ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

Геворгян Н.Г. 1, Тагильцева Ю.А. 1, Зарян А.З. 2
1Российская таможенная академия Ростовский филиал
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, торговые отношения между странами играют ключевую роль в формировании экономического регулирования внешнеторговой деятельности. Взаимоотношения между экономиками разных стран формируются за счёт ведения определенных методов регулирования. Меры нетарифного регулирования наряду с тарифными методами является основополагающими инструментами, которые способствуют оперативному контролю потока товаров.

Термину «нетарифное регулирование» можно дать следующее определение: это совокупность мер, которые регулируются на государственном уровне компетентными органами власти, с целью воздействия на процессы возникающие в сфере внешнеторговой деятельности. Что касается мер нетарифного регулирования, их можно подразделить на меры экономического характера и меры, не носящие экономический характер. К мерам экономического характера относятся ограничения в торговом обороте, связанные с перемещением товаров в рамках осуществления коммерческой деятельности, имеющей цель извлечение прибыли.

Единая международная классификация мер нетарифного регулирования на сегодняшний день находится на стадии разработки. Тем не менее существующей отличительной чертой классификации данных мер является смещение акцента на административную составляющую. Одной из самых известных классификаций является классификация в контексте права ЕАЭС. В соответствии с действующим законодательством, в рамках ЕАЭС, выделяют единые меры нетарифного регулирования, и меры вводимые отдельными государствами ЕАЭС в одностороннем порядке [4].

Важно отметить, что по общему правилу, меры нетарифного регулирования (и единые, и односторонние) применяются только во внешней торговле с третьими странами, не входящими в интеграционное объединение, хотя есть исключения, касающиеся отдельных категорий товаров [1]. Более подробно структура мер нетарифного регулирования отражена на рис.1

Рис. 1. - Взаимосвязь лицензирования с иными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС

Вышеперечисленные меры связывает применение лицензирования и системы иных разрешений внешней торговли товарами, а также общая номенклатура товаров, систематизированных в Едином перечне товаров, попадающих под меры нетарифного регулирования (Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 и от 21.04.2015 № 30) в отношении которых они установлены [5].

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами - это административная процедура, которая регулируется путём осуществления выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров - лицензии. 15 апреля 1994 г. в следствии Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, было принято Соглашение по процедурам импортного лицензирования, которое является международно-правовой базой лицензирования при экспорте или импорте товаров. Здесь следует иметь в виду, что Соглашение по процедурам импортного лицензирования считается обязательной составляющей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г.

В данном соглашении дано определение лицензированию как процедуре, предоставляющей документацию (заявление), с целью разграничение и обозначение условий, требуемых для осуществления ввоза на таможенную территорию импортирующего члена.

Нормативно-правовой базой, регулирующей лицензирование внешней торговли сформировалось, из-за активной роли РФ в создании и эффективном функционировании регионального экономического объединения ЕАЭС. Отличительной особенностью является то, что законодательная база распространяется на всех участников ВЭД. Законодательством РФ и ЕАЭС учреждён перечень лицензируемых товаров. В соответствии с разд. IX Договора о ЕАЭС разработан Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору о ЕАЭС), который устанавливает порядок и случаи применения ЕАЭС мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран [2].

Так же в нем определены Правила характеризующие порядок выдачи лицензий и разрешений на ввоз и вывоз товаров, которые включены в единый перечень товаров.

В России государственным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензий и разрешений (на право осуществления экспортно-импортных операций с большей частью специфических товаров), является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России).

Для подтверждения соблюдения мер нетарифного регулирования (кроме запретов) используются лицензии, разрешения (заключения (разрешительные документы) – в терминологии положений о порядке ввоза и(или) вывоза товаров в составе Единого перечня), а также сведения из реестров лекарственных средств, зарегистрированных нотификаций на товары, имеющие криптографические функции, РЭС и (или) ВЧУ, ввоз которых допускается без разрешительных документов [3].

В целом, по результатам исследования, можно сделать следующие выводы:

Лицензирование представляет собой четко организованный процесс, действующий на основе применения Соглашения по процедурам импортного лицензирования.

Основания применения, порядок выдачи и виды лицензирования при экспорте или импорте товаров регламентированы международно-правовой базой и едины для всех государств-членов ЕАЭС [7].

Подводя итог, необходимо обозначить тот факт, что лицензирование является одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, представляет собой меру сдерживающую закупку товаров иностранного происхождения, ввоз которых может существенным образом повлиять на развитие отраслей экономики внутри страны. Также эта мера способствует удерживанию импорта на конкретном уровне, необходимом государству, в первую очередь, с целью увеличения или сокращения импорта по отношению к внутреннему потреблению, не влияя при этом на динамику и структуру товарооборота.

Внешнеторговый сектор является неотъемлемой частью развития внешнеэкономических отношений. Важной его составляющей является стимулирование развития экономических процессов. С целью регулирования деятельности хозяйствующих субъектов государство применяет меры нетарифного регулирования. Нестабильное положение на международной арене вызывает дефицит определенных товаров на внутреннем рынке, тем самым подчеркивает важность рассматриваемой меры нетарифного регулирования. В этом положении наряду с таможенно-тарифными средствами, осуществляется использование методов нетарифного регулирования, в первую очередь, лицензирования товаров.

Список литературы и источников:

Соглашение по процедурам импортного лицензирования (подписано 15.04.1994). // СПС «КонсультантПлюс».

Договор от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе». // СПС «КонсультантПлюс».

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к договору от 11 апреля 2017 г.). // СПС «КонсультантПлюс».

Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» (с изм. доп. на 07.02.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования». // СПС «КонсультантПлюс».

Баклаков П.А. Система запретов и ограничений во внешней торговле товарами государств - членов Евразийского экономического союза: учеб. Пособие / П. А. Баклаков, С. И. Алексеев. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 220.

Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учеб. нагляд. пособие / Т. М. Воротынцева. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 52.

Просмотров работы: 214