Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин

Татаринова В.М. 1
1ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России медико-фармацевтический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проведение маркетинговых исследований является самым необходимым 

условием разработки стратегии и тактики функционирования фармацевтической организации на современном фармацевтическом рынке. Ибо постоянное и тщательное исследование рынка позволяет организации разрабатывать и предлагать новые виды услуг обеспечивающие, удовлетворенность нужд потребителей на более высоком уровне по сравнению с конкурентами, успешное функционирование на рынке в данный период времени путем реализации конкурентоспособных услуг [3,16].

В ходе маркетинговых исследований целесообразно анализировать различные стороны деятельности организации. При этом особого внимания заслуживает изучение ассортимента реализуемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, на административной территории, где осуществляет свою деятельность фармацевтическая организация. Результатом изучения ассортимента будет определение ассортиментной стратегии фармацевтической организации, что позволит ей иметь в своем ассортименте все необходимые для клиента наименования в нужном количестве. Процедура ассортиментного планирования должна предусматривать определение стратегических приоритетов по поддержанию всего спектра хорошо продаваемых лекарственных средств, поскольку это может быть ключевым фактором для аптечных учреждений к увеличению закупок, по сравнению с которым ценовый фактор может отойти на второй план. Важное значение имеет анализ потребительских предпочтений в выборе услуги, мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж.
Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос о заболеваниях органов пищеварения и особенно печени. Широкая распространенность острых и хронических заболеваний печени, ранняя инвалидизация лиц трудоспособного возраста ставят поражения печени на одно из первых мест среди заболеваний желудочно-кишечного тракта. В общей сложности 20-30% населения страдает заболеваниями печени [17].
Гепатопротекторы - это лекарственные средства, повышающие устойчивость печени к действию повреждающих факторов, ускоряющие репаративно регенераторные процессы, способствующие восстановлению функциональной активности гепатоцитов . Несмотря на то, что мнение об эффективности этих лекарственных средств противоречивы, а экспериментальные исследования более оптимистичны, чем результаты клинического применения [17], число гепатопротекторов на фармацевтическом рынке неуклонно растет, они широко назначаются врачами, а многие из них включены в список лекарственных средств безрецептурного отпуска [17]. Широкое применение в качестве гепатопротекторов препараты Метионина.

Цель работы:

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин.

Задачи работы:

1. Определить значение и необходимость маркетинговых исследований на рынке лекарственных средств.

2. Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств.

3. Изучить товароведческую характеристику лекарственного средства ЛС МНН Метионин.

4. Провести маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин.

5.Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.

Разработать рекомендации по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на Основе ЛС МНН Метионин в аптечной организации.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе лекарственного средства МНН Метионин.

Методы исследования: контент-анализ официальных источников информации о ЛС, метод сравнения, обобщение и систематизация, статистический метод.

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств

Для того, чтобы правильно сформировать товарную политику и ассортимент, следует правильно и тщательно провести маркетинговые исследования рынка. В настоящее время проведением исследований занимаются профессиональные специалисты. Консультанты по маркетингу оказывают помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы производимые им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы, разработки новой продукции и т.д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.

Маркетинг - это процесс планирования и реализации мероприятий, связанных с созданием товара, ценообразованием, продвижением на рынок и распространением товаров, услуг и идей посредством обмена потребителей, и организации с целью удовлетворения потребностей. Концепция маркетинга подразумевает, что основной целью организации должно быть удовлетворение потребителей, а не максимизация прибыли. Другими словами, организация должна быть ориентирована на потребителя, стремиться к пониманию его потребностей и удовлетворять их быстро и эффективно таким образом, чтобы это было выгодно как потребителю, так и самой организации. Это означает, что любая организация должна стремиться получить как информацию о нуждах потребителей, так и сведения, которые помогут определить, каким образом эти потребности можно удовлетворить наиболее эффективно. Однако не стоит забывать о финансовых интересах самой организации, поскольку в условиях рыночной экономики это представляется невозможным [14].

Критически важной частью системы, обеспечивающей получение таких данных, являются маркетинговые исследования. Известны две школы маркетингового исследования: с одной стороны, сторонников формализации исследования и его результатов, т. е. использования количественных оценок, применения статистических и эконометрических моделей и т.д., и, с другой, сторонников неформального анализа, качественных оценок, графических моделей. В конкретных маркетинговых исследованиях часто соединяются высокая степень формализации исследовательского процесса (использования математического аппарата, методов статистического моделирования и т.д.) с неформализованной, описательной характеристикой изучаемых явлений и процессов, качественными оценками.

Методология маркетинговых исследований позволяет успешно сочетать оба эти направления.

Следует подчеркнуть, что наиболее широко в перечне методов маркетингового анализа используются следующие статистические методы: абсолютные, средние и относительные величины; динамические ряды и ряды распределения; группировки; индексный анализ; графический метод, трендовые модели, методы экспертных оценок.

Выбор методов анализа диктуется рядом факторов: сущностью изучаемых процессов и явлений, степенью срочности получения выводов, структурой сведений, доступностью или ограниченностью информации, возможностями применения компьютерной технологии и др. [1, 14].

Маркетинговые исследования позволяют повысить качество принимаемых управленческих решений, предоставляя релевантную, точную и своевременную информацию. Каждое конкретное решение предполагает предъявление уникальной потребности в информации. Информация, которая может быть получена в результате проведения маркетингового исследования, способствует разработке адекватных стратегий.

Маркетинговые исследования - это процесс, обеспечивающий связь организации с потребителями и общественностью через информацию, которая используется для выявления маркетинговых возможностей и проблем; генерирования, корректировки и оценки маркетинговых мероприятий; мониторинга маркетинговой деятельности; улучшения понимания маркетинга как процесса. В ходе маркетингового исследования получают информацию, необходимую для решения имеющихся проблем, разрабатывают методы сбора информации, проводят ее анализ и формулируют рекомендации, которые доводят до заинтересованных лиц. Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности. Она должна быть актуальной, достоверной, целенаправленной, полной и релевантной.

Сбор информации о рынке, товарах и услугах, потребностях и их спросе, конкурентах и ценах осуществляется в процессе аудита - так называют маркетинговые исследования, необходимые для проведения ситуационного анализа внешней среды и деятельности самой организации [6, 14].

В настоящее время на мировом рынке доминирует концепция социально - этического маркетинга. Данной концепции вполне соответствуют задачи фармацевтического маркетинга. Наиболее полное определение этого вида маркетинга принадлежит Н. Б. Дремовой, согласно которому маркетинг в фармации - это управленческая деятельность аптечных организацией, по оптимальному удовлетворению потребностей населения в товарах для сохранения и укрепления здоровья, одновременно способствующая улучшению финансовых показателей аптечной организации и укреплению ее рыночных позиций в конкурентной среде. Основными задачами фармацевтического маркетинга являются формирование ассортимента товаров и постоянной покупательской аудитории, организация продаж и продвижение товаров, повышение удовлетворенности потребителей [8].

Как уже было отмечено выше, деятельность любой организации направлена как на удовлетворение нужд потребителей, так и на получение прибыли. В связи с этим необходимо стимулировать спрос, стараться заинтересовать потребителя и побудить его к совершению покупки. Однако спрос на лекарственные средства довольно специфичен, имеет ряд отличий по сравнению со спросом на другие товары [8, 21]

Стимулирование спроса на лекарства с помощью фармацевтического маркетинга ведет к прозрачности рынка, а попытки управлять спросом, контролируя потоки информации и ограничивая маркетинг, делают рыночные механизмы неэффективными.

Свободный поток информации жизненно важен для рыночной экономики, основная цель которой - удовлетворение нужд потребителей. В области здравоохранения пациенты, врачи и страховые компании делают выбор товаров и услуг, основываясь на собственных целях и оценках экономической ситуации. Для того чтобы сделать обдуманный выбор, каждый из этих игроков нуждается в полной информации о доступности, стоимости и качестве конкурирующих продуктов и услуг [6].

На эффективном рынке товаров для здоровья соотношение спроса и предложения постоянно меняется под воздействием информации, которая распространяется с помощью маркетинга. Такова классическая роль маркетинга в экономической системе. Правда, есть мнение, что, стимулируя спрос на продукты и услуги, маркетинг способствует повышению затрат на здравоохранение, принуждая систему без особой надобности и в чрезмерных объемах использовать препараты. Однако решения о ценности препарата лучше всего принимают потребители, знающие свои личные потребности и умеющие принимать верные решения о соотношении цены и качества если обладают качественной и правдивой информацией [21].

Конечно, система несовершенна, и иногда препараты используются не по назначению, однако их слабое использование из-за низкого уровня приверженности пациентов лечению или из-за того, что врач их не назначил, встречается куда более часто и стоит обществу значительно больше. По сравнению с другими видами лечения прием лекарств - обычно наиболее дешевый способ получения эффективных результатов, и недостаточное использование лекарств ведет к повышению затрат на лечение, а не к экономии.

Обычный маркетинг отличается от фармацевтического. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи. Другими словами, маркетинг в фармацевтическом бизнесе подразумевает анализ связи между потребностью и предложением, а также оценку влияний всех внутренних факторов системы на обеспечение населения медицинскими услугами и препаратами.

При этом деятельность фармацевтического маркетинга не ограничивается только реализацией медицинских препаратов.

Изучение фармацевтического маркетинга невозможно без определения ключевых понятий, входящих в его основу:

Потребность – это ощущение, основанное на нехватке чего-либо. Например, потребность человека в лекарственном препарате или услуге, вызванная заболеванием.

Спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Самый распространенный пример спроса в фармацевтике – рост продаж медикаментов от аллергии в весенний и летний сезоны.

Товар – все, что может удовлетворить потребность покупателя: продукция, услуга, идея и др.

Обмен – получение от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Рынок – это площадка, на которой продавец и покупатель осуществляют свою деятельность.

Фармацевтический рынок представляет собой важный сектор экономики страны, который требует ответственного подхода к работе, особенно в сфере маркетинга. Фармацевтический маркетинг должен сочетать в себе стимулирование продаж с обязательным соблюдением правил предоставления точной информации об услугах и препаратах.

Реклама медицинских препаратов сегодня ограничена множеством запретов. Так, запрещено рекламировать лекарственные средства, отпускаемые только по рецепту.

Фармацевтический маркетинг должен учитывать все особенности сферы своей деятельности, подходить к работе профессионально, чтобы потребитель в итоге получал фармацевтическую помощь высокого уровня.

Маркетинг в фармации представляет собой не только функцию бизнеса. Это широкий взгляд на всю сферу производства лекарственных препаратов и услуг, а также их реализацию; это социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на медицинские услуги.

Следует учитывать, что здесь в роли покупателей выступают пациенты, у каждого из которых свои потребности в медикаментах. Появление широкого ассортимента лекарственных средств порождает высокую конкуренцию среди фирм-производителей. Фармацевтический маркетинг способен влиять на то, какой препарат в итоге выберет потребитель.

Основным принципом маркетинга фармацевтической области является предоставление тех товаров и услуг, в которых нуждается потребитель. Для этого необходимо опираться на реальные потребности покупателей, сегментацию рынка, возможности всех инструментов маркетинга, инновации, планирование, нацеленность на долгосрочную перспективу.

Еще один принцип маркетинга в фармации – реализация только качественной продукции.

Таким образом, маркетинг - это большая управленческая среда. Она подразумевает, что фармацевтический маркетинг должен иметь в качестве цели установку на реализацию медицинских препаратов, которая в итоге приведет к благополучию потребителя и общества в целом.

1.2. Методы анализа ассортимента лекарственных средств

Современный фармацевтический рынок России характеризуется неуклонным ростом товарной номенклатуры. В течение последнего десятилетия произошло значительное расширение, пополнение и углубление ассортимента всех основных групп медицинских и фармацевтических товаров. Особенно выражена эта тенденция для лекарственных средств.

Если в начале 90-годов прошлого столетия в стране было разрешено к применению 1,5-2 тыс. наименований лекарственных препаратов, то в 2019 году данный показатель составил с учетом форм выпуска свыше 20 тыс. позиций. Произошли качественные изменения ассортимента, связанные с внедрением новых по механизму действия или химической структуре групп ЛС и отдельных оригинальных препаратов. Однако в большей степени увеличение товарной номенклатуры связано с регистрацией на фармацевтическом рынке России большого количества воспроизведенных препаратов - дженериков зарубежных и отечественных производителей.

Это существенно увеличило возможности выбора необходимых ЛС с учетом современных подходов к фармакотерапии различных патологических состояний, индивидуальных особенностей течения болезней, потребительских предпочтений конечных потребителей [2, 16].

Для работников служб и медицинских организаций здравоохранения, организующих лекарственное обеспечение населения, актуальной проблемой является формирование рациональной ассортиментной политики, способствующей как удовлетворению потребностей, так и укреплению рыночных позиций фармацевтической организации. С этой целью необходим детальный маркетинговый анализ ассортимента ЛС, зарегистрированных в МЗ РФ и разрешенных к лекарственному обращению на российском фармацевтическом рынке. В связи с этим кратко коснемся основных методов изучения ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.

В концепцию маркетингового анализа ассортимента ЛС, представленного на российском фармацевтическом рынке, разработанную сотрудниками Курского государственного медицинского университета (Н. Б. Дремова, Е. В. Репринцева, О. В. Хорлякова, Т. А. Олейникова), входят этапы подготовки систематизированного перечня ЛС, предназначенных для удовлетворения потребностей целевых сегментов фармацевтического рынка, и его анализа по целому ряду различных позиций, в том числе наименованиям действующих веществ, лекарственных препаратов, фирм и стран-производителей, по составу, происхождению, лекарственным формам, новизне и другим признакам. Данная концепция неоднократно апробирована на примере отдельных групп ЛС [16].

Кроме того, одним из главных условий формирования рациональной ассортиментной политики, которое позволяет увеличить емкость рынка и улучшить лекарственное обеспечение населения, является изучение конкурентоспособности ЛС. Дремовой Н. Б. с соавтором предложен алгоритм оценки конкурентоспособности ЛС для оптовых и розничных фармацевтических организаций. Поэтапное исследование включает отбор ЛС для сравнения, изучение параметров конкурентоспособности, вычисление их весовых коэффициентов, расчет интегрального показателя конкурентоспособности с учетом потребительского и экономического индексов. Результаты исследования позволяют выявить наиболее конкурентоспособные ЛС, которые можно рекомендовать для включения в ассортиментный портфель фармацевтической организации [11].

Для формирования ассортиментного портфеля закупок применимы также АВС и XYZ анализ. АВС анализ основан на законе Парето, или правиле 20/80, что означает получение 80% объема продаж за счет реализации 20% наименований товара. Эти товары составляют наиболее ценную группу - А, которая требует постоянного и скрупулезного учета и контроля, так как ее доля в ассортименте - 20 (15)%, а в продажах - 75-80%.

Группа В - менее важные товары: их доля в ассортименте 30 (20)%, а в продажах - 15-20%. Группа С - малоценные товары для аптеки, так как их доля в продажах - 5-10%, а в ассортименте - 50 (75)%. Таким образом, с помощью этого метода можно выявить наиболее важные ассортиментные позиции ЛС, которые обязательно должны входить в портфель закупок для реализации населению [3, 10].

В настоящее время разработаны различные модификации метода АВС-анализа. Примером может служить двухфакторный АВС-анализ по методике П. В. Грека, сущность которого заключается в сведении двухфакторного анализа в удобную визуальную форму по одному индексу, а также в замене кривой Лоренца, иллюстрирующей правило Парето, «Товарной петлей», хорошо показывающей оборачиваемость товара [5].

Также на сегодняшний момент является актуальным XYZ анализ. Группа Х включает в себя товары со случайными незначительными колебаниями; для них, как правило, прогноз реализации имеет высокую точность (50-55% от общего количества наименований ассортимента), поэтому возможно создание запасов. Группа Y состоит из товаров периодического потребления с известными тенденциями; при прогнозировании реализация товаров имеет среднюю точность прогноза (около 30% общего количества ассортимента). В группу Z входят товары без выявленной закономерности потребления, поэтому разрабатывать прогноз их потребления сложно или невозможно вообще (примерно 15-20% от общего количества ассортимента), поэтому эти товары закупаются по мере возникновения потребности [3, 10].

Следующий вид анализа - это VEN-анализ необходимо проводить совместно с АВС-анализом. VEN-анализ позволяет оценить рациональность (разумность) расходования финансовых средств. Для этого все выписанные пациентам лекарственные средства делят на три категории: V (англ. vital, жизненно-важные), E (англ. essential, необходимые), N (англ. non-essential, неважные). VEN-анализ позволяет оценить, лекарства какой категории преобладают в использовании. VEN классификация не может и не должна быть статичной. Категории каждого лекарственного средства должны периодически пересматриваться, оставаться прежними или изменяться. К тому же необходимо присвоение категорий важности новым лекарственным средствам, которые были включены в перечень лекарственных средств или формуляр. Это типично экспертная работа, результат которой в значимой степени зависит от подготовленности и опыта проводящего его специалиста.

Анализ ассортимента ЛС может проводиться и по врачебным назначениям. В этом случае анализ проводят по следующим источникам информации: рецептам, амбулаторным картам, историям болезни. Выборка может быть сплошной за определенный период времени (10 дней, месяц, квартал, год) или специальной (по отдельным врачам-специалистам, по отдельным видам заболеваемости и т.д.).

Обработку полученной информации можно проводить с помощью компьютерных технологий, для чего рассчитываются статистические характеристики выборки, коэффициенты интенсивности назначений (потребления), а также полнота (степень) использования ассортимента ЛС по фармако-терапевтическим группам [1, 9]. Довольно эффективными являются социологические методы исследования ассортимента, позволяющие в короткий срок получить оперативную информацию, основанную на общественном мнении. При этом могут использоваться такие способы получения информации, как анкетный опрос и интервьюирование. С помощью этих способов изучают демографическую и социальную структуру потребителей, влияние их индивидуальных запросов на общую картину спроса.

Существует математический алгоритм, позволяющий рассчитать величины действительного спроса на отдельные товары и использовать их при управлении формированием ассортимента. Кроме того, при социологических методах исследования ассортимента используется такой прием, как экспертные оценки - получение и изучение мнений специалистов в той или иной отрасли, имеющей отношение к рынку ЛС. К способам опроса экспертов относятся: интервьюирование, заочное анкетирование, смешанное анкетирование и деловые игры (метод, при котором вопросы эксперту не задаются, а фиксируются его реакции на изменение ситуации).

Для получения экспертных оценок, наиболее точно отражающих сущность анализируемого явления, к экспертизе необходимо привлекать высоко компетентных специалистов в данной области. Следует также помнить, что точность оценок зависит не только от компетентности экспертов, но и от их заинтересованности в результатах, от добросовестного отношения к работе как экспертов, так и организаторов [9]. Существует метод изучения ассортимента ЛС, называемый градуировкой. Данный метод представляет собой качественную оценку торговой номенклатуры конкретной организации с использованием атрибутивных и альтернативных характеристик.

ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛС МНН МЕТИОНИН

2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства МНН Метионин

МНН Метионин принадлежит к группе аминокислот. Его основной механизм действия - восполняющее дефицит аминокислот, гепатопротективное, метаболическое.

Русское название: МНН Метионин

Латинское название вещества Methioninum (род. Methionini)

Химическое название:

альфа-Амино-гамма-метилмеркаптомасляная кислота

Брутто-формула:

C5H11NO2S

Структурная формула:

Фармакологическая группа вещества МНН Метионин:

Метаболическое средство.

Код ATX: А05ВА.

Фармакологические свойства.

Незаменимая аминокислота, донатор подвижных метильных групп для синтеза холина, фосфолипидов, реализация липотропного эффекта.

Физико-химические свойства:

Молекулярная масса: 149.21 г/моль

Плотность 1,34

Температура плавления 270-273 ° С

Температура кипения 186 ° C рН 5.

Механизм действия: оказывает метаболическое, гепатопротекторное действие. МНН Метионин - незаменимая аминокислота - необходима для синтеза холина, с дефицитом которого связано нарушение синтеза фосфолипидов из жиров и отложение в печени нейтрального жира.

Показание к применению

Применение Метионина показано при болезнях печени, которые сопровождаются жировой инфильтрацией ее клеток (гепатоцитов):

при гепатозе, в том числе алкогольном и жировом;

при острой желтой атрофии органа и т.д.;

токсическом гепатите;

циррозе;

интоксикации.

Применение при беременности и в период грудного вскармливания

Исследований, подтверждающих безопасность МНН Метионина для плода при применении его в период беременности и безопасность для ребенка при применении в период грудного вскармливания, не проводилось.

Применение препарата при беременности и в период кормления грудью возможно только в случаях, когда предполагаемая польза для матери превышает возможный риск для плода и ребенка. Перед применением МНН Метионин, если Вы беременны или предполагаете, что Вы могли бы быть беременной, или планируете беременность, необходимо проконсультироваться с врачом.

Способ применения и дозы

Внутрь, за 30-60 минут до еды.

Взрослым: по 500 мг (2 таблетки) - 1,5 г (6 таблеток) 3-4 раза в день.

Детям старше 6 лет: по 250 мг (1 таблетке) - 500 мг (2 таблетки) 3-4 раза в день.

Максимальная разовая доза: взрослым - 1500 мг (6 таблеток), детям старше 6 лет - 500 мг (2 таблетки).

Максимальная суточная доза: взрослым - 6 г (24 таблетки), детям старше 6 лет - 2 г (8 таблеток).

Курс - ежедневно в течение 10-30 дней или 3 курса по 10 дней с 10-дневными перерывами.

Если после лечения улучшения не наступает или симптомы усугубляются, или появились новые симптомы, необходимо проконсультироваться с врачом.

Побочные действия: аллергические реакции, тошнота, рвота.

Симптомы передозировки: снижение артериального давления, тахикардия, спутанность сознания.

Лечение: симптоматическое.

Лекарственное взаимодействие

Взаимодействия с лекарственными препаратами не описаны.

При одновременном применении с леводопой ее эффективность уменьшается.

Применение МНН Метионина в сбалансированном соотношении с другими аминокислотами предупреждает его токсическое действие.

Особые условия

Следует назначать в балансе с другими аминокислотами. Несбалансированное применение МНН Метионина в больших дозах может оказать повреждающее действие на клетки печени и других органов.

Влияние на способность управлять транспортными средствами, механизмами.

Препарат не влияет на способность управлять транспортными средствами, работу с механизмами и занятия другими потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций.

Отпускается по рецепту.

2.2. Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Метионин, разрешенных к применению в Российской Федерации

Маркетинговый анализ ассортимента российского рынка ЛП на основе лекарственного средства «Метионин», проводился по числу торговых названий (ТН), по составу, по формам выпускам, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистраций на основе Государственного реестра лекарственных средств.

Изучение ассортимента российского рынка ЛП, выпускаемых на основе лекарственного средства «МНН Метионин», осуществлялось на основании данных Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС), справочника синонимов, Государственного регистра ЛС.

На основании таблицы 1 приложения дается характеристика ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Метионин:

1) по числу торговых наименований лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метионина: всего зарегистрировано 7 торговых наименований ЛС. Учитывая разнообразие дозировок и фасовок, число лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метионин составило 56.

Кроме того, на фармацевтическом рынке России существует 13 фармацевтических субстанций в форме субстанция-порошок отечественного производителя.

2) по составу: на основании изучения приложения №1, был изучен состав ЛП на основе МНН Метионин. Результаты анализа оформлены в таблице №1. Как видно из данных таблицы №1, на фармацевтическом рынке РФ 54 (97 %) монопрепаратов, комбинированных препаратов – 2 (3 %).

Таблица 1

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метионина по составу

Количество предложений

Состав

Монопрепарат

Комбинированный

Кол-во

Доля,%

Кол-во

Доля,%

56

54

97 %

2

3 %

Итого

54

97%

2

3%

Анализ таблицы №1 показал, что количество предложений на рынке всего – 56 ЛП, из них монопрепараты составляют 97% от общего количества предложений, комбинированные 3 % (рис.1).

Рисунок 1. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин по составу

3) по виду ЛФ: на основании таблицы 1 приложения, был изучен ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин. Результаты анализа представлены в таблице №2.

Таблица 2

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин, по форме выпуска:

Вид лекарственной формы

Количество

Доля,%

Таблетки покрытые оболочкой

9

16,0%

Таблетки покрытые пленочной оболочкой

31

55,4%

Капсулы

14

25%

Раствор для инфузий

2

3,6%

Итого

56

100%

Как видно из данных таблицы 2, ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Метионин предлагаются в виде 4-х видов лекарственной форм: таблетки, покрытые оболочкой; таблетки, покрытые пленочной оболочкой; капсулы; растворы для инфузий.

Рисунок 2. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин по форме выпуска

4) по производственному признаку: был изучен ассортимент лекарственных препаратов по странам - производителям и фирмам. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин по производственному признаку

Страна-

Производитель

Кол-во

Доля%

Фирма

Кол-во

Доля %

Россия

55

98%


ОАО "Марбиофарм"

2

3,6%


Общество с ограниченной ответственностью "Озон" (ООО "Озон")

30

53,6%

Акционерное общество "АВВА РУС" (АО "АВВА РУС")

6

10,6%

Открытое акционерное общество "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА")

1

1,8%

     

ООО «Полисан»

2

3,6%

     

АО «Нижфарм»

14

25%

Украина

1

2%


ПАО "Киевский витаминный завод"

1

1,8%

Итого:

56

100,0

7

56

100,0

Как видно из данных таблицы 3, ЛП на основе ЛС МНН Метионин предлагают 2 страны – изготовителя.

При анализе ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метионин по производственному признаку присутствуют как отечественные, так и зарубежные лекарственные препараты. В России производится – 55 (98%) ЛП, в Украине -1 (2%).

Отечественные лекарственные препараты исследуемого сегмента производят 6 фирмы – производителя: ОАО «Марбиофарм» - 3,6% (2 ЛП), ООО «Озон» 53,6% (30 ЛП), АО «АВВА РУС» 10,6% (6 ЛП), ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА" -1,8 % (1 ЛП), ООО «Полисан» 2 – 3,6 %, АО «Нижфарм» 14 - 25 %.

Зарубежные страны такие как - Украина производит 1 ЛП, что составляет 1,8 %.

Рисунок 3. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин по фирмам-производителям

5) Характеристика ассортимента по датам регистрации.

Были изучены даты государственной регистрации ЛП на основе ЛС МНН Метионин, на основании которых рассчитан индекс обновления ассортимента. Для расчета индекса обновления ассортимента считается число препаратов, зарегистрированных за последние 5 лет.

Индекс обновления ассортимента рассчитывается по формуле:

Y = , (1)

где n – число предложений на рынке, зарегистрированных в течение последний 3-5 лет,

N – общее число предложений на рынке.

Y =

Таким образом, индекс обновления ассортимента равен 0%. Данный результат показывает, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Метионин за последние 5 лет не обновлялся.

2.3 Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основеЛС МНН Метионин в аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метионин проводился на базе аптечной организации ИП Казаков А.Ю расположенной по адресу: г. Курск пр-кт. Кулакова 9. Аптечный пункт осуществляет реализацию фармацевтической продукции населению. Предлагает профессиональные услуги, а также широкий ассортимент фармацевтической и медицинской продукции.

Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин, разрешенных к применению в России и имеющихся в аптечной организации, представлена в таблице.

Таблица 4

Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин, имеющихся в аптечной организации

Торговое наименование

ЛФ, дозировка и фасовка

Фирма-производитель

Страна

Регистрац. номер, дата регистрации

МНН Метионин

Таблетки, покрытые оболочкой

Акционерное общество «АВВА РУС» (АО «АВВА РУС»)

Россия

№Р N 001209 23.03.2011,

ТН – 1

ЛП – 1

Фирм – 1

Стран – 1

1

Анализ данных из таблицы 4 показал, все препараты на основе лекарственного средства МНН Метионин, представлены в аптечной организации в форме таблеток, покрытых оболочкой.

Рисунок 4. Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС Метионин по видам лекарственных форм

Как видно из таблицы 4, в аптечной организации предлагается один препарат на основе ЛС МНН Метионин отечественного производства, фирмы-производителя Акционерное общество "АВВА РУС" (АО "АВВА РУС"), в дозировке 250 мг. №10.

На следующем этапе на основании дат регистрации был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин в фармацевтической организации. С этой целью были изучены даты государственной регистрации ЛП, содержащие МНН Метионин.

Для определения индекса обновления ассортимента проводится анализ ассортимента препаратов, зарегистрированных за последние 5 лет. В ассортименте фармацевтической организации ИП «Здравница» на основе МНН Метионина за анализируемый период 2018-2022г. препаратов нет. Таким образом, индекс обновления ассортимента составляет 0.

Рассчитанный индекс обновления в аптечной организации равен нулю, это говорит о том, что ассортимент препаратов на основе ЛС МНН Метионин в аптечной организации не обновлялся и недостаточно представлен современными лекарственными препаратами.

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин, предлагаемого на фармацевтическом рынке и в аптечной организации по показателям ассортимента

На заключительном этапе работы был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе МНН Метионин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ИП «Здравница» Казаков А.Ю г.Курск пр-кт Кулакова 9. Мы провели расчеты основных показателей торгового ассортимента: полноты ассортимента, глубины ассортименты.

1. Расчет показателя полнота ассортимента:

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты - Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 3 [2,9].

Kп = Пфакт / Пбаз (3)

где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Метионин представлен в одной форме выпуска.

В Государственном реестре зарегистрированы ЛП на основе ЛС МНН Метионин также в четырех лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,

Кп = 1:4=0,25

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,25 свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют не все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Метионина.

Расчет показателя глубина ассортимента.

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле (4) [3]:

Кг = Гфакт / Гбаз (4)

где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

В ассортименте аптеки имеется 1 ЛП на основе МНН Метионин, в Госреестре зарегистрированы 56 ЛП.

Значение коэффициента глубины равно:

Кг = 1:56 = 0,02.

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует малое количество наименований лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метионин.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 5.

На основе анализа мы выявили, что препараты, зарегистрированные за последние 5 лет, в ассортименте отсутствуют.

Таким образом, в результате анализа показателей ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин, разрешенных к применению на российском рынке, имеющихся в аптечном пункте установлено, что коэффициент полноты низкий –25%. Кроме того, из разрешенных к применению ЛФ в аптечной организации имеется только одна ЛФ - таблетки покрытые оболочкой. Коэффициент глубины оказался равен 2 %.

Таблица 5

Сравнительная характеристика ассортимента ЛС МНН Метионин

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

1

2

3

Группа по АТС классификации

Код АТХ: A05BA

МНН Метионин

Препараты для лечения заболеваний печени

Код АТХ: A05BA

МНН Метионин

Препараты для лечения заболеваний печени

Количество предложений

56

1

По составу

Монопрепараты - 97%

Комбинированные препараты – 3%

Монопрепараты - 100,0%

Комбинированные препараты – 0

Производственный признак

Зарубежного производства – 2%

Отечественного производства 98%

Зарубежного производства - 0%

Отечественного производства 100%

По видам лекарствен-ной формы

Капсулы; раствор для инфузий; таблетки, покрытые пленочной оболочкой;

таблетки, покрытые оболочкой

Всего-4

таблетки, покрытые оболочкой Всего-1

Коэффициент Глубины

1

0,02

Коэффициент Полноты

1

0,25

Индекс обновления

0

0

2.5. Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метионин в аптечной организации

В результате проведенного анализа ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метионин, разрешенных к применению на фармацевтическом рынке России и имеющихся в аптечной организации выявлено, что ассортимент аптечной организации нуждается в дополнении и обновлении.

Основными рекомендациями для аптечного пункта являются:

Отслеживать и поддерживать наличие лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метионин.

Расширить ассортимент ЛС аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармацевтическом рынке (исходя из анализа государственного реестра).

Дополнить ассортимент новыми ЛП в форме таблеток, покрытые пленочной оболочкой, в различной дозировке.

Рекомендованы для включения в ассортиментный «портфель» фармацевтической организации следующие ЛП на основе ЛС МНН Метионин:

Ремаксол (Инозин+Меглюмин+Метионин+Никотинамид+Янтарная кислота), ООО "Научнотехнологическая фармацевтическая фирма "ПОЛИСАН, дата регистрации 19.11.2009 г.

Эслидин (Метионин+Фосфолипиды) капсулы Акционерное общество "Нижегородский химико-фармацевтический завод" (АО "Нижфарм) 26.02.2008

Метионин таблетки, покрытые пленочной оболочкой; Открытое акционерное общество "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА") Россия 28.06.2010

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было определено значение маркетинговых исследований на рынке лекарственных препаратов. Изучение литературных источников показало важность проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке, а также необходимость применения различных методов анализа ассортимента ЛП. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. С помощью контент-анализа литературных источников изучены теоретические основы маркетинговых исследований, из которых видно, что они играют роль в фармацевтической деятельности. Основными и наиболее эффективными методами анализа ассортимента ЛС являются: ABC-анализ и XYZ-анализ.

2. Лекарственные препараты на основе ЛС МНН Метионин относятся к лекарственным средствам группы метаболические. Применяется для лечения заболеваний печени, протекающих с жировой инфильтрацией гепатоцитов: токсический гепатит, гепатоз (в т.ч. алкогольный), цирроз, дистрофия печени; интоксикации. Профилактика токсических поражений печени мышьяком, хлороформом, бензолом, алкоголем. В составе комбинированной терапии: дефицит белка различного происхождения, атеросклероз, сахарный диабет.

3. Ассортимент, разрешенный к применению на российском рынке ЛП на основе ЛС МНН Метионин, представлен 7 торговыми наименованиями в виде 56 лекарственных препаратов. Из них монопрепараты 97%, комбинированные 3%. Данные препараты выпускаются 2 странами и 7 фирмами. Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Метионин выпускается в капсулах, растворах для инфузий, таблетках покрытых пленочной оболочкой, таблетках покрытые оболочкой.

Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Метионин за 5 лет (2018-2022г.) не обновлялся.

4.На основе ЛС МНН Метионин в аптечной организации предлагается одно торговое наименование в виде одного лекарственного препарата. Данные лекарственный препарат на основе ЛС МНН Метионин выпускаются 1 страной (Россия) и одним производителем (Акционерное общество "АВВА РУС" (АО "АВВА РУС"). В аптечной организации все лекарственные препараты на основе ЛС МНН Метионин представлены в форме таблеток, покрытых оболочкой. Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Метионин за последние 5 лет не обновлялся. Из этого следует, что ассортимент фармацевтической организации нуждается в обновлении и приобретении в аптеку новых ЛС, зарегистрированных за последние 5 лет.

5. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП МНН Метионин на фармацевтическом рынке России, есть и зарубежного производства (Украина), и отечественного, но в аптеке представлены лекарственные препараты только отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления равно 0. Это говорит о том, что новые лекарственные средства не выпускаются и не регистрируются.

6. На основании проведенного исследования рекомендовано расширить ассортимент ЛС на основе МНН Метионин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент ЛП в форме капсул и растворов для инфузий.

Рекомендованы для включения в ассортиментный «портфель» фармацевтической организации следующие ЛП на основе ЛС МНН Метионин:

Ремаксол (Инозин+Меглюмин+Метионин+Никотинамид+Янтарная кислота), ООО "Научнотехнологическая фармацевтическая фирма "ПОЛИСАН, дата регистрации 19.11.2009 г.

Эслидин (Метионин+Фосфолипиды) капсулы Акционерное общество "Нижегородский химико-фармацевтический завод" (АО "Нижфарм) 26.02.2008

Метионин таблетки, покрытые пленочной оболочкой; Открытое акционерное общество "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА") Россия 28.06.201

ЛИТЕРАТУРА

Приказ МЗ РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе ЖНВЛП, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» КонсультантПлюс[сайт].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277454 (дата обращения: 15.05.2022).

Приказ МЗ РФ № 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 10.05.2022).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2022 год:// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru (дата обращения : 09.05.2022)

Антонова, Т. В. Вирусные гепатиты в вопросах и ответах: пособие для врачей / Т. В. Антонова, Д. А. Лиознов. – Москва : Литерра, 2018. – 336 с.

Абдулганиева, Д. И. Клиника, диагонстика и лечение аутоиммунного гепатита / Д. И. Абдулганиева, Д. Р. Акберова // Доктор.Ру. – 2019 – № 3 :Гастроэнтерология. – С. 27-32.

Аутоиммунный гепатит : как избежать ошибки? / Ю. Г. Сандлер, Е. В. Винницкая, Л. Н. Гендриксон [и др.] // Доктор.Ру. – 2019 – № 2 : Гастроэнтерология. – С. 15-21.

Бакулин, И. Г. Что мы знаем о диагностике и лечении хронического гепатита С / И. Г. Бакулин, А. А. Варламичева, А. В. Киселева // Лечащий врач. – 2018. – № 3. – С. 65.

Голубкова, А. А. Теоретические и практические аспекты контроля заболеваемости печени в современных условиях / А. А. Голубкова // Эпидемиология. Вакцинопрофилактика. – 2019. – № 8. – С. 65.

Голованова, Е. В. Лечение хронических вирусных гепатитов: достижения и перспективы / Е. В. Голованова // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. – 2018. – № 4. – С. 76.

Голованова, Е. В. Современные аспекты лечения больных с аутоиммунными заболеваниями печени / Е. В. Голованова // Клинические перспективы гастроэнтерологии, гепатологии. – 2020. – № 3. – С. 9-15.

Зверков, И. Лекарственный гепатит и некоторые лечебные подходы / И. Зверков // Врач. – 2019. – № 8. – С. 64-66.

Ивашкин, В. Т. Аутоиммунные заболевания печени в практике клинициста / В. Т. Ивашкин, А. О. Буеверов ; Рос. гастроэнтеролог. ассоц., Рос. о-во по изучению печени. – Москва : М-Вести, 2018. – 18 с

Корнакова Н.В., Колесникова Л.И., Лабыгина А.В., Петрова В.А., Лазарева Л^., Даренская М.А., Осипова Е.В., Сутурина Л.В. Характеристика процессов перекисного окисления липидов - антиоксидантной защиты у женщин с бесплодием на фоне гиперпролактинемии // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2020. - № 2. - С. 23-26.

Княгина, О. Н. Опыт купирования водной вспышки гепатита А с использованием экстренной вакцинопрофилактики в крупном промышленном городе / О. Н. Княгина, И. Н. Окунь, В. Л. Погодина // Инфекционный контроль. – 2019. – № 2. – С. 16-17; Эпидемиология. Вакцинопрофилактика. – 2020. – № 2. – С. 76.

Колесникова Л.И., Сутурина Л.В., Лабыгина А.В., Осипова Е.В., Лещенко О.Я., Загарских Е.Ю., Федоров Б.А., Долгих М.И., Шолохов Л.Ф., Петрова В.А., Наделяева Я.Г., Аталян А.В., Лазарева Л.М., Корнакова Н.В., Даренская М.А. Состояние репродуктивного здоровья, процессов перекисного окисления липидов и антиоксидантной системы у подростков, проживающих в крупном промышленном центре Ангарск // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2019. - № 3. - С. 54.

Колесникова Л.И., Рашидова М.А., Даренская М.А., Шолохов Л.Ф., Вантеева О.А. Состояние системы перекисного окисления липидов и антиоксидантной защиты у женщин репродуктивного возраста, больных острым вирусным гепатитом В // Матер. XVI Всерос. науч. форума «Мать и дитя». - М., 2018. - С. 104-105.

Лобзин Ю.В., Горячева Л.Г., Рогозина Н.В. Возможности и перспективы лечения хронического гепатита С у детей и взрослых (обзор литературы) // Медицина экстремальных ситуаций. - 2021. -№ 2. - С. 8-16.

Лекарственная болезнь печени. Клинический случай цирроза печени на фоне приема нестероидных противовоспалительных препаратов / Е. Ю. Плотникова, Е. Н. Баранова, О. А. Воросова [и др.] // Лечащий врач. – 2020. – № 2. – С. 28-34.

Лоранская, И. Д. Осложнения цирроза печени. Доказательное лечение / И. Д. Лоранская, Д. А. Сычев, А. И. Парусов // Эффективная фармакотерапия. – 2019. – № 2 : Гастроэнтерология. – №1. – С. 70-76.

Моисеев, С. В. Тройная противовирусная терапия у больных выраженным фиброзом или циррозом печени, инфицированных гепатипом 1 вируса гепатита С / С. В. Моисеев // Инфекционные болезни. – 2019. – Т. 11, № 1. – С. 66.

Морозова, Т. Изменения сосудистого русла при хроническом гепатите и циррозе печени вирусной этиологии / Т. Морозова, И. Гришина, И. Гурикова // Врач. – 2019. – № 6. – С. 74-76.

Радченко, В. Г. Алкогольный гепатит / В. Г. Радченко, Е. М. Приходько // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. – 2019. – № 2. – С. 12.

Скворцов, В. В. Аутоимунный гепатит: диагностика и лечение / В. В. Скворцов, А. Н. Горбач // Эффективная фармакотерапия. – 2021. – № 32 : Гастроэнтерология. – № 3. – С. 52-56.

Сергеева В.О., Радченко О.Р., Морозова О.Н. Студенческий научный форум 2020 // Организация работы медицинской сестры по профилактике рака молочной железы/2020

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

п/п

Торговое наименование

МНН

Форма выпуска

Фирма-изготовитель

Страна -производитель

Регистрационный номер

Дата государственной регистрации

1

Метионин

Метионин

таблетки, покрытые оболочкой

ОАО "Марбиофарм"

Россия

ЛП-002011

25.02.2013

2

Метионин

Метионин

таблетки, покрытые пленочной оболочкой

Общество с ограниченной ответственностью "Озон" (ООО "Озон")

Россия

ЛС- 001630

09.12.2011

3

Метионин

Метионин

таблетки, покрытые оболочкой;

Акционерное общество "АВВА РУС" (АО "АВВА РУС")

Россия

ЛС- 001209

23.03.2011

4

Метионин

Метионин

таблетки, покрытые пленочной оболочкой;

Открытое акционерное общество "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА")

Россия

ЛС-002343

28.06.2010

5

Ремаксол

Инозин+Меглюмин+Метионин+Никотинамид+Янтарная кислота

раствор для инфузий;

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-технологическая фармацевтическая фирма "ПОЛИСАН"

Россия

ЛСР-009341/09

19.11.2009

6

Метионин

Метионин

таблетки покрытые оболочкой;

ПАО "Киевский витаминный завод"

Украина

ЛСР-002112/09

19.03.2009

7.

Эслидин

Метионин+Фосфолипиды

капсулы

Акционерное общество "Нижегородский химико-фармацевтический завод" (АО "Нижфарм")

Россия

ЛСР-001048/08

26.02.2008

Итого

ТН – 7

ЛП- 56

ЛФ- 4

Фирм- 7

Стран- 2

   
Просмотров работы: 3943