Методы анализа покупательского спроса - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Методы анализа покупательского спроса

Цапырина М.Р. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кто владеет информацией, тот владеет миром. А тот, кто понимает покупателей и умеет работать со спросом, получает высокую прибыль. Поэтому анализ потребительского спроса — важная составляющая любого бизнеса. Предприниматель, который не уделяет ему достаточного внимания, со временем рискует не просто понести убытки из-за залежавшихся на складе товаров, но и оказаться вынужденным «свернуть» свое предприятие.

Для того, чтобы лучше разобраться в данной теме, кратко охарактеризуем понятие спрос. Спрос — это желание и возможность клиента купить определенный товар на рынке.

Потребительским он называется потому, что продукт приобретается покупателем для личного использования, а не для последующей перепродажи [3].

Существуют факторы, которые могут привести к изменению величины спроса, среди них:

Уровень доходов населения;

Цены и уровень спроса на сопряженные (взаимодополняемые и взаимозаменяемые) товары;

Размеры рынка и предложения;

Количество покупателей;

Предпочтения и вкусы покупателей, национальная специфика потребления;

Изменение потребительских ожиданий, которые зависят от изменения цен на товары и услуги или изменения доходов [1].

Для изучения покупательского спроса требуется комплексный анализ, который помогает получить полную и достоверную информацию о необходимых товарах, за которые готовы платить потребители, поэтому такой анализ очень важен для предприятий торговли. Существуют различные методы изучения покупательского спроса в оптовой и розничной торговле.

Оптовые предприятия применяют следующие методы анализа спроса:

Метод оперативного учета продаж товаров и движения товарных запасов в прошлом периоде;

Метод изучения и обобщения заявок и заказов от оптовых покупателей;

Метод исследования и обобщения заявок со стороны розничных предприятий торговли на централизованные поставки товаров;

Метод учета и анализа неудовлетворенного спроса оптовиков;

Метод проведения конъюнктурных и ассортиментных совещаний с потребителями.

В розничных предприятиях торговли применяются следующие способы исследования покупательского спроса:

Анализ товарооборота, оборачиваемости товаров и товарных запасов;

Изучение реализованного и нереализованного спроса со стороны населения.

Также нужно, отметить, что товарооборот, являясь выражением спроса, отражает только реализованные потребности покупателей. Однако, существуют и нереализованные потребности, а именно, неудовлетворенный спрос.

Основные причины неудовлетворенного спроса:

Отсутствие в продаже нужных потребителю товаров;

Слишком высокая цена на товары, которая не соответствует текущим доходам населения.

Чтобы изучить неудовлетворенный спрос, применяются листы учета неудовлетворенных потребностей, которые ведут продавцы, контрольные листки, заполняемые самими покупателями, принимаются заказы на товары, отсутствующие в продаже, проводятся дни учета неудовлетворенных потребностей. В конце дня или в конце месяца продавцы должны предоставить своим директорам собранную информацию, и после данная информация будет анализироваться руководством.

Методами изучения реализованного спроса являются:

Сплошное статистическое обследование;

Выборочное обследование;

Балансовый метод [2].

Кроме того, проведение анализа начинается со сбора информации. Получить ее можно несколькими способами:

провести опрос;

изучить конкурентов и поставщиков;

сделать пробный запуск рекламы, который покажет, стоит ли вкладываться в данный продукт [3].

Завершающей и обобщающей задачей изучения покупательского спроса является подготовка конъюнктурного обзора директором магазина. Обзоры проводятся ежемесячно и ежеквартально. В них дается анализ выполнения плана товарооборота, перечень товаров, отсутствующих в продаже, и товаров, на которые спрос удовлетворяется неполностью; приводятся замечания и предложения покупателей по качеству, оформлению, фасону, упаковке изделий, имеющихся в продаже.

Если изучение спроса проводилось по определенным товарам, то указывается также объем проданных товаров и дается подробная характеристика изменения спроса на них. В конъюнктурных обзорах отражается также спрос населения на одноименные товары, изготовленные различными предприятиями, и отзывы покупателей о товарах-новинках, поступивших в продажу за истекший период [5].

Мы разобрали методы анализа покупательского спроса и в дополнении хотелось бы рассказать про достаточно полезный сайт «Яндекс.Вордстат». Это сервис Яндекса, который определяет какие поисковые запросы пользователи вводили в поисковую строку и сколько раз за последние 30 дней.

В «Яндекс.Вордстате» содержится база данных по запросам, которые пользователи вводили в поисковик. Что можно отследить:

Частоту запросов — количество показов. По ним можно сделать вывод о востребованности товара, его популярности.

Историю запросов. Она покажет повышение и снижение потребительского спроса, влияние времени года на интерес покупателей. Сервис помогает определить общее направление поведения целевой аудитории [3].

«Вордстат» также покажет результаты поиска по регионам. Если в нашем регионе мало поисковых запросов, это не прямой показатель отсутствия спроса, но повод задуматься и лучше поисследовать рынок. Возможно, регион насыщен обычными магазинами люди редко покупают в интернете. 

Ещё один полезный срез сервиса — динамика за последний год. Так мы можем увидеть сезонность и тенденцию на снижение или повышение спроса [4].

Давайте на конкретном примере посмотрим, как работает данный сайт. К примеру, в строчку поиска наберем «купить елка» и посмотрим стоит ли продвигать данный товар в Московской области.

Дата последнего обновления 19.12.2022, за 19 дней данное сочетание слов в Московской области искали 306054 человек. Также, если посмотреть историю запросов по месяцам, то можно увидеть, что в октябре спрос начинает расти (84158 просмотров), а ноябре просмотры поднимаются на 221304 единицы (за ноябрь 305462 просмотров).

В итоге можно сказать, что спрос на елки достаточно большой, но этот товар сезонный т.к. весной, летом и осенью число просмотров минимальное. С этим товаром целесообразно выходить на рынок в октябре, но не стоит забывать про конкуренцию и многие другие факторы.

В заключении всего вышесказанного, можно сказать, что данная тема достаточно актуальна и будет актуальна всегда. Методы анализа покупательского спроса помогают понять предпринимателю насколько покупатель заинтересован в товаре и после анализа, можно будет выстроить стратегию продаж так, чтобы суметь удержать целевую аудиторию.

Список литературы

Останкова Виктория Андреевна. Факторы, влияющие на спрос и предложение / Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 20.02.2022. — URL https://spravochnick.ru/ekonomika/faktory_vliyayuschie_na_spros_i_predlozhenie/ (дата обращения: 20.12.2022).

Попова Екатерина Петровна. Изучение потребительского спроса // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 14.10.2022. — URL https://spravochnick.ru/ekonomika/spros/izuchenie_potrebitelskogo_sprosa/ (дата обращения: 20.12.2022).

Степанова Любовь. Анализ потребительского спроса: какие методы используют и как провести его самому // Workspace — URL: https://workspace.ru/blog/faktory-vliyayushchie-na-povedenie-pokupatelya-i-metody-analiza-potrebitelskogo-sprosa/ (дата обращения: 20.12.2022).

Касаева Маргарита. Анализ спроса на продукт: цели, факторы, методы, пошаговый план и трактовка данных //Yagla — URL:https://yagla.ru/blog/marketing/analiz-sprosa-na-produkt-celi-faktory-metody-poshagovyy-plan-i-traktovka-dannyh--2204m94955/ (дата обращения: 20.12.2022).

Деятельность коммерческой организации "Сибинструмент" // Студенческая библиотека онлайн. studbooks.net — URL: https://studbooks.net/929357/marketing/zadanie_izuchenie_pokupatelskogo_sprosa (дата обращения: 20.12.2022).

Просмотров работы: 295