На сегодняшний день таможенные органы принимают самое активное участие в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Важно понимать: легализация преступных доходов способствует созданию основы теневой экономики, более того, появляются угрозы экономической безопасности страны, нарушается финансовая стабильность. Кроме того, появляются трудности в раскрытие и расследовании преступлений, что в противоположной зависимости создает возможность для преступных группировок финансировать свою незаконную деятельность. По результатам написания работы необходимо достичь поставленной цели, а именно рассмотреть и проанализировать результаты деятельности правоохранительных подразделений Федеральной таможенной службы России.
Уголовно-процессуальным кодексом закреплено, что уголовные дела о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов (ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), относятся по подследственности к органам внутренних дел Российской Федерации [3]. Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, законодательством Российской Федерации принято считать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Стоит отметить, что существуют меры по противодействию легализации (отмывания) денежных средств, доходов и иного имущества, полученных преступным путем. К таким мерам относятся[4]:
1) организация и осуществление внутреннего контроля;
2) обязательный контроль;
3) иные меры.
Законодательством установлено, что под обязательный контроль попадают операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму от одного миллиона рублей, либо если речь идет об иностранной валюте, то на сумму эквивалентную 1 миллиону рублей.
Все операции следует разделить на 4 группы:
1. Операции, связанные с денежными средствами в наличной форме.
2. Операции, связанные с зачислением или переводом на счет денежных средств.
3. Операции по банковским счетам.
4. Операции, связанные с движимым имуществом.
Таможенные органы играют важную роль в уголовно-процессуальной деятельности. Они производят неотложные следственные действия по 13 разным уголовным делам, и в том числе по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ. Таким образом, таможенные органы совершают все необходимые действия с целью сохранить все существующие доказательства по уголовному делу.
На сегодняшний день существует активное взаимодействие ФТС России с таможенными органами Туркменистана и Таджикистана в области противодействия легализации преступных доходов.
Таким образом, за 2020-2021 годы таможенные органы Российской Федерации своими силами и при взаимодействии с иными органами власти и организациями достигли следующих результатов по рассматриваемому направлению:
Таблица 1. Итоги деятельности ФТС России по борьбе с легализацией преступных доходов[1,2]
2020 год |
2021 год |
|
Количество возбужденных дел по статье 174.1 УК РФ |
10 |
8 |
Сумма легализованных преступных доходов |
9 343 558 рублей |
6 748 604 рублей |
На основании представленных данных, указанных в Таблице 1, можно сделать вывод:
Таможенными органами в 2021 году было обнаружено незаконно легализованных сумм на 38% меньше по сравнению с 2020 годом, что свидетельствует о возможном существовании новых способов обмана государства в сфере проведения незаконных финансовых и иных операций по легализации преступных доходов.
В ходе написания работы, сформировался следующий вывод.
На таможенные органы РФ возложена серьезная ответственность по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
ФТС России модернизирует и развивает способы противодействия незаконным и сомнительным финансовым операциям, заключает соглашения с иностранными государствами о взаимопомощи в рассматриваемой сфере.
Преступления, связанные с легализацией преступных доходов, с каждым годом становятся опаснее в связи с тем, что в быстро меняющееся современное время, процесс цифровизации затрагивает все слои общества, и отследить законность финансовых операций в цифровой среде становится все сложнее и сложнее.
Важно понимать, что только путем совершенствования нормативно-правовой базы, повышения квалификации должностных лиц таможенных и иных органов исполнительной власти, создания новых и улучшения существующих автоматизированных программных средств в государственных органах, можно достичь снижения уровня преступности в сфере легализации денежных средств, доходов и иного имущества, полученных преступным путем.
Список литературы и источников:
1. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL:https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya
2. Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL:https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-glavnogo-upravleniya-po-bor-be-s-kontrabandoj
3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
4. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru