АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Абрамов Г.Д. 1, Тагильцева Ю.А. 1, Василенко Е.А. 2
1Российская таможенная академия Ростовский филиал
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день таможенные органы принимают самое активное участие в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Важно понимать: легализация преступных доходов способствует созданию основы теневой экономики, более того, появляются угрозы экономической безопасности страны, нарушается финансовая стабильность. Кроме того, появляются трудности в раскрытие и расследовании преступлений, что в противоположной зависимости создает возможность для преступных группировок финансировать свою незаконную деятельность. По результатам написания работы необходимо достичь поставленной цели, а именно рассмотреть и проанализировать результаты деятельности правоохранительных подразделений Федеральной таможенной службы России.

Уголовно-процессуальным кодексом закреплено, что уголовные дела о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов (ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), относятся по подследственности к органам внутренних дел Российской Федерации [3]. Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, законодательством Российской Федерации принято считать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Стоит отметить, что существуют меры по противодействию легализации (отмывания) денежных средств, доходов и иного имущества, полученных преступным путем. К таким мерам относятся[4]:

1) организация и осуществление внутреннего контроля;

2) обязательный контроль;

3) иные меры.

Законодательством установлено, что под обязательный контроль попадают операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму от одного миллиона рублей, либо если речь идет об иностранной валюте, то на сумму эквивалентную 1 миллиону рублей.

Все операции следует разделить на 4 группы:

1. Операции, связанные с денежными средствами в наличной форме.

2. Операции, связанные с зачислением или переводом на счет денежных средств.

3. Операции по банковским счетам.

4. Операции, связанные с движимым имуществом.

Таможенные органы играют важную роль в уголовно-процессуальной деятельности. Они производят неотложные следственные действия по 13 разным уголовным делам, и в том числе по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ. Таким образом, таможенные органы совершают все необходимые действия с целью сохранить все существующие доказательства по уголовному делу.

На сегодняшний день существует активное взаимодействие ФТС России с таможенными органами Туркменистана и Таджикистана в области противодействия легализации преступных доходов.

Таким образом, за 2020-2021 годы таможенные органы Российской Федерации своими силами и при взаимодействии с иными органами власти и организациями достигли следующих результатов по рассматриваемому направлению:

Таблица 1. Итоги деятельности ФТС России по борьбе с легализацией преступных доходов[1,2]

 

2020 год

2021 год

Количество возбужденных дел по статье 174.1 УК РФ

10

8

Сумма легализованных преступных доходов

9 343 558 рублей

6 748 604 рублей

На основании представленных данных, указанных в Таблице 1, можно сделать вывод:

Таможенными органами в 2021 году было обнаружено незаконно легализованных сумм на 38% меньше по сравнению с 2020 годом, что свидетельствует о возможном существовании новых способов обмана государства в сфере проведения незаконных финансовых и иных операций по легализации преступных доходов.

В ходе написания работы, сформировался следующий вывод.

На таможенные органы РФ возложена серьезная ответственность по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

ФТС России модернизирует и развивает способы противодействия незаконным и сомнительным финансовым операциям, заключает соглашения с иностранными государствами о взаимопомощи в рассматриваемой сфере.

Преступления, связанные с легализацией преступных доходов, с каждым годом становятся опаснее в связи с тем, что в быстро меняющееся современное время, процесс цифровизации затрагивает все слои общества, и отследить законность финансовых операций в цифровой среде становится все сложнее и сложнее.

Важно понимать, что только путем совершенствования нормативно-правовой базы, повышения квалификации должностных лиц таможенных и иных органов исполнительной власти, создания новых и улучшения существующих автоматизированных программных средств в государственных органах, можно достичь снижения уровня преступности в сфере легализации денежных средств, доходов и иного имущества, полученных преступным путем.

Список литературы и источников:

1. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL:https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya

2. Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. URL:https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-glavnogo-upravleniya-po-bor-be-s-kontrabandoj

3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

4. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

Просмотров работы: 39