ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Студенты с ОВЗ особенно нуждаются в поддержке в плане укрепления, сохранения и поддержания физического здоровья.

Данная тема является актуальной, поскольку в настоящее время с развитием общества меняются взгляды и отношение к проблемам людей с инвалидностью. Общество стремится обеспечить реализацию всех прав и свобод людей, имеющих инвалидность, без дискриминации. Для качественного образования в вузе нужно создать обстановку, в которой студентам с ограниченными возможностями здоровья будет комфортно. Студенты данной группы могут заниматься вместе с другими студентами, но организация их физического воспитания будет иметь свои особенности. [1]

На данный момент в вузах физическое воспитание для данной группы студентов не обеспечивает в полной мере их физическую подготовленность.

Цель исследования: изучить особенности процесса проведения физической культуры для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов. Мы поставили перед собой следующие задачи:

1) Изучить научную литературу по теме физического воспитания в ВУЗе для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов.

2) Рассмотреть особенности физического воспитания в вузе для студентов с ОВЗ.

3) Предложить пример проведения физической культуры для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.

4) Сформулировать выводы о методах физического воспитания студентов данной группы.

Методы исследования. В качестве методов исследования для решения поставленных задач мной была изучена и проанализирована научно-методическая литература по теме физического воспитания в вузе для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов.

Результаты исследования и их обсуждение.

Студент с ограниченными возможностями здоровья — индивид, имеющий физические отклонения, он сохранен интеллектуально, но имеет незначительные отклонения в развитии, препятствующие участвовать в традиционном образовательном процессе. Такие студенты нуждаются в специальных учебных программах и методах обучения. [2]

Каждый человек, вне зависимости от состояния здоровья и особенностей организма, имеет право на получение достойного профессионального образования. Физическое воспитание в вузах - учебная дисциплина, которая является обязательной. Она направлена на индивидуальный, деятельный подход в организации учебного процесса. Вследствие чего способствует положительным изменениям в физической и социальной сферах студентов, в том числе студентов с ограниченными возможностями здоровья. [6]

Некоторые поступившие в ВУЗ студенты определятся в специальную медицинскую группу, согласно заключению врача. Инвалидность может быть разной: долгосрочной, временной или рецидивирующей. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития студентов распределяют на следующие группы: основная, подготовительная и специальная. [3]

Рассмотрим виды ОВЗ. Различают следующие категории лиц с нарушениями в развитии: с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с множественными нарушениями. [4]

Особенность физического воспитания для студентов с ОВЗ в вузе заключается в том, что у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью различной нозологии есть особые образовательные потребности, которые обусловлены особенностями их организма.

Так, например, для студентов с нарушением слуха необходимо создать специальные условия развития с использованием остаточного слуха и различных форм коммуникаций.

Образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения, с одной стороны, включают в себя потребности, свойственные как слабовидящим, так и слепым, а с другой стороны - свойственные каждой из категорий отдельно. [5]

При физическом воспитании обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, нужно помнить о видах спорта, имеющих интеллектуальную направленность.

Перед преподавателями стоят следующие задачи в работе с такими студентами: предупреждение прогресса болезни, улучшение состояния здоровья, адаптация студентов к внешним факторам. Я выделила следующие принципы при работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья:

Индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая особенности его организма;

Предотвращение наступления утомления;

Чередование умственной и практической деятельности;

Использование специального оборудования и инвентаря;

Помощь каждому студенту, внушение веры в собственные силы.

Усложняет проведение занятий то, что упражнения физической культуры для групп основного отделения в вузе, не могут быть в полной мере использованы при организации физической культуры для студентов специальной медицинской группы, имеющих различные заболевания.

Очень важным в таком случае является умение преподавателя подобрать адекватные средства реабилитации и нагрузок. Необходимо использовать наиболее рациональные методы физического воспитания, исходя из состояния здоровья студентов и учитывая медицинские противопоказания. [3]

Преподавателями разрабатывается комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение и поддержание здоровья. Это могут быть подвижные занятия физкультурой в спортивных, тренажерных и плавательных залах, имеющих специальное оборудование и инвентарь, или на открытом воздухе. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия видами спорта, имеющими интеллектуальную направленность. Чтобы повысить уровень физической подготовленности студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в университетах нужно создавать площадки, оборудованные специализированными тренажерами общеукрепляющей направленности. [4] Важным является и формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой, воспитания сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни. [6]

Для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов только такой подход будет правильным, потому что разнообразность нозологий, а также отсутствие мотивации к физическому развитию требуют особенного индивидуального подхода к студенту с определенными образовательными потребностями и студента-инвалида, составления подходящего комплекса занятий физического развития. [6]

На основании изученного материала мной предложен следующий вариант составления комплекса и проведения занятия. Рассмотрим его.

Начать можно с упражнений по дыхательной гимнастике:

Сделать глубокий выдох и выдох 4 раза.

Сделать выдох, затем сделать глубокий вдох носом. Пауза. Далее медленный выдох через нос.

Далее упражнения для правильной осанки:

Принять правильную осанку, затем сделать шаг от стены, держа спину прямо.

Принять правильную осанку у стены, отойти на 2 шага вперед, присесть и встать, после чего снова принять правильную осанку.

Далее упражнения на мышцы спины:

Разведя руки в стороны, сделать круговые движения в плечевых суставах.

Движение руками в стороны и вверх.

Движение руками вверх и за голову, по 4 счета в каждом из положений.

После упражнения для укрепления мышц живота:

Лежа на спине, держа руки вдоль туловища, поочередно поднимать ноги на 45º.

Упражнение «Велосипед».

Лежа на спине, делать круговые движения ногами.

Упражнения для мышц ног:

Ходьба по прямой с перешагиванием через инвентарь (например, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.)

Упражнение в парах: по гимнастической скамейке ходьба навстречу друг другу, держа руки за головой. При встрече разойтись, не упав со скамейки и сохранив правильную осанку.

Упражнения на координацию:

Лежа на спине, поднять ногу и корпус вверх, руки упираются в поясницу, локти поставлены на пол. Держаться в этом положении 10 секунд, после опустить корпус.

Стоя на ноге, руки разведены в стороны. На выдохе медленно сделать наклон вперед. На вдохе – вернуться в исходное положение.

И в заключение упражнения на расслабление:

Сжимание и разжимание кистей.

Сидя по-турецки, принять правильную осанку.

Круговые движения кистей, затем предплечий, после движения в плечевых суставах.

Выводы:

Таким образом, изучив научно-методическую литературу по теме физического воспитания в вузе для студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов, можно сделать следующие выводы.

Физическое воспитание в вузе для студентов с ОВЗ имеет свои особенности. Таким студентам в наибольшей степени нужна поддержка в достижении положительной динамики в их оздоровлении. При работе с данной группой студентов очень важно правильно подобрать нагрузку, составить комплекс упражнений. Кроме того, преподаватели должны способствовать их успешной социальной интеграции в вузе.

В ходе работы были рассмотрены разновидности групп, на которые подразделяются студенты с ограниченными возможностями, задачи, стоящие перед преподавателем в работе с данной группой студентов, особенности физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья, принципы при работе с ними, сложности при проведении занятий, предложен свой вариант занятия по физической культуре.

Правильно организованные занятия физической культуры повышают физическую подготовленность студентов специальной медицинской группы, способствуют реабилитации их состояния здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Статья «Адаптивная физическая культура для студентов с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://infourok.ru/statya-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-6251683.html / (Дата обращения: 29.10.2022).

Адырхаев, С. Г. К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / С. Г. Адырхаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 459-465. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8889/ (Дата обращения: 29.10.2022).

Гареев Д.Р., Могилевская Т.Е. Занятия физической культурой в вузах для студентов с ограниченными возможностями и студентов специальных групп. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zanyatiya-fizicheskoy-kulturoy-v-vuzah-dlya-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-i-studentov-spetsialnyh-grupp/viewer / (Дата обращения: 01.11.2022).

Методические рекомендации для занятий физкультурой лицам с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/sport/2c0a65625b3ad79b5d53b89421216c26_0.html / (Дата обращения: 29.10.2022).

Стародубцев М.П. Особенности физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях инновационной образовательной среды вуза. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://vuzirossii.ru/publ/osobennosti_fizicheskogo_vospitanija_studentov_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja_i_invalidov_v_uslovijakh_innovacionnoj_obrazovatelnoj_sredy_vuza/36-1-0-7759 / (Дата обращения: 29.10.2022).

Лукина Л.Б., Резенькова О.В., Кучукова Д.Д. «Организация физического воспитания в условиях инклюзивного образования в вузе» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://phsreda.com/ru/article/75803/discussion_platform / (Дата обращения: 29.10.2022).

Просмотров работы: 725