Современному обществу требуется постоянное увеличение объемов транспортного обслуживания, повышенная надежность, безопасность и качество перевозок населения и грузов. Транспортная проблема обычно комплексная и распространяется в различных областях регулирования управления и контроля. Поэтому тема управление внетранспортным эффектом важна для разработки стратегии развития транспортных компаний.
Транспорт является межотраслевым комплексом, обеспечивающим материальный обмен товарами и услугами между хозяйствующими субъектами рынка и межличностные связи населения [5]. Железнодорожное транспортное средство оказывает влияние на практически все отрасли производства материальной продукции, взаимодействующих с ними. Железнодорожный транспорт оказывает влияние практически на все отрасли производства, потому что осуществляет процесс перевозок и служит инструментом создания оптимальных условий развития страны и повышения качества жизни людей [6]. Чтобы оценить экономическую эффективность на железнодорожном транспорте, необходимо оценить и сопутствующие, и связанные эффекты, то есть внетранспортный эффект.
Внетранспортный эффект способствует сохранению жизни и здоровья населения, выпуску дополнительной продукции, снижению издержек по еёпроизводству, экономии времени пассажиров в пути и прочих результатах в различных сферах жизни человека и общества [4].
Классификация видов внетранспортного эффекта, возникающие вследствие совершенствования транспорта – разнообразны (таблица 1).
Таблица 1. Влияние видов внетранспортного эффекта на развитие транспорта
Виды внетранспортного эффекта |
Мероприятия по развитию и совершенствованию транспорта |
Развитие путей сообщения |
Использование природных ресурсов и создание производства в районах нового освоения. |
Повышение сохранности грузов |
Ускорение оборачиваемости оборотных средств, сокращение затрат от иммобилизации материальных ресурсов. |
Ускорение доставки грузов |
Экономия за счет снижения затрат на содержание рабочей силы, механизмов и складских хозяйств. |
Повышение транспортной обеспеченности производства |
Улучшение межрайонных связей, ускоренное развитие районов тяготения. Выравнивание уровня экономического и социального развития районов. |
Повышение равномерности, регулярности и надежности работы транспорта |
Экономия транспортных затрат за счет переключения грузов на более дешевый вид транспорта. |
Улучшение взаимодействия видов транспорта, согласованности работы с клиентурой |
Повышение ритмичности производства, сокращение потерь из-за недостаточных поставок сырья. |
Специализация подвижного состава, развитие контейнерных и пакетных перевозок |
Сокращение качественных и количественных потерь перевозимых грузов. Экономия расходов на создание и хранение текущих и страховых запасов. |
Природоохранные мероприятия |
- Уменьшение загрязнения окружающей природной среды, их воздействия, шума, вибрации на здоровье людей, растительный и животный мир; - Предотвращение истощения природных ресурсов; - Отчуждение земель и других природных ресурсов и пр. |
Повышение безопасности на транспорте |
- Сокращение количества и тяжести транспортных происшествий, аварийных ситуаций и ущерба, наносимого ими окружающей среде (природной среде и нетранспортному имуществу); - Уменьшение ущерба от утраты, порчи и повреждений перевозимого груза, от задержек грузов и пассажиров в пути следования. - Уменьшение ущерба, наносимого здоровью людей. |
К внетранспортному эффекту функционирования и развития транспорта региона относится вызванная им экономия общественных затрат на производство и транспортировку продукции, а также другие виды экономического, социального или иного эффекта, которые возникают на транспорте или за его пределами [2].
Внетранспортный эффект состоит из двух групп взаимосвязанных компонентов (рисунок 1).
Э кономические компоненты внетранспортного эффекта включают результаты реализации инновационных, инвестиционных проектов и учитывают при проведении комплексной оценки эффективности [3]. Однако стоит отметить, что ненадежная работа транспорта, отсутствие удобного транспортного обеспечения приводят к потерям, которые являются недополученным внетранспортным эффектом, который можно реализовать при оптимальном развитии транспортной системы страны [1].
Компоненты
Экономические
Социальные
Изменение доходов сторонних организаций и населения в результате реализации проектов
Изменение количества рабочих мест в регионе
Изменение бюджетных расходов на создание эквивалентного количества рабочих мест
Изменение условий труда работников
Изменение структуры производственного персонала
Изменение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней
Увеличение стоимости компаний в результате развития транспортной инфраструктуры и роста экономической, инвестиционной привлекательности района тяготения
Изменение надежности снабжения регионов отдельными товарами
Экономия свободного времени населения
Сокращение потерь от ДТП
Повышение качества и безопасности транспортного обслуживания
Сокращение затрат в непроизводственных отраслях
Рисунок 1. Взаимосвязь компонентов внетранспортного эффекта
Мероприятия, приносящие наибольший внетранспортный эффект, на предприятиях железнодорожного транспорта представлены на рисунке 2.
Мероприятия
строительство новых железнодорожных линий
повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров
развитие контейнерных, мультимодальных перевозок
повышение уровня безопасности движения поездов
Рис. 2. Мероприятия, приносящие наибольший внетранспортный эффект на предприятиях железнодорожного транспорта
Главная проблема внетранспортного эффекта заключается в том, что не все показатели можнопродумать с точки зрения стоимости, а о размере эффекта можно судить только приблизительно. Такжеможно сделать вывод, что полный переход на экономико-статистическое моделирование социально-экономических показателей развития регионов может быть осуществлен только при наличии достаточно надежных регрессионных взаимосвязей. Такие зависимости должны быть установлены с использованием динамических моделей.
Список литературы и источников:
Drozdov N. A., Vasilenko M. A., Kuzina E. L., Tagiltseva Ju. A., Prokopova A. M., Korenyakina N. N. (2021). Modelling as transport service quality and efficiency increase. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS), Volume 117 - International Conference on Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (SCTCMG 2021). Article no: 219, Pр. 1659-1667 Doi: 10.15405/epsbs.2021.11.219
Nunes P., Pinheiro F., Brito M.C. (2019). The effects of environmental transport policies on the environment, economy and employment in Portugal. Journal of Cleaner Production. Vol. 213, pp. 428–439.
Забненков В.С., Мойсиевич Н.В. (2012). Комплексная система показателей конкурентоспособности видов транспорта. Речной транспорт (XXI ВЕК). №2 (56), с. 60-67
Соколов Ю. И., Лавров И. М., Аникеева-Науменко Л. О., Галабурда В. Г. (2018). Оценка внетранспортного эффекта от повышения качества грузовых перевозок. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vnetransportnogo-effekta-ot-povysheniya-kachestva-gruzovyh-perevozok.
Терешина Н.П., Абрамов А.П., Галабурда В.Г., Рышков А.В. (2002). Методы оценки конкурентоспособности транспортной продукции с учетом внетранспортного эффекта. Экономика железнодорожных дорог. №4, с. 23-33.