Статистические методы оценки оптимальности товарных запасов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Статистические методы оценки оптимальности товарных запасов

Танцура А.А. 1, Степанова С.М. 2
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
2Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Запасы создаются в промышленности, розничной, оптовой торговле, на предприятиях и организациях различных форм собственности и направлений деятельности. Товарные запасы – это количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определённую дату. Конечная цель товарного запаса – быть проданным. Товарный запас не приносит своему владельцу ничего, кроме затрат и убытков; прибыль приносит только товарооборот. [4]

В целом, предприниматели, создавая запасы товарно-материальных ценностей, руководствуются следующими основными мотивами:

1. Поддержание непрерывности производственного (торгового) процесса.

2. Сезонность.

3. Наличие скидок при покупке крупной партии товаров, а также снижение издержек, связанных с размещением и доставкой крупного заказа.

4. Инфляция и возможные спекуляции на росте цен.

5. Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия.

6. Упрощение процесса управления предприятием.

Классификация товарных запасов: изображена на рис.1.

 

Рис. 1 Классификация товарных запасов[3]

На предприятии в наличии должен быть оптимальный запас, обеспечивающий бесперебойную работу при заданном минимуме затрат. Значительное его превышение ведёт к ненужному омертвлению средств, а слишком маленький запас грозит потерей прибыли и клиентов из-за неудовлетворённого вовремя спроса. Оптимизация запасов осуществляется по двум основным критериям:

минимизация издержек;

максимизация удовлетворения спроса. [2]

Существуют различные методы оценки оптимальности товарных запасов, к которым относятся:

опытно-статистический метод;

метод технико-экономических расчетов

группа экономико-математических методов.

Они базируются на имеющейся на торговом предприятии информации о фактических товарных запасах и объеме розничного товарооборота.

Опытно-статистический метод (метод экспертных оценок или эвристический метод) основан на анализе статистической отчётности о запасах. Чем детальнее анализ, точнее представление об уровне, структуре, динамике и оборачиваемости товарных запасов, тем результативнее работа по определению оптимального размера. Определение оптимума запаса происходит путём оценки его состояния в прошлом и субъективного понимания перспектив его изменения. При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью, скользящей средней. Разновидностью экономико-статистического метода расчета норматива товарного запаса является метод удельных приращений. В основе метода удельных приращений лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.[1]

Метод экспертных оценок– это способ прогнозирования и оценки будущих результатов действий на основе прогнозов специалистов. При применении метода экспертных оценок проводится опрос специальной группы экспертов (5-7 человек) с целью определения определенных переменных величин, необходимых для оценки исследуемого вопроса.

Математические модели управления запасами позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита. Модель Уилсона является простейшей моделью управления запасами. Она описывает ситуацию закупки продукции у внешнего поставщика, которая характеризуется следующими допущениями:

затраты на осуществление заказа не зависят от размера заказа;

интенсивность потребления является постоянной величиной;

затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру;

время поставки заказа является известной и постоянной величиной;

отсутствие запаса (дефицит) является недопустимым.

Входные параметры модели Уилсона:

1. v – скорость потребления запаса, ед. тов./ед. времени;

2. s – затраты на хранение запаса, руб./ед. тов./ед. времени;

3. K – затраты на осуществление заказа, включающие оформление и

доставку заказа, руб.;

4. td – время доставки заказа, ед. времени.

Выходные параметры модели Уилсона:

1. Q – размер заказа, ед. тов.;

1. L – общие затраты на управление запасами в единицу времени,

руб./ед. времени;

2. τ – период поставки, то есть время между подачами заказа или

между поставками, ед. времени;

3. ho – точка заказа, т.е. размер запаса на складе, при котором надо

подавать заказ на доставку очередной партии, ед. тов.

Формула Уилсона имеет следующий вид:

, где Qw -оптимальный размер заказа

График затрат на управление запасами в модели Уилсона представлен на рис. 2. [2]

Рис. 2 График затрат на управление запасами в модели Уилсона

Таким образом, с ростом размера партии заказа снижаются операционные затраты по размещению заказа (затраты первой группы) и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе организации (затраты второй группы) и наоборот. Модель Уилсона позволяет оптимизировать размер партии заказа таким образом, чтобы совокупная сумма затрат была минимальной.

Метод технико-экономических расчётов состоит в том, что объём товарного запаса по каждой ассортиментной позиции разбивается на отдельные элементы:

1. Запас, обеспечивающий время, необходимое на приёмку, проверку и подготовку товаров к продаже (Зпр).

2. Текущий (рабочий) запас, обеспечивающий наличие товарной

массы в ассортименте, обеспечивающем постоянный выбор товаров

в соответствии с покупательским спросом, т.е. это запас который должен

постоянно находиться в торговом зале для показа реализуемых товаров и

непосредственного их отпуска покупателям (Зраб).

3. Запас для обеспечения бесперебойной продажи товаров в период

между очередными завозами (Зз).

4. Гарантийный (страховой) запас (Зстр), создаваемый для обеспечения бесперебойной работы предприятия при нарушении сроков и размеров поставок товаров, для увеличения в отдельные периоды товарооборота в связи непредвиденным ростом спроса населения и т.п. Определяется в процентах по отношению к торговому запасу, исходя из конкретных условий и потребностей торговой организации. [4]

Формула определения оптимума товарного запаса i-го наименования товара выглядит следующим образом:

Ni = Зпр + Зраб + Зз + Зстр .

Общий оптимальный размер товарных запасов по совокупности товаров представляет собой сумму оптимумов:

N = ∑Ni .

В процессе анализа запасов выявляют отклонения имеющихся в наличии товарных запасов от установленного норматива. Для этого определяют фактические текущие товарные запасы на первое число каждого месяца в сумме по розничной цене и в днях. Эти показатели сравнивают с нормативами. [3]

В настоящее время существует большое количество разнообразных методов оптимизации запасов. Рассмотрим применение данных моделей для совершенствования системы управления запасами ООО «Медис».

Потребность медицинского центра в запасах медицинских расходных материалов (в количественном измерении) представлена в таблице 1.

Таблица 1

Потребность в запасах медицинских принадлежностей

По формуле Уилсона определим: какой объем должен заказывать медицинский центр для одной поставки; частоту заказов; точку заказа.

Используем модель Уилсона:

= 2339 ед.

Годовые затраты на управление запасами мягкого инвентаря равны:

=5,964 тыс. руб.

Подача каждого нового заказа должна производиться через:

=0,4785 года или 175 дней

Заказ следует подавать при уровне запаса, равном:

=201 ед.

Проведенные расчеты показали, что оптимальный размер заказа мягкого инвентаря составляет 2339 единиц. Подача нового заказа должна быть произведена через 175 дней при уровне запаса на складе 201 единица. В этом случае годовые затраты на управление запасами мягкого инвентаря составят 5,964 тыс. руб.

Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечить устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса населения и тому подобное. На предприятии в наличии должен быть оптимальный запас, обеспечивающий бесперебойную работу при заданном минимуме затрат. Значительное его превышение ведет к ненужному омертвлению средств, а слишком маленький запас грозит потерей прибыли и клиентов из-за неудовлетворенного во время спроса.

Список литературы:

Коробов М.Я. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий: Учеб. Пособие. – М .: Т-во "Знание", К00, 2015. – 378с.

Наговицин Л.П. Как управлять товарными запасами / Лидия Павловна Наговицин. – М.: Изд-во "Экономика", 2017. - 111 с.

Новиков Д.Т. и др. Управление материальными ресурсами / Новиков Д.Т., Гретченко А.И., Захаров А.Н., Нестеров Н.А.. – М.: Знание, 2015. – 64с.

Статистика в коммерческой деятельности: учебное пособие для студентов 2 курса направления подготовки 100700 «Торговое дело (коммерция)» / Н. В. Дюженкова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2019. – 112 с. – 50 экз. – ISBN 978-5-8265-1278-4.

Просмотров работы: 59