В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «потребительский рынок» на примере рынка общественного питания . Представлены результаты SWOT-анализа и приведены демографические статистические данные.
В этой работе описан механизм анализа потребительского рынка Ивановской области на основе открытия места общественного питания. Данное исследование является актуальным, т.к. сфера общественного питания растёт и развивается быстрыми темпами.
Исследование потребительского рынка преследует цель предоставления точных знаний, современных методик и стратегических инструментов для создания новых продуктов и идей, отслеживания эффективности осуществляемых маркетинговых действий, построения грамотных прогнозов продаж и поиска путей выхода на новые рынки, определения различных факторов, способных повлиять на успешность бренда.
Выделяют 2 вида методов исследования рынка: качественные – это гипотезы аналитиков и маркетологов, а также информация о клиентах и конкурентах. Результаты этого анализа излагают без структуры и субъективно. Но на этом этапе уже понятно потребительское поведение и возможные реакции клиентов на продукт, количественные – это четкая статистика, основанная на расчетах и исследованиях рынка. Это достоверные цифры прибыльности компании во времени.
Разберем структуру и основные этапы анализа потребительского рынка на основе входа в нишу общественного питания, с желанием открыть столовую «Укроп». .
1.Изучить отрасль и ее перспективы
Здесь рынок изучают в полном масштабе и объеме с учетом региона. При этом анализ рынка подразумевает:
Изучение особенностей. Это нужно для определения ниши, которую займет бизнес.
Исследование объема развития. Важно понимать, какие объемы и перспективы у рынка.
Изучение проблем отрасли. Выявляют сложности бизнеса: отсутствие инфраструктуры, плохую логистику, иные препятствия развития.
Рассмотрим этот пункт с нашей стороны. Предприятия общественного питания выполняют три взаимосвязанные функции:
- производство кулинарной продукции;
- реализация кулинарной продукции;
- организация ее потребления.
Изготовляемая предприятиями общественного питания продукция имеет ограниченные сроки реализации.
В имеющихся предприятиях общественного питания г. Иваново постоянно расширяется спектр предоставляемых услуг, на пример:
-проведение различных торжеств, свадеб, юбилеев, банкетов, выпускных, корпоративных вечеров и т.д;
-бронирование мест по телефону и сети;
-доставка блюд на дом и по месту работы;
-внедрение в практику кейтеринга;
-организация детских и шоу - программ.
На представленных ниже графиках представлены оборот общественного питания Ивановской области по годам (график 1),оборот общественного питания на одного жителя Ивановской области по годам(2 график), и объекты общественного питания по Ивановской области области по годам( график 3).
График 1. Оборот общественного питания в Ивановской области
График 2.Оборот общественного питания Ивановской области на душу населения
График 3.Количесвто объектов общественного питания по Ивановской области
2.Анализируем рынок потребителей
Потребителей изучают по факторам:
Психологическим и социальным – образ жизни, статус в обществе, мотивация.
Демографическим – пол, возраст, образование, профессия, доход.
Географическим – место жительства, уровень экономического и социального развития региона, особенности местного законодательства.
Таблица 1.
Социально-демографические показатели Ивановской области
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
Население, чел.: |
1 004 180 |
997 135 |
927 828 |
-мужчин |
451 881 (45%) |
488 596 (49%) |
482 470 (52%) |
-женщин |
552 299 (55%) |
508 539(51%) |
445 358 (48%) |
Ср.ЗП в месяц, руб.: |
27 553 |
29 083 |
32 179 |
Трудоспособное население, чел.: |
605 940 |
607 160 |
609 320 |
Населения г.Иваново чел. : |
405 053 |
404 596 |
361 644 |
уровень цен;
ассортимент и качество товаров и услуг;
стратегию продвижения;
каналы сбыта;
поставщиков и партнеров на рынке;
рабочий персонал конкурентов.
Наш главный конкурент, по моему мнению, «BAZAR» (ресторан домашней кухни),его филиалы расположены в нескольких местах города,2 из них в центре, так же кафе-столовые «За плетнем» и «Бульон».
В которых схожие ассортименты
-салаты
-разнообразный ассортимент гарнира и горячего к нему
-так же обычное горячее ( плов, картошка с мясом и т.д)
-супы
-десерты
-холодные и горячие напитки
У конкурентов есть бонусные системы, приятный дизайн помещений, форма у персонала.
Так же нашими конкурентами в обеденное время являются все кафе-рестораны центра, так как везде действует либо меню бизнес-ланча, либо скидка на основное меню в обеденное время.
5. Собираем данные о конкурентах
5.1Структурируем и обрабатываем данные
Данные можно собрать в таблицы, а после сделать графики.
6.Анализируем рынок с позиции возможностей и рисков
Для анализа возможностей и риско используют:
SWOT-анализ
Анализ отражает исследования по сильным и слабым сторонам компании, потенциальным возможностям и угрозам. Его изучают и выбирают стратегию поведения компании на рынке.
РEST-анализ
Похож на SWOT-анализ, но рассматривает только внешнюю среду. Этот анализ показывает какие политические, экономические, социальные, технологические факторы влияют на работу компании.
Пять сил Портера
Этот метод анализа рынка маркетологи используют чаще, чем SWOT и PEST. Пять сил Портера изучает следующие угрозы:
появление продуктов-заменителей;
появление конкурентов;
степень влияния поставщиков сырья или продуктов;
степень влияния клиентов;
объем конкуренции.
Эти пять факторов влияют на конкуренцию и определяют тактику и стратегию компании на рынке.
В таблице 2 приведет SWOT-анализ для столовой.
Таблица 2
Сильные стороны |
Слабые стороны |
-низкие цены -использование системы лояльности ил бонусной системы -широкий ассортимент (блюдо-конструктор) |
-самообслуживание -плохой сервис (злые сотрудники) -невкусная еда |
Возможности |
Риски |
-открытие не просто столовой, а сети столовых -продажа фирменных продуктов( десерт «укроп» за которым будут приходить снова и снова) |
-закрытие офисов -введут карантин -неконкурентоспособность |
Таким образом, в ходе проделанной работы, на основании механизма анализа потребительского рынка Ивановской области, мы пришли к выводу, что открывать столовую в центре города целесообразно. В районе много рабочих офисов, высших учебных заведений, что будет давать нам большую проходимость, с средней зарплатой по области каждый сможет позволить себе пообедать в столовой, а SWOT-анализ показал, что сильных сторон и возможностей больше, чем слабых и рисков.
Список использованной литературы
1.Иванов Г.Организация торговли (торговой деятельности). М.:КноРус,2018
2 Лукашевич В.В. Маркетинг торгового предприятия. М.:Дашков и К, 2020
3.rosstat.gov.ru