Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры

Зайцева А.В. 1, Степанова С.М. 1
1ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы на сегодняшний день состоит в том, что исследование рынка и его конъюнктуры, несомненно, является важной частью для принятия управленческих решений, поскольку результаты такого анализа позволяют снизить риски при проектировании управленческих решений. Для успешного функционирования организации на рынке конъюнктурный анализ должен проводиться в правильной форме. В данной работе разберем взаимосвязанные понятия: конъюнктурный анализ и прогнозные оценки рыночной конъюнктуры.

Для изучения конъюнктуры рынка и подготовки прогнозов его развития необходимо прежде всего выяснить, в какой фазе своего цикла находится экономика страны. Затем дать комплексную характеристику экономики за предыдущий год, выявить и проанализировать все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, и сделать обоснованный конъюнктурный прогноз.

Выделяют стратегические и оперативные цели конъюнктурного анализа и прогнозирования рынка. Стратегические цели конъюнктурного анализа требуют выявления и моделирования закономерностей рыночного механизма. Это позволяет прогнозировать развитие рынка и обосновывать применение экономических механизмов регулирования. Оперативные цели конъюнктурного анализа сложившейся ситуации ориентированы на удовлетворение потребностей маркетинга и менеджмента [с.125, 1].

Итак, конъюнктурный анализ ставит своей целью распространение оценок фактически сложившейся рыночной ситуации, найденных тенденций и выявленных причинно-следственных связей на будущий период. Прогноз дальнейшего развития рынка представляет значительный практический интерес для статистики и маркетинга [2].

Так как конъюнктурный анализ должен завершаться прогнозом дальнейшего развития рынка, то рассмотрим методы прогнозных оценок рыночной конъюнктуры [3].

Методика изучения и прогнозирования конъюнктуры рынка включает несколько последовательных этапов. Первый этап — текущее наблюдение за конъюнктурой. Получение информации о состоянии, тенденциях и перспективах развития конъюнктуры является необходимым условием успешного проведения конъюнктурного исследования. Прежде чем приступить к текущему наблюдению, изучающий конъюнктуру должен наметить круг вопросов, в рамках которых будет происходить накопление материала, в том числе масштабы и характер показателей, отображающих развитие выбранного объекта наблюдения [с.132-133, 1].

Второй этап — анализ конъюнктуры. Этот этап включает в себя: определение степени и направления воздействия каждого фактора в отдельности на основе применения методов экспертных оценок; рассмотрение в совокупности и взаимосвязи всех отобранных факторов и установление места и роли каждого из них в формировании конъюнктуры.

Третий этап — прогнозирование развития конъюнктуры. Этот этап является заключительным и самым сложным при изучении конъюнктуры.

Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возможных вариантах состояния объекта в будущем (прогнозируемом) периоде, а горизонт прогноза — это срок, на который определяется прогноз. Любой прогноз ценен, в том числе и неоправдавшийся. В этом случае необходимо проанализировать причину, по которой прогноз не оправдался, и принять меры, чтобы ошибка не повторилась [с.135, 1].

Наиболее простым из способов прогноза является экстраполяция, т. е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее.

Рассмотрим некоторые легкие методы экстраполяции. Например, такие как:

Прогноз при помощи линии тренда

Расчет экстраполируемого уровня производится по формуле:

(1.1)

где, – значение прогнозируемого периода;

– значение периода, предшествующего прогнозируемому;

– период упреждения*.

*Под периодом упреждения при прогнозировании понимается от­резок времени от момента, для которого имеются последние статис­тические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз.

Прогноз с использованием среднего абсолютного прироста

(1.2)

где, - значение прогнозируемого периода;

- значение периода, предшествующего прогнозируемому;

– средний абсолютный прирост;

- период упреждения.

Прогноз по среднему темпу роста

(1.3)

где, - значение прогнозируемого периода;

- значение периода, предшествующего прогнозируемому;

– средний темп роста;

- период упреждения.

Существуют определенные ограничения данному метода прогнозирования. Главное из них заключается в невозможности учитывать вероятные изменения условий, определяющих рыночную ситуацию, так как мы делаем расчёт ориентируясь на прошлое. Более глубокий прогноз, особенно на отдаленный период, должен максимально принимать во внимание вероятность изменения условий, в которых будет функционировать рынок. Искусство прогноза как раз заключается в умении предвидеть изменение социально-экономической и демографической обстановки. 

Важным моментом прогнозирования является проверка надежности и точности прогноза. Рассчитывается ошибка прогноза, т. е. его отклонение от фактического уровня. Мерой качества прогноза служит показатель:

К = р/(р+q) (1.4)

где р – число подтвердившихся прогнозов;

q-число не подтвердившихся прогнозов.

Таким образом проверяется достоверность прогноза. Очень важно осуществлять ее не по окончании прогнозного срока, а при составлении самого прогноза. Существует, например, метод инверсной верификации путем ретроспективного прогнозирования. Это означает, что правильность прогнозной модели проверяется составлением прогноза на уже истекший период и сопоставлением его с фактическими данными. Кроме того, при проверке прогнозирования можно использовать Т-критерий Стьюдента для проверки полученных статистических гипотез. Оценка Стьюдента показывает, во сколько раз значения коэффициента превосходят его среднюю ошибку [4].

Подводя итог, можно сказать, что существует множество способов прогнозных оценок конъюнктуры рынка, в данной работе рассмотрено лишь несколько. Каждый прогноз имеет свое значения для анализа конъюнктуры в той или иной степени, так как дает определенное знание. В свою очередь, это знание в последствие позволяет продавать и покупать товары по выгодным ценам, рационально маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно расширять или сокращать выпуск товаров в соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке.

Список используемых источников:

Нуралиев, С. У. Маркетинг : учебник для бакалавров / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 360 с. - ISBN 978-5-394-03577-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093217 (дата обращения: 21.12.2022).

Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры — [Электронный ресурс] — URL: https://studfile.net/preview/9693513/page:4/ (дата обращения: 21.12.2022).

Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры — [Электронный ресурс] — URL: https://lib.sale/teoriya-statistiki/prognoznyie-otsenki-ryinochnoy-28184.html (дата обращения: 21.12.2022).

Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры — [Электронный ресурс] — URL: http://prognoz.org/lib/prognoznye-otsenki-rynochnoi-situatsii (дата обращения: 21.12.2022).

Просмотров работы: 38