Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Она рассматривается как важный элемент успеха любой деятельности и играет решающую роль в достижении желаемых целей.
Актуальность проблемы заключается в том, что мотивация личности является особым стержнем, на котором держится жизнь каждого человека. Она формируется еще в раннем детстве в процессе воспитания. При наличии таких факторов как мотивы, потребности, стимулы, интерес и формируется понятие мотивации.
Цель исследования: раскрыть роль мотивации в деятельности личности, на примере студентов.
Для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач нами был выбран опросник «Тест мотивация достижения», созданный А. Мехрабианом. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Опросник имеет две отличающиеся формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б) [2].
В исследовании принимали участие 20 студентов (10 юношей и 10 девушек) разных специальностей.
Мотивация личности играет ключевую роль в достижении цели. Опираясь на научную литературу, можно сказать: чем больше мотивов преобладает в деятельности человека, тем выше его уровень мотивации. Мотивы, которые побуждают нас к деятельности (Высокая заработная плата/стипендия, уважение среди коллег, достижение поставленных целей и т.д.), являются относительно устойчивыми, неизменными [1].
Мотивация достижения — это побуждение к действию, неотъемлемая часть любого профессионального и личностного роста, стремление к успеху в деятельности.
Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других — менее.
От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься.
Мотивация важна не только сама по себе; она также является важным фактором обучения и достижений. Студенты, которые более мотивированы учиться, упорствуют дольше, прилагают более качественные усилия, учатся более усердно и лучше успевают на занятиях [5].
Но со временем снижается не только осознание студентами важности того, чему они учатся, актуальности, выполняемой ими работы. Поразительно, но многочисленные исследования показывают, что мотивация учащихся к обучению в целом, а также успеваемость, как правило, снижаются с течением времени.
Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности [4].
Мотивация достижения - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Впервые это понятие было выделено Г. Мюрреем в 1930-х годах.
По мнению Генри Александера Мюррея, мотивация достижения выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.
Для того чтобы убедиться в том, что мотивация является важным фактором обучения и достижений, нами было проведено тестирование по опроснику А. Мехрабиана у студентов разных специальностей.Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б). Данное исследование проводилось в два этапа: в сентябре и в ноябре. По полученным результатам можно сказать, что в начале года у опрошенных мужчин стремление к успеху и мотивации достижения составило 60 %, у женщин 50 %. По прошествии двух месяцев опрос показал, что данные показатели значительно снизились. Проведя повторное анкетирование, мы выяснили, что у мужчин показатели снизились до 20%, у женщин до 10%.
Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что уровень успеха и мотивации зависит от желания интереса к деятельности. Кроме того, была выявлена тенденция к ухудшению мотивации и уровню успеха в течении исследования. Достигнутые результаты позволяют вернуться к исходной проблеме: понять, как происходит развитие личности студентов с точки зрения связи между мотивацией и стремления к успеху, и как это влияет на то, как развивается личность.
Список литературы
Иконникова А.П. Зуева С.О. Психологические различия во временной перспективе студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2 частях. 2018 г. С. 74-79.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.
Сирота Е.С. Учебная мотивация, как особый вид мотивации // Научная перспектива. №5, 2012. С. 51-53.
Хабирова Т.Г. Мотивация студентов к процессу обучения: ВПУИЗ (вдохновение, польза, успех, интерес, внимательность) как модель академической мотивации // Вестник Казанского технологического университета. Т. 15, № 17, 2012. С. 341-343.
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.