ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ

Мушегян А.О. 1, Васильченко А.В. 1, Скичко Е.М. 1, Прокопова А.М. 1
1Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трудовые условия осуществления деятельности на предприятиях транспорта в течение последних десятилетий занимали особое внимание исследований – это обуславливается возросшей значимостью управления и корпоративной этики в широком круге отечественных компаний.

Так, рассматривая организации, чья деятельность непосредственно связана с логистикой и транспортом, предоставлением услуг по передвижению граждан и прочих видов деятельности транспортной сферы, стоит отметить, что от эффективной организации труда и общего соблюдения современных принципов устойчивого развития данного направления зависит итоговая результативность деятельности организации. Кроме того, создание эффективной системы управления трудовыми ресурсами увеличит качественные характеристики деятельности организации - однако у данного направления есть ряд проблем, связанных с общей сложностью и необходимостью учета множества факторов, в том числе и специфических особенностей.

Основная цель статьи - произвести комплексный теоретический анализ современного состояния развития методологии классификации и повышения эффективности форм организации труда в транспортной компании в условиях устойчивого развития и сформировать пути её совершенствования для предприятий железнодорожного транспорта.

Рассматривая железнодорожную отрасль, важно отметить особое значение специфических особенностей, связанных с трудовыми ресурсами – именно человеческий капитал становится двигателем преобразований железнодорожных компаний; однако, в то же время, именно их деятельность имеет особое значение в экономическом развитии Российской Федерации – это определяется, в первую очередь, высокой инвестиционной привлекательностью. Как экономический субъект, железнодорожная компания выступает в качестве особой ячейки, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров – это диктует особую значимость человеческой деятельности в рамках компании, поскольку именно человек выступает в качестве главного управляющего данным процессом. Деятельность железнодорожной компании неразрывно связана с человеческим капиталом, от эффективного управления которым зависит итоговые результаты хозяйствования [3].

Эффективное управление в рамках железнодорожной компании требует создания сложной системы, внутри которой взаимодействие будет происходить с учетом множества аспектов; причем ведущим из них становится распределение трудовых обязанностей – организация труда персонала с целью эффективного функционирования компании. Это предполагает построение таких отношений между персоналом, в рамках которого осуществляемые трудовые операции будут иметь взаимообусловленный, дополняющий и в тоже время не дублирующий характер. Особенно остро это касается планирования перевозок железнодорожным транспортом, поскольку в таком случае от организации труда зависит построение процесса организации перевозок. [4].

Принципы устойчивого развития, или ESG принципы – это совокупность интеграции трех аспектов деятельности компаний, а именно экология, социум и управление, каждый из которых диктует ряд определенных характеристик [2]. Говоря про социальные принципы, важно отметить такие характеристики, как условия труда персонала, охрана труда, наличие трудового распорядка, социальные гарантии, дополнительные (надбавочные) выплаты. Социальные принципы направлены на равную степень оплаты труда и защиту прав работников организации, предоставляют возможности по дополнительным условиям труда; иначе говоря, они выступают индикаторами правильной организации труда с позиции охраны здоровья и защиты прав трудящегося. Помимо прочего, с социальными критериями соотносится такая характеристика, как рациональность применения человеческого капитала, которая предполагает формирование такой трудовой обстановки, в рамках которой трудовые ресурсы будут осуществлять собственные функции эффективно и без соприкосновения основных полномочий [1]. Высокие показатели при анализе социальных принципов являются поводом для привлечения высококвалифицированных специалистов. В условиях железнодорожного транспорта, социальные принципы с позиции их влияния на качество функционирования компании, и сам процесс организации труда, занимают главенствующую роль. Например, рассматривая состав поезда, можно выделить такие показатели социальных принципов, как равнозначное распределение количества дневных и ночных часов работоспособности между работниками; кроме того, ночные часы передвижения, зачастую, подлежат надбавочной оплате, что выступает фактом стимулирования деятельности работника. Помимо этого, социальные принципы предполагают реализацию равного вклада работников в общие трудовые функции, что соотносится с величиной их заработной платы. Любые переработки или дополнительные обязанности оплачиваются в качестве дополнительных премиальных средств, что также служит стимулом к более эффективной организации деятельности. Работа в условиях устойчивого развития, зачастую, имеет коллективно-творческий характер, распределенный на задачи, которые в дальнейшем, в зависимости от коллектива, распределяются индивидуально или же решаются совместно; однако в условиях железнодорожного транспорта, такой подход не всегда реализуется в полной мере. Трудовые аспекты деятельности являются неразрывной частью разработки методологии классификации и форм организации труда в транспортной (железнодорожной) компании. Это диктует необходимость обновления современных классификаций и методологий с позиции внедрения принципов устойчивого развития (в частности, социально-управленческих аспектов) в систему организации труда.

Непосредственно перед структурным дополнением и формированием методологии классификации и повышении эффективности форм организации труда в железнодорожных компаниях, важно определить алгоритм данного процесса:

Определение принципов, закладываемых в методологию.

Формирование структуры организации труда (по различным критериям, а именно: целесообразность, экономичность, согласованность, прозрачность и действенность).

Интеграция в структуру организации труда методологических принципов.

Согласование структуры с формами труда (коллективно-творческая форма).

Внедрение системы поощрений (треугольной, или трехуровневой).

Интеграция системы поощрений с формами и структурами организации труда.

Формирование единой системы.

Гибкие принципы управления предполагают согласованную деятельность как руководителей, так и их подчинённых; в частности, в рамках деятельности по организации железнодорожной перевозки, это позволит сохранить слаженную работу команды. Возможным направлением может стать распределение задач в соответствии с квалификацией и уровнем навыков отдельного сотрудника и интеграцией всех задач в виде единой цели деятельности команды [5].

Согласно представленному алгоритму можно выделить следующие аспекты системы:

Методология строится на принципах современного управления, с учетом интеграции ESG-критериев. В частности, ориентация уходит больше в уклон на социально-управленческие факторы. Так, это предполагает соблюдение принципов: равенства, разделения полномочий, индивидуально-коллективного распределения задач, поощрения/наказания за выполнение/невыполнение задач, дополнительную оценку личного вклада сотрудника, справедливое вознаграждение сотрудников, гибкость и адаптивность системы.

Структура предполагает распределение сотрудников на различные группы (от 1 чел. и выше) в соответствии с квалификацией и возможностью реализации отдельных задач, соответствующих полномочиям. В таком случае, рабочие места в команде распределяются по задачам и соотносятся с ответственностью отдельных групп.

Включение во вышеизложенную структуру принципов устойчивого развития, а именно равнозначное распределение обязанностей и полномочий, возможность участия женщин в составе руководства, а также выплата премий в соответствии с личным вкладом.

Форма организации труда строится на основе командно-индивидуального вклада сотрудников с ориентацией на достижение конкретных задач, а как следствие реализацией намеченных целей.

Использование практики ОАО «РЖД» по наличию трехуровневой системы поощрений, где на 3 (низшем) уровне стоит личный вклад сотрудников (технологические основы работы команды), на втором уровне отмечается их согласованность (экономическая целесообразность действий) и на первом коллективная деятельность (позволяет реализовать безопасную деятельность команды). В этой системе максимальное поощрение заключено в рамках первой ступени, а минимальной, в третьей.

Соотнося систему поощрений можно выделить факт того, что малые группы (в составе от 1 человека и более) реализуют мелкие задачи, что предполагает соответствие третьему уровню; согласованная деятельность всех групп позволяет достичь эффекта второго уровня; достижение главной цели позволяет реализовать первый уровень. В таком случае, чем выше уровень, тем выше поощрение. Помимо этого, важно объективно оценивать личный вклад каждого сотрудника.

Таким образом, в форме единой системы представленная методология будет иметь следующий вид (рис. 1):

Экология

Принципы

Социальный аспект

Управление

Коллективное выполнение

Структура организации труда

Групповое распределение

Система организации труда

Индивидуальные задачи

Общая коллективная деятельность

Деятельность групп

Система поощрений

Личный вклад

Рисунок 1. Методология совершенствования классификации и повышения эффективности форм организации труда

Стоит отметить, что описание текущей методологии позволяет отметить её вариативность и гибкость – это определяется отсутствием зависимости таких категорий, как принципы, структура организации труда и система поощрений – они выступают в качестве отдельных преобразований, которые могут дополняться и изменяться в соответствии с запросами конкретной организации. Учитывая деятельность железнодорожной компании, это позволяет периодически обновлять систему организации труда на основе изменения отдельных её составных частей. Сама система организации труда в таком случае является объединением трех категорий и их более мелких системообразующих элементов. Все это позволяет многократно распределять обязанности среди персонала на основе описанных выше механизмов.

Помимо прочего, важным преимуществом формируемой системы является возможность постепенной реализации задач – это предполагает групповое распределение коллектива (группы по группам задач, отдельных людей (персонал) на отдельные задачи, а в целом их деятельность позволит достичь коллективного результата с наличием индивидуального вклада каждого).

Таким образом, представленная система позволяет организовывать коллективно-индивидуальную форму деятельности персонала с учетом современных тенденций устойчивого развития (влияния ESG факторов) и эффективной системой поощрения (а как следствия мотивации) персонала на достижение максимальной согласованности в деятельности. Наличие принципов управления в системе организации труда позволяет реализовывать равенство всех субъектов управления в их сложной взаимосвязи. Кроме того, распределение сотрудников в зависимости от компетентности, полномочий и возможностей позволяет сформировать наиболее слаженные малые группы, работающие над конкретными задачами, требующими отдельных навыков.

Следовательно, современные принципы устойчивого развития являются довольно перспективным направлением совершенствования деятельности многих организаций. Рассматривая процесс управления на примере организаций железнодорожного транспорта, можно отметить, что наибольшую значимость в их деятельности занимают человеческие ресурсы, от эффективного использования которых зависит итоговая результативность показателей функционирования железнодорожной компании. С этой позиции, особую значимость приобретают новые формы интеграции принципов устойчивого развития и современных методологий организации труда персонала в деятельности компании, что предоставляет колоссальные возможности улучшения структуры управления и достижения целей и задач деятельности.

Список литературы и источников:

Макеев В.А. Корпоративная культура и социальная ответственность в управлении организацией. // Армия и общество. 2009. №3. C. 71-77.

Мусостов Р.З., Албастов А.Р., Юсупов А.М. Менеджмент компании по принципу устойчивого развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №12-4. C. 201-204.

Окунева Т.В., Шестопалова О.Н. Культура труда работников как фактор реализации корпоративной стратегии управления транспортным предприятием // Вопросы управления. 2021. №4 (71). C. 137-150.

Остапюк Б.Я. Принципы эффективного управления железнодорожным транспортом в системе национального хозяйства в условиях глобализации // БИ. 2014. №10. С. 192-197.

Тебекин А.В. Реализация принципа "задача-предписание" системы научного управления Ф. Тейлора в современных условиях социально-экономического развития // Вестник МФЮА. 2021. №1. С. 7-20.

Просмотров работы: 27