Организация проектной деятельности по страноведению на уроке иностранного языка в школе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Организация проектной деятельности по страноведению на уроке иностранного языка в школе

Жирнова В.Р. 1
1Шуйский Филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который приводит к освоению ценностей, культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опыта профессиональной и творческой деятельности, которые сохраняют и развивают духовные и материальные достижения человечества.

Социокультурная, экономическая и политическая ситуация в современной России формирует у общества реальные потребности в знании иностранных языков. Сегодня государство и школа заинтересованы в развитии у обучающихся практических умений в области иностранных языков, которое обеспечивают возможность международного сотрудничества и приобщения к мировой культуре.  Страноведческие составляющие – важная часть понимания языка и культуры народа. Информация о других странах, часто входит в материалы по предметным олимпиадам и экзаменационным материалам. Для того, чтобы правильно использовать некоторые слова или фразы, необходимо знать их происхождение, а также знать ситуации в которых разрешено их применять, имея факты или сведения из истории, литературы или политической действительности страны изучаемого языка. Страноведческая информация помогает учащимся правильно самостоятельно думать и оценивать окружающий мир [1].

Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. В преподавании живых языков с конца XIV века на первое место наряду с устной речью выдвигается ознакомление с реалиями страны изучаемого языка. Особенно это было характерно для немецкой лингводидактической школы. В нашей стране различные сведения о том или ином государстве, преподаваемые в процессе обучения языку, принято называть страноведением, в Германии - культуроведением (kulturkunde), в Американских учебных заведениях существуют курсы языка и территорий (language and area), во Французской методической школе бытует понятие "язык и цивилизация" (langue et civilisation). Английскими коллегами используется теория linguacultural studies - "лингвокультурные исследования". Такой огромный пласт информации требует иных подходов к содержанию и организации обучения [4].

Традиционный подход к обучению иностранному языку не в полной мере отвечает современным требованиям, поэтому существует необходимость применять новые методы обучения, позволяющие формировать у обучающихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи. Одним из актуальных методов в преподавании иностранного языка является метод проектов, поскольку он представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, что даёт обучающимся возможность самостоятельно изучить ту или иную тему, выразить своё отношение, свою точку зрения на тот или иной аспект изучаемой проблемы. Метод проектов предоставляет педагогу и обучающимся широкие возможности при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе [5].

С конца XX века проектная методика активно используется на занятиях английского языка в школе. В основе метода проектов лежит формирование и развитие умений и знаний с помощью поиска решений для определенной практической проблемы. Таким образом, проектная деятельность оказывает влияние не только на формирование языковых умений и навыков обучающихся: благодаря работе с проектами у обучающихся развиваются умения самостоятельного поиска необходимой информации, самоанализа своей деятельности, работы в группе, а также происходит формирование умений использовать современные технические средства для реализации своих потребностей. Таким образом, помимо использования поисковых ресурсов сети Интернет обучающиеся развивают умения работы с программами для разработки презентаций (Power Point, Google Slides).

Следует отметить, что метод проектов направлен на самостоятельную индивидуальную или групповую деятельность обучающихся и предусматривает решение определенной проблемы с двух разных сторон. С одной, решение проблемы, используя разнообразные методы и средства обучения в совокупности, а с другой - умение применять знания из разных областей [3].

Учебные проекты бывают многогранны, их можно подразделить по времени на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; по количеству участников на индивидуальные, парные, групповые и коллективные. Все они плавно трансформируются в учебный процесс.

Основная цель занятий по английскому, согласно стандартам ФГОС, — это формирование коммуникативной компетентности. Это означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке. Лингвострановедческая компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции, так как обеспечивает коммуникацию на уровне идентификации понятий, ассоциаций и образов, возникающих у людей в процессе общения. Лингвострановедческая компетенция представляет собой систему национально кодифицированных фоновых знаний, обеспечивающих адекватную коммуникацию с носителями языка. Эффективному формированию лингвострановедческой компетенции способствует обучение, раскрывающее особенности культуры страны, историю, обычаи и традиции родной страны и страны изучаемого языка. Родная культура осваивается наиболее глубоко благодаря взаимодействию со схожими и различными способами восприятия и обстоятельствами в иной культуре и при взаимодействии с ними.

Формирование лингвострановедческой компетенции основывается на ценностной ориентации обучающихся на саморазвитие и знание иностранных языков. Ознакомление с новой культурой, традициями и устоями в процессе изучения языка в значительной степени влияет на духовный мир, развитие личности ученика и повышает его интерес к предмету. [2]

   Но прежде, чем задавать детям соответствующее задание нужно научить их правильно подготовить проект, создать его, оформить и защитить. Поэтому несколько уроков (часть от урока), факультатива, кружка нужно посвятить обучающей работе. На таких занятиях учим детей находить проблемы и интересные вопросы в страноведении, правильно формулировать название проекта, его цель и задачи, грамотно вести (выполнять проект), затем его оформить, увидеть возможные проектные продукты: календари, рекламные буклеты, презентации, доклады, видеофильмы, журналы, сценарии, телепередачи, школьные газеты и т.д. 

     Приведем примеры названий некоторых учебных проектов, которые хорошо входят в содержание как учащихся на основной ступени образования, так и в старшем звене.

Historical and cultural sights of London.

Prominent people of Great Britain.

Features of Greater London.

Features of the geography of Southeast and Southwest England.

Nature of North East and South East England.

West Midlands and East Midlands: tourist attractions.

Yorkshire and the Humber: typical England.

East of England – Geographical Attractions.

National holidays in the UK.

English fashion: history and modernity.

National cuisine of Great Britain.

The best universities in the UK.

Top US Universities.

New Year and Christmas in England.

English tea party.

Architecture of major cities in England.

Использование страноведческого подхода соответствует задачам, стоящим сегодня перед образованием, и способствует созданию более прочных основ для участия обучаемых в непосредственном и опосредованном диалоге культур [6].

В преподавании иностранного языка метод проектов должен использоваться с учетом специфики данного предмета. Например, следует помнить о том, что цель обучения заключается в освоении иностранной речи, то есть устное общение на иностранном языке во время урока является его неотъемлемой частью. Также проектная методика помимо коммуникативной компетенции стимулирует самостоятельную работу обучающихся.

Список литературы

Базанова А.С. Изучение страноведческого аспекта на уроках английского языка.  // Молодой ученый. – 2020, № 22 (312). – С. 511-512

Карасёв С. А. Глобализация английского языка и новые задачи методики его преподавания // Язык и межкультурная коммуникация. Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону: изд-во ИУБиП, 2005. -148 с.

Лемберг, С. Н. Метод проектов как средство совершенствования социокультурной компетенции учащихся основной и средней школы на уроках иностранного языка / С. Н. Лемберг // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – №10. – С. 119 – 130.

 Рубинштейн С.Л. Задачи и мотивы деятельности // Основы общей психологии. - М.: Педагогика. – 1989. – 243 с.

Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

Шамов, А. Н. Реализация лингвострановедческого подхода на уроках иностранных языков. // Иностранные языки в школе. – 2016, № 6. – 204 с.

Просмотров работы: 50