АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Дроздов Н.А. 1, Рыскин Д.Ю. 2, Ахмедова Турадж Заджалалетддин кызы 2, Лиманчук Л.Н. 2
1Донской государственный технический университет
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Планирование повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности транспортных компаний связано с разработкой новых показателей оценки результативности. Важнейшим принципом, на который эти показатели должны опираться, является принцип системности – все разрабатываемые показатели должны быть взаимосвязаны с производственными процессами, их элементами. В данном исследовании речь идет о взаимосвязи показателей оценки качества и эффективности, построении системы показателей, которая может быть использована в дальнейшем для автоматизации работы предприятий транспортной отрасли. Это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Каждый представленный в настоящей статье показатель включает в себя различное число переменных, каждая из которых определяется аналитически. При проектировании системы автоматизированного управления планированием ресурсов, а также при системном управлении планированием на предприятиях транспортной отрасли необходимо понимать, какой набор параметров необходим для вычисления того или иного показателя. Таким образом, возникает проблема информационного обеспечения планирования качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности транспортных компаний. Решение поставленной проблемы возможно, на наш взгляд, путем построения системы таких показателей с идентификацией всех зависимостей между ними.

Обеспечение эффективности деятельности транспортных организаций связано с максимизацией полученного эффекта при минимизации затрат. В общем виде экономический транспортный эффект представляет собой разность между результатами хозяйственной деятельности организации и произведенными затратами на их достижение. Применительно к транспортным организациям выделяют различные виды экономических эффектов: экономический эффект от перевозок, экономический эффект от модернизации инфраструктуры, экономический эффект принципа интермодальности и пр. Повышение экономической эффективности является ключевым фактором принятия хозяйственных решений.

Эффект и эффективность планируемых мероприятий являются производными от комбинаций других переменных: затрат, доходов, реализованных рисков, штрафных санкций и пр. Отследить эти взаимосвязи не всегда просто, т.к. переменных много и не всегда понятно, как именно нужно их учитывать в планировании.

Целью статьи является разработка системы взаимосвязанных показателей оценки качества и эффективности планируемых организационно-технических мероприятий в транспортных организациях.

Планирование затрат в повышении качества и эффективности деятельности транспортных организаций должно быть согласовано с целями планирования предприятий на различных уровнях, а кроме того, включать в себя поэтапное применение разработанных критериев. Транспортная организация заинтересована в обеспечении снижения непроизводительных затрат и получении экономического эффекта от реализации мероприятия, улучшении деловой репутации, а также соблюдении принципов корпоративной социальной ответственности [1]. Данные составляющие необходимо учитывать при планировании затрат при формировании организационно-технических мероприятий [2]. Таким образом, структурная схема информационного обеспечения планирования повышения качества и эффективности деятельности транспортных организаций представлена на рисунке 1.

 

ПРОЙДЕНО

ПРОЙДЕНО

Рисунок 1. Структурная схема планирования повышения качества и эффективности деятельности транспортных организаций

Системность оценки обусловлена взаимосвязью между всеми показателями – каждый показатель можно представить как функцию многих переменных, где в качестве аргументов выступают другие показатели. Информационное обеспечение методических рекомендаций по планированию затрат в повышении качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности транспортных организаций представлено на рисунке 2.

Показатель производительного риска планируемого организационно-технического мероприятия определяется следующим образом: экспертным методом оцениваются параметры ошибок прогнозирования значений по двум показателям: планируемым капитальным и эксплуатационным затратам на реализацию организационно-технического мероприятия [3]. Оценка производится по схожей методике, как и в случае с показателем непроизводительного риска. Каждый эксперт должен ответить на два вопроса: на какую долю, по его мнению, может быть отклонение реальных капитальных и эксплуатационных затрат от предполагаемых, а также с какой вероятностью это произойдет в обоих случаях [4]. Рассчитать показатель оценки экономического риска увеличения капитальных и эксплуатационных затрат предлагается по следующей формуле (1):

(1)

показатель экономического риска, связанный с увеличением капитальных и эксплуатационных затрат на реализацию планируемого организационно-технического мероприятия;

вероятность увеличения капитальных затрат планируемого организационно-технического мероприятия, оцененная k-м экспертом;

степень увеличения капитальных затрат планируемого организационно-технического мероприятия, оцененная j-м экспертом;

– коэффициент квалификации j-го эксперта;

количество экспертов.

Рисунок 2. Система показателей оценки планируемых организационно-технических мероприятий в транспортных организациях

Необходимо учитывать приведенные к начальному периоду капитальные и эксплуатационные затраты [5]. Для этого используется ставка дисконтирования r, равная прогнозируемым значениям годовой инфляции с поправкой на годовое снижение рентабельности капитала. На транспорте существует практика определения ставки дисконтирования равной учетной ставке за какой-либо календарный год [6,7].

Cкорректированные показатели капитальных и эксплуатационных затрат на планируемое мероприятие могут быть вычислены по формулам (2) и (3):

(2)

(3)

–капитальные вложения, необходимые для реализации какого-либо мероприятия, вложенные в момент времени z, руб.;

– эксплуатационные затраты, необходимые для реализации какого-либо мероприятия, вложенные в момент времени t, руб.

n1 – число периодов времени, в течение которых осуществляются капитальные вложения в мероприятие, лет.

n2 – число периодов времени, в течение которого осуществляется какое-либо мероприятие и имеются эксплуатационные затраты на него, лет.

– ставка дисконтирования, применяемая для приведения капитальных затрат К к начальному периоду времени в период времени n1.

ставка дисконтирования, применяемая для приведения эксплуатационных затрат Э к начальному периоду времени в период времени n2.

Внетранспортный эффект от сокращения непроизводительных сверхнормативных затрат для планируемых хозяйственных мероприятий предприятий транспортной отрасли определяется по формуле (4):

(4)

сэкономленные затраты общественного производства при реализации хозяйственных решений на транспортных предприятиях, руб.

дополнительные выгоды общества от повышения качества работы транспортного предприятия, руб.

Показатель оценки непроизводительных затрат без учета качества работы включает в себя три составляющие: понесенные штрафы и юридические издержки, а также необходимые последующие затраты транспортного предприятия, эксплуатационные или капитальные, необходимые для восстановления территории и ликвидации последствий транспортного воздействия [8]. Он может быть представлен в формуле (5).

(5)

необходимые последующие затраты (эксплуатационные), которые направлены на ликвидацию последствий транспортного воздействия и восстановление территории, руб.

непроизводительные сверхнормативные затраты, возникающие вследствие несоблюдения принципов корпоративной социальной ответственности и чрезмерного транспортного воздействия, руб.;

штрафы и юридические издержки транспортного предприятия возникающие вследствие несоблюдения принципов корпоративной социальной ответственности и чрезмерного транспортного воздействия, руб.

Формирование мероприятий плана осуществляется согласно построенной морфологической модели по компонентам транспортного воздействия [9]. На рисунке 3 представлена морфологическая модель формирования и мероприятий плана.

 

ПЛАН

Оценка эффективности

Рисунок 3. Морфологическая модель формирования организационно-технических мероприятий в планировании затрат транспортных организаций

Таким образом, происходит поэтапное применение разработанных показателей и критериев оценки планируемых организационно-технических мероприятий, в результате которой те мероприятия, которые не способствуют снижению непроизводительных затрат, а также не ориентированы на повышение внетранспортного эффекта не обеспечивают экономической эффективности и должны быть заменены другими [10]. Вырабатываемые хозяйственные решения будут ориентированы на снижение непроизводительных сверхнормативных затрат и повышение корпоративной социальной ответственности.

Итак, в статье был рассмотрен вопрос формирования системы показателей, необходимых для информационного обеспечения планирования повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности транспортных организаций. В соответствии со структурной схемой планирования, на основе представленных показателя и критерия оценки экономического эффекта и эффективности планируемых мероприятий, составлена система показателей, позволяющая наглядно представить связи между различными параметрами и переменными, необходимыми для оценки мероприятий. Применение представленной системы осуществляется в соответствии с морфологической моделью, позволяющей вычленить только те организационно-технические мероприятия, которые направлены на повышение не только отраслевого, но и внетранспортного эффекта, а также на снижение непроизводительных затрат транспортных компаний.

Список литературы и источников:

Kyriacou A. P., Muinelo-Gallo L., & Roca-Sagalés O. (2019). The efficiency of transport infrastructure investment and the role of government quality: An empirical analysis. Transport Policy, 74, 93–102. http://dx.doi.org/10.1016/j.tranpol.2018.11.017.

Barrientos F., Moral A., Rodríguez J., Martínez C., Campo F., Carnerero R., Parra M., Benitez J. M., & Sainz G. (2016). Knowledge-based minimization of railway infrastructures environmental impact. Transportation Research Procedia, 14, 840–849. http://dx.doi.org/10.1016/j.trpro.2016.05.032.

Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. К вопросу о подходах к принятию безопасных управленческих решений / Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование» - 2017 -№ 8 (147). С. 70-77 (журнал, включен в Перечень рецензируемых научных изданий до 30.11.2015 г., №1097, (дата включения 01.12.2015 г., №741)

Galkina E., Pochekaeva O. and Zheleznova N. (2021). Optimization of the costs of a transport company in the implementation of multimodal transport. Russian Journal of Water Transport, 123-132. http://dx.doi.org/10.37890/jwt.vi69.228.

Macheret D. A., & Kudryavtseva A. V. (2016). On assessment of investments efficiency in innovation projects. Railway economy, 12, 21–26.

Vasilenko M., Kuzina E, Galkin V and Drozdov N. (2021). Managing the Development of the Environmental Protection System in Transport Companies. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science.666. 062079. http://dx.doi.org/10.1088/1755-1315/666/6/062079/

Василенко М.А., Галкин В.А. Командообразование в формировании управленческого потенциала организаций транспорта / Сборник научных трудов "Транспорт: наука, образование, производство". Том 4. Технические и гуманитарные науки. Рост. гос. ун-т. путей сообщения. Ростов н/Д, 2020. с. 131-135

Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. Совершенствование механизма принятия управленческих природоохранных решений / Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование» - 2017 -№ 9 (148). С. 51-59

Drozdov N. A., Kuzina E. L., Vasilenko M. A., Tagiltseva J. A., Sheremetieva N. A., Semibratova S. V. (2019). Algorithm For Assessing The Extra-Sectoral Effect Of Improving Organization Quality. In SCTCMG 2019 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism, 1, 789-797. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.105.

Vasilenko M. A., Drozdov N. A., Kuzina E. L., & Tagiltseva Y.A. (2018). Directions of Transport Development in Advanced Marketing. In 2018 IEEE International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies" (IT&QM&IS), 1, 172–176. http://dx.doi.org/10.1109/itmqis.2018.8525106.

Просмотров работы: 39