Индекс-дефлятор оборота розничной торговли - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Индекс-дефлятор оборота розничной торговли

Кондратюк П.Е. 1
1Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Индекс-дефлятор оборота розничной торговли представляет собой агрегированный индекс цен, рассчитанный на основе данных о товарной структуре оборота розничной торговли и об индексах потребительских цен (ИПЦ). Значение используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления

Коэффициент устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед. Исчисленный дефлятор в экономике — это база для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, дефляция 2023 года прогнозно рассчитана в 2022 году. Значение используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Настоящие методологические рекомендации предусматривают, начиная с отчета за январь 2003 г., при определении индекса-дефлятора отчетного периода по сравнению с предыдущим периодом использовать в качестве весов для ИПЦ более подробную товарную структуру оборота розничной торговли и расчеты производить по формуле Ласпейреса:

Индекс физического объема оборота характеризует совокупное изменение товарной массы в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом и показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.

Дефлятор товарооборота – индекс цен

Индекс потребительских цен на отдельные виды товаров (ИПЦ)

Индексы цен на приобрётенные организациями отдельные виды товаров

Индексы средних фактических экспортных цен на отдельные топливно-энергетические товары

Индексы цен производителей промышленных товаров (ИЦП)

Используют следующие методы сбора информации об обороте розничной торговли:

Крупные и средние организации (обследуются ежемесячно сплошным методом)

Малые предприятия (обследуются ежеквартально выборочным методом)

Микропредприятия и индивидуальные предприниматели (обследуются 1 раз в год выборочным методом с распространением на генеральную совокупность)

Розничные рынки и ярмарки (обследуются ежеквартально сплошным методом, опрос регистраторами торгующих на рынках выборочным методом)

Перейдём к обороту розничной торговли - это выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического лица без открытия счета, посредством платежных карт.

Оборот розничной торговли в РФ в 2021 году составил 39,2 трлн рублей, что на 7,3% выше, чем за 2020 год. В декабре показатель вырос на 5,4% по сравнению с аналогичным месяцем 2020 г. - до 4,1 трлн руб., говорится в материалах Росстата.

В 2021 году оборот розничной торговли в РФ на 95,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 4,6% (в 2020 г. - 95,3% и 4,7% соответственно), в декабре 2021 г. - 95,5% и 4,5% соответственно (в декабре 2020 г. - 95,3% и 4,7% соответственно), отмечается в материале. Отсутствие роста объемов вывоза продовольствия, металлов и древесины, несмотря на скачок цен на них, вероятно, связано с введением экспортных пошлин и квот.

Также, в IV квартале 2021 г. в России было проведено 9,7 тыс. ярмарок (в IV квартале 2020 г. - 8,9 тыс.). Основными организаторами ярмарок стали органы местного самоуправления (45,9% от общего числа ярмарок) и юридические лица (34,9%). Основные хозяйствующие субъекты на ярмарках - индивидуальные предприниматели (им выделено 62,8% от всех торговых мест).

Основная причина такой динамики, на наш взгляд, в изменении культуры потребления, в активном развитии такого современного формата торговли, как розничные сети. Кроме того, в последнее время ряд сетей смог предложить покупателям выбор свежих продуктов, а именно за ними ранее покупатели шли на рынки. Также одной из причин является снижение покупательской способности населения: покупатели сегодня очень сильно зависимы от скидок и промоакций и за ними они часто идут в торговые сети

Также, по статистике, идет увеличение продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли, за последние 2 года увеличилась на 3% доля продаж в фактически действовавших ценах

По Прогнозам, на сегодняшний день планируется дальнейшее увеличение количества производимых отечественных товаров и снижение доли импорта в сетевых магазинах и на рынках. Частично это обусловлено ответными мерами и контракциями, запрещающими продавать определенные категории товаров иностранного производства.

Но, что касается дальнейшего развития рынков и количества индивидуальных предпринимателей, то на сегодняшний день не созданы благоприятные условия для увеличения их количества.

Хотя, государство должно предпринять определенные меры и действия для того, чтобы переломить ситуацию в этой сфере. Таким образом можно будет оживить экономику страны и поспособствовать увеличению товарооборота среди населения.

Список литературы

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71761/0e734062df224c5093d9c499c3b821041ac3825f/

2 https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya

3. https://www.fedstat.ru/indicator/31260

Просмотров работы: 101