ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Тагильцева Ю.А. 1, Дячук А.М. 2, Глинский А.А. 2, Рагушина О.Д. 2
1Российская таможенная академия Ростовский филиал
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транспортная отрасль способствует социально-экономическому развитию страны, её регионов, содействует повышению качества жизни населения, обеспечивая доставку сырья, комплектующих, оборудования к месту производств и готовой продукции внутри страны и за ее пределы, а также транзит грузов.

Цель работы транспорта - максимальное обеспечение народного хозяйства и населения услугами перевозок. Если рассматривать услуги транспорта как ресурс, который использует весь народнохозяйственный комплекс и жители страны, то повышение эффективности результата работы всех сфер народного хозяйства в большой степени зависит от качества, рациональности и экономичности перевозок.

Таким образом, показатель эффективности работы транспорта нельзя ограничивать схемой доходы минус издержки, а следует оценивать совокупностью технических и экономических показателей.

Объем грузоперевозок растет, следовательно, необходимо увеличивать мощность всех видов транспорта и процессов, сопутствующих перевозкам [1]. Актуальными для транспортной отрасли задачами будет увеличение пропускной способности, уменьшение времени и стоимости перевозки, улучшение прочих показателей качества предоставляемых услуг. Следствием такого развития отрасли является получение дополнительных доходов всеми участниками процесса.

Таким образом вопросы оценки эффективности технологии и организации мультимодальных перевозок остаются актуальными для исследования.

Сложность взаимодействия видов транспорта заключается в разных принципах их работы. Однако при мультимодальных перевозках имеется возможность использовать преимущества задействованных видов транспорта, а сами такие перевозки имеют сравнительно малую себестоимость, способствуют улучшению экологической составляющей, обеспечению безопасности движения, экономии топлива электроэнергии. К примеру, внедрение мультимодальных перевозок в автомобильно-железнодорожно-водном сообщении обеспечивает снижение затрат на 15-20%.

С целью повышения эффективности работы и снижения рисков на разных видах транспорта в мультимодальных перевозках необходим совокупный взгляд на решение проблем управления такими перевозками. Главное направление совершенствования мультимодальных перевозок заключается во внедрении в процесс управления технологий будущего, в основном из области телекоммуникаций (единые цифровые платформы, в том числе электронные биржи, транспортный интернет вещей, облачные ресурсы, развитие телематики, распространение беспилотного транспорта).

В результате внедрения указанных технологий должна стать возможная предиктивная аналитика, в том числе планирование ремонта подвижного состава и предсказание спроса [3].

Понятийный аппарат грузоперевозок, осуществляемых несколькими видами транспорта, и классификация четырёх видов перевозок смешанного сообщения, сформулированная на конференции ЮНКТАД в 1996 году вместе с их определениями представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Классификация перевозок смешанного сообщения в соответствии с ЮНКТАД

Ключевые признаки мультимодальной перевозки:

• доставка осуществляется при наличии одного договора с мультимодальным оператором;

• при организации грузоперевозки используется как минимум два разных вида транспорта;

• мультимодальный оператор может привлекать сторонних перевозчиков (субперевозчиков);

• независимо от того, использует компания-оператор собственный транспорт или привлекает субперевозчиков, ответственность за соблюдение договорных условий перед заказчиком ложится на плечи мультимодального оператора [4].

Каждый вид транспорта имеет свою специфику, позволяющую в том или ином случае делать выбор относительно морской, автомобильной, железнодорожной или воздушной перевозки в соответствии с запросами грузоотправителя (грузополучателя) (рис. 2).

Задача транспортных компаний, предлагающих услуги по осуществлению международной мультимодальной перевозки, заключается в создании наиболее рационального и экономичного маршрута в зависимости от географического расположения места доставки, способного удовлетворить требованиям безопасности, сохранности груза с учётом особенностей того или иного вида перевозимого товара [2]. Зная преимущества и недостатки каждого вида транспорта, располагая определёнными ресурсами и имея перед собой конечную цель, оператор мультимодальной перевозки осуществляет выбор оптимального маршрута в зависимости от сроков, в которые необходимо уложиться, цены, которую готов заплатить грузоотправитель, и многих других факторов, влияющих на перевозку товара.

 

Рисунок 2. Специфика осуществления грузоперевозки в зависимости от вида транспорта

Проанализируем экономические и финансовые показатели транспортной системы страны. Одним из основных экономических показателей транспорта являются расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на развитие транспорта (рисунок 3)

 

Рисунок 3. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на развитие транспорта (в млн. руб.)]

Представленные данные позволяют сделать вывод о ежегодном увеличении поступающих финансовых потоков на развитие транспортной отрасли из бюджетов разных уровней, за исключение 2018 года, в котором образовалось небольшое снижение.

Оценить конечный финансовый результат транспортных предприятий позволяет сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток). Данный показатель представляет сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов [5]. Данные по сальдированному финансовому результату приводятся по кругу крупных и средних организаций транспортной отрасли в разбивке по видам транспорта, в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет (таблица 1).

Таблица 1 - Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций транспорта по грузовым перевозкам, млрд. руб.

Вид транспорта

2017

2018

2019

Грузовые перевозки – всего

444

348,5

487,8

из него по видам деятельности:

 

 

 

Деятельность железнодорожного транспорта

65,8

75,3

163,1

Деятельность автомобильного транспорта

4,2

14,6

11,1

Деятельность трубопроводного транспорта

285,2

223

274,2

Деятельность водного транспорта:

3,7

13,3

-1,1

в том числе:

 

 

 

деятельность морского грузового транспорта

-2,3

10,8

-6,3

деятельность внутреннего водного грузового транспорта

6,2

3,1

5,6

Деятельность воздушного и космического транспорта

85,1

22,3

40,5

Вышеперечисленные экономические показатели формируют финансовый результат транспортной компании и влияют на оценку эффективности грузоперевозки.

Вместе с тем, для определения эффективности необходимо оценить и затраты на перевозку. Исследование ключевого показателя себестоимости перевозки - индекс тарифов на грузовые перевозки - показывает изменение фактически действующих тарифов.

Цель исследования авторы определяют изучение вопросов эффективности организации мультимодальной перевозки для обеспечения устойчивого развития транспортной отрасли страны. Для достижения поставленной цели авторы выделяют следующие задачи:

- определить особенности технологии и организации мультимодальной перевозки;

- проанализировать экономические показатели транспортных предприятий для формирования методики оценки эффективности мультимодальных перевозок.

В процессе проведения исследования автором изучены работы российских и зарубежных ученых в сфере мультимодальных перевозок и управления ими с помощью современных электронных технологий.

Было рассмотрено более 50 исследований в области прямых смешанных перевозок. Из них для проведения анализа были отобраны работы, посвященные непосредственно мультимодальным перевозкам по таким критериям, как: актуальность исследования в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации и ведомственной целевой программой Министерства транспорта Российской Федерации «Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации»; соответствие основным тенденциями развития мультимодальных транспортных систем; наличие в работе прогрессивных решений наиболее актуальных задач.

После проведения анализа исследований были сопоставлены их результаты, выделены основные направления и практическая значимость. Обозначены требующие внимания задачи и пути их решения

Эффективность мультимодальных перевозок в значительной степени зависит от правильности планирования маршрута. Чтобы избежать непредвиденных простоев, мультимодальному транспортному оператору необходимо тщательно просчитать график движения каждого вида транспорта с учетом времени, требуемого для остановки в пунктах перегрузки и стоянками в пути.

Для построения оптимальных графиков и маршрутов используются следующие нормативы обслуживания мультимодальных перевозок:

• количество грузоперевозок (тысяч тонн);

• время осуществления перевозки (суток);

• интенсивность поступления (отправления) грузов (тонн/сутки);

• размер партии (тонн);

• общее число поставок (единиц);

• частота поставок в сутки;

• интервал поставок.

Исходя из приведенных нормативов, осуществляется расчет оптимального размера партии и организация транспортно логистического взаимодействия при мультимодальных перевозках.

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года ориентирована на преображение и инновационное развитие национальной транспортной системы для удовлетворения потребностей экономики и общества при их современном развитии в качественных и конкурентоспособных транспортных услугах.

Такое развитие немыслимо без эффективных мультимодальных перевозок, а для России, имеющей огромные территории и удачное геополитическое расположение, эффективные мультимодальные перевозки имеют важное значения для выхода на международный рынок транспортных услуг.

Сформулированная цель транспортной стратегии, которая подразумевает интеграцию России в мировую транспортную сеть и расширение доступа российских операторов на рынки других государств, приведет к повышению значимости России в мировой транспортной политике и преобразованию мультимодальных перевозок в источник дохода от экспорта услуг.

Список литературы и источников:

Абалкин Л.И./ Логика экономического роста - Абалкин – Москва. Издательство: РАН. Институт экономики. 2002 – 228с.

BubnovaG.V., EfimovaO.V., SokolovY.I., AkopovaE.S. (2019). Management of risks and economic processes in Russian railways OJSC in digital economy. Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy (pp. 320–325). DOI 10.1007/978-3-319-90835-9_37

Drozdov N.A., Vasilenko M.A, Kuzina E.L., Tagiltseva J.A., Nadolinskiy P.V., Barashyan V. Yu. (2021) Algorithm For Making Management Decisions In A Digital Enterprise. // EpSBS - Volume 107 - ISCKMC 2020. Doi: 10.15405/epsbs.2021.05.339.

Tagiltseva J.A., Drozdov N.A., Vasilenko M.A, Kuzina E.L., Laponogova A.A., Magomedov S.Sh. (2021). The System Approach To Making Management Decisions Under Uncertainty Companies. EpSBS EpSBS - Volume 107 - ISCKMC 2020. Doi: 10.15405/epsbs.2021.05.351

Терёшина Н.П., Сорока И.Ю. Управление затратами транспортной компании на основе процессно-ориентированного подхода // ТДР. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-zatratami-transportnoy-kompanii-na-osnove-protsessno-orientirovannogo-podhoda (дата обращения: 12.12.2022).

Просмотров работы: 139