ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Соколова С.В. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В системе исследований рынка в целом исследования конъюнктуры имеют огромное значение. Исходя из того, что рынок является крайне динамичной единицей коммерческой деятельности, исследования конъюнктуры просто необходимы для полного восприятия функционирования рынка.

Современный экономический словарь дает следующее определение конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка (от лат. conjungere - связывать) - экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж [3].

Из определения можно сделать следующий вывод, что спрос является ключевой составляющей конъюнктуры рынка. И, следовательно, при исследованиях конъюнктуры необходимо, прежде всего, исследовать его.

Источниками конъюнктурной информации служат данные статистики производства, товарооборота и товарных запасов, цен, финансов, социально-демографической статистики, справки о конъюнктурной обстановке, представляемые торговыми корреспондентами (продавцами, товароведами, административными работниками предприятий и т.п.) и др. Для сбора дополнительной информации применяются методы выборочного наблюдения, специальных моментных или периодических обследований, в частности панельных. В вышестоящие звенья управления поступает так называемая сигнальная информация от подчиненных подразделений и предприятий. Проводятся также тенденциальные опросы специалистов. В анализе торговой конъюнктуры регулярно проводятся исследования деловой активности торговли и делаются оценки изменения экономической ситуации в торговых организациях. Кроме того, в розничной торговле регулярно определяется индекс предпринимательской уверенности. При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор [1, с. 30].

Исходя из изложенного можно выделить следующие методы анализа конъюнктуры рынка:

Отслеживание операция на рынке в режиме реального времени для сбора данных, объем который позволил бы провести полный анализ (статистическое наблюдение);

Отбор и группировка полученной информации;

Описательный анализ, который включает составление частотной таблицы, вычисление характеристик или графическое предоставление информации

Сведение полученных результатов к единому выводу;

Анализ ссылок – применяется для определения степени взаимосвязи между объектами статистического исследования (объемы поставляемой на рынок продукции и ее качество);

Составление прогноза поведения рынка. Он дает представление о том, как будут вести себя спрос и предложение на конкретный товар или на отрасль в целом. [5]

Методы исследования конъюнктуры любого рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли [2, с. 175].

Важнейшим этапом изучения конъюнктуры рынка является сбор информации. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании применяются всевозможные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация - это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:

- заявки и заказы торговых организаций;

- материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.

Для конъюнктурных оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо процессе или явлении, целесообразно использовать методы экспертных оценок. В практике конъюнктурного анализа применяют Дельфи-метод, метод «мозгового штурма» (brainstorming), метод синектики и некоторые другие. Сущность каждого метода приведем в таблице 1.

Таблица 1 – Методы конъюнктурного анализа [1, с. 31; 4, с. 66]

Метод

Сущность

Дельфи-метод

Исходной предпосылкой этого метода является гипотеза, что соответствующим образом обработанное коллективное мнение экспертов, обобщающее их индивидуальные оценки, обладает необходимой степенью надежности и достоверности. Точность результата зависит от статистической обработки результатов исследования. Используются методы логического обоснования, строятся гипотезы относительно результатов исследования. На этой основе разрабатывается анкета. Опрос экспертов является анонимным; каждый эксперт не знает, кто еще привлечен к этой работе, и не ознакомлен с содержанием остальных анкет. Исчисляются статистические характеристики ответов.. После выявления преобладающих суждений экспертов проводится работа по сближению их точек зрения.

Метод «мозгового штурма»

Считается более оперативным и достаточно надежным для конъюнктурных оценок. В данном случае также отбирается группа квалифицированных специалистов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все присутствующие разделяются на две группы: первая концентрирует или генерирует идеи и оценки; вторая – их анализирует. Поощряется свободный обмен мнениями, при этом запрещается высказывать любые критические замечания относительно ценности идеи или характеристики.

Метод синектики

Соединение различных и заведомо не соответствующих друг другу элементов. Собираются специалисты из разных сфер деятельности. Каждый из участников воспринимает совещание как состязание и вносит задуманную заранее идею или характеристику. Принимается наиболее реальная идея, получившая поддержку большинства.

Метод экспертных оценок

Оценочные экспертные суждения в количественной форме называются экспертными оценками. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Получение индивидуальных экспертных оценок называется экспертным опросом, а совокупность процедур, необходимых для получения коллективных экспертных оценок, включая и экспертный опрос, называется экспертизой.

Таким образом, метод экспертных оценок является достаточно специфическим способом получения информации, необходимой для решения управленческих и исследовательских задач посредством применения совокупности специальных приемов сбора, обработки и анализа сведений, получаемых от экспертов. Наиболее эффективно применение экспертных методов в сочетании с другими методами прогнозирования, в основном со статистическими. Самостоятельное использование экспертных оценок рекомендуется лишь для случаев, когда полностью отсутствует информация, позволяющая осуществлять количественные расчеты.

Рынок - сложное понятие, которое характеризуется множеством факторов, один из основных факторов - конъюнктура рынка. Конъюнктура нуждается в постоянных, непрекращающихся исследованиях и прогнозах. Основным методом исследования конъюнктуры рынка является сплошное наблюдение, которое проводится на всех этапах исследования.

Также, один из факторов, влияющих на состояние конъюнктуры рынка, и на рынок в целом является спрос.

Резюмируя всё вышесказанное, имеет смысл подчеркнуть важный момент: не стоит забывать о том, что анализ конъюнктуры рынка – способ получения ценной информации, опираясь на которую можно будет принимать оперативные и эффективные решения по управлению бизнесом.

Список литературы:

Беляевский И.К., Данченок Л.А., Коротков А.В. Татаркова. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ: учебно-практическое пособие/ Московский

Котлер Филип. Основы маркетинга. Краткий курс [Текст] : [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва ; Санкт-Петербург : Диалектика, 2019. - 488 с.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 512 с.. 2017.

Фартушина, А. С. Анализ методических принципов и подходов к прогнозированию конъюнктуры рынка / А. С. Фартушина // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2010. – № 1. – С. 63-69. – EDN MKUXIB.

Что такое конъюнктура рынка: задачи, факторы, классификация и методы исследования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://abcdwork.ru/finansy/chto-takoe-konyunktura-rynka-zadachi-faktory-klassifikaciya-i-metody-issledovaniya.html (дата обращения: 20.12.2022)

Просмотров работы: 97