ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Успешное решение задач воспитания подрастающего поколения возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Семья – это важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей всё дальнейшее развитие ребёнка.

Дошкольная педагогика, которая является одной из отраслей педагогической науки, рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и сосредоточена на значении семьи, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Работы отечественных авторов (А.И. Захаровой, А.Д. Кошелевой, Т.А. Куликовой) заложили глубокие и всесторонние теоретические основы проблем семейного воспитания на уровне всей системы образования.

Система дошкольного образования на современном этапе развития подчёркивает приоритет семьи в воспитании ребёнка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

В законе «Об образовании в РФ» написано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно семья обеспечивает первичную социализацию, создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, через внутрисемейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие, становление первичных социально-ценностных ориентаций.

Мы считаем, что для успешного выполнения указанных воспитательных функций, семья должна обладать определённым потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов: материально-бытовых средств и условий воспитания; эмоционально-нравственного климата; семейных и национально-культурных традиций и обычаев; педагогической культуры и педагогической компетентности родителей.

Дошкольные образовательные организации должны тесно взаимодействовать с родителями, субъектами образовательных отношений, а взаимоотношения между ними должны строиться на взаимном доверии и партнерстве.

Детский сад, всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью развивать и реализовать возможности и способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремиться к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Основные образовательные программы дошкольного образования, которые реализуются в дошкольных образовательных организациях, направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Наиболее значима роль семьи в период адаптации ребёнка к детскому саду, когда ребенок впервые для него попадает в новую социальную среду, в среду сверстников.

Адаптация рассматривается как сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом и в период адаптации ребенка к детскому саду необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном образовательном учреждении.

Для успешной адаптации детей к детскому саду педагогам очень важно знать и необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, поступающего в группу.

К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, нуждается в его практической помощи, оценке, внимании и заботе. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Сегодня сопровождение понимается как поддержка ребёнка на определённом этапе его развития, помогает семье войти ту зону развития, которая ей пока не доступна. На наш взгляд, педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо осуществлять в адаптационный период ребенка в детском саду сопровождение не только детей, но и их родителей.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями семьи, которой оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Педагог должен создать условия и оказывать необходимую поддержку семье в период адаптации малыша к детскому саду.

В процессе психолого-педагогического сопровождения семьи происходит её адаптация к детскому саду. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины могут быть разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Успех сотрудничества во многом зависит от единых взаимных установок семьи и детского сада. Как показывает практика наиболее оптимально они будут складываться в том случае, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверия друг другу.

Исходя из выше сказанного, мы полагаем, что психолого-педагогическое сопровождение семьи, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Чаще всего в дошкольное образовательное учреждение поступают дети раннего возраста (1-3 года). Отсюда следует, что специфика работы воспитателя с семьёй будет определяться, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приёмов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического сопровождения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья, создания условий для правильного физического развития малыша.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи необходимо для того, чтобы период адаптации ребёнка к детскому саду стал благоприятным.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи начинается задолго до момента поступления ребёнка в детский сад. На этапе констатирующего этапа экспериментального исследования, в процессе первых контактов педагог собирает информацию о ребёнке и его семье. Непосредственное общение с семьёй даёт ему возможность не только собирать, но и анализировать полученную информацию.

Следующим шагом после налаживания контакта, стало оказание помощи родителям в вопросах развития ребёнка. С этой целью педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями – информационные стенды для родителей, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, анкетирование, родительские собрания, семинары-практикумы, в процессе которых происходило обучение родителей способам применения разных видов игровых средств и оборудования, умению организовать и направлять разные игры детей, игрового взаимодействия с ребёнком, создание оптимальной предметно - пространственной развивающей среды дома, правильный выбор игрушек.

Анализ результатов экспериментального исследования на этапе констатации убедил нас в том, что психолого-педагогическое сопровождение семьи представляет собой целостную систему. Как любая система, оно состоит из элементов, которые одновременно являются его инвариантными этапами. Нами были выделены три основных компонента: диагностика, служащая основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход адаптации; итоговый – оценка эффективности программы психолого-педагогического сопровождения семьи в период адаптации ребенка к детскому саду.

Мы пришли к выводу, что сопровождение семьи в период адаптации ребенка к детскому саду, имеет большое значение для возможного смягчения у детей тяжёлой степени адаптации к детскому саду.

Для организации формирующего этапа экспериментального исследования нами были разработаны две программы. Результаты проведённой первичной диагностики убедила нас в том, что необходима разработка двух программ. Для одних семей это будет программа развития, для других - и коррекции, и развития. Коррекция неблагоприятного течения адаптации ребёнка может осуществляться в условиях дошкольного учреждения за счёт психолого-педагогического сопровождения семьи воспитанников.

Цель первой программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей с благоприятным течением адаптации ребенка к детскому саду. Цель позволила нам поставить и решать следующие задачи: просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей; помощь в решении конкретных проблем, возникающих в период адаптации.

Первая программа была составлена для родителей, чьи дети по прогнозам могут легко адаптироваться к условиям детского сада, для повышения педагогических знаний и компетенций родителей, правильного использования социальной ситуации развития для обогащения развития ребёнка.

Цель второй программы - скорректировать неблагоприятное течение адаптации ребенка к детскому саду. Задачи второй программы - развитие психолого-педагогической компетенции родителей, коррекция уже имеющихся нарушений.

Вторая программа была составлена для детей и их родителей, у которых возникли трудности при адаптации к детскому саду. С ними была реализована программа коррекции для предотвращения более серьёзных эмоциональных переживаний в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению и перевод адаптации в более благоприятное русло.

Разработанные и апробированные нами программы психолого-педагогического

сопровождения семьи показали положительные результаты.

Таким образом, анализ литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения семьи в период адаптации ребенка к детскому саду показал, что сопровождение семьи - новая парадигма в образовании. Семья является главным, важным и значимым социальным институтом в воспитании и развитии ребёнка. Решение задач сотрудничества, эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом сопровождении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны и дошкольные учреждения, и семья. Однако эта потребность, порой, бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Необходимо создавать условия, обеспечивающие удовлетворение этой потребности.

Просмотров работы: 10