбы; углы и поверхность; клеймение (нумерация); цвет пломбы.

При обнаружении в ходе таможенного контроля в отношении ТСМП случаев использования таких ТСМП с нарушением законодательства, лица подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из вышеуказанной информации, стоит отметить, что к ТСМП отнесены различные виды в зависимости от типа международной перевозки, от способа перемещения и иных характеристик (вес, вместимость, назначение), которые определяют особенность ТСМП и его роль в мировой торговле. ТСМП выполняют различные функции, которые заключаются в перемещении товаров через таможенную границу, ускорении международной торговли, упрощении ввоза или вывоза, а также интеграции экономики и транспортно-логистической системы страны в мировое сообщество. Порядок перемещения ТСМП через таможенную границу ЕАЭС определяется указанными особенностями и законодательством ЕАЭС и РФ.

Список литературы и источников:

Еганян Л. А. Международные перевозки // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 10(49). С. 128-130.

Зубарев Д. Ю. Особенности различных видов транспорта // Наука, инновации и технологии: от идей к внедрению: Материалы Международной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 07–11 февраля 2022 года. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2022. – С. 427-430.

Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (ред. от 06.09.2022) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.

Просмотров работы: 1218