Исследования сформированности самосознания и профессиональных интересов старших школьников
Процесс формирования самосознания у старшеклассников обусловлен влиянием той социальной группы, в которую он включен. В процессе межличностного взаимодействия происходит понимание, того какие ожидания окружающих в отношении старших школьников демонстрируются, какие действия необходимо осуществлять и какой профессиональный выбор делать.
При этом на современном этапе развития общества в связи с постоянно-меняющимися требованиями, предъявляемые к личности старшеклассника, уровню его интеллектуальных возможностей и личностных способностей; в связи с трансформацией ценностно-смысловых установок в отношении профессии, ее привлекательности и престижности, старшекласснику все сложнее формировать адекватные представления о своем образе «Я», своей самоценности, понимании собственного положения в социуме и своей профессиональной идентичности. Перечисленные выше обстоятельства осложняют процесс принятия старшеклассником решения в выборе профессии.
Очень важно рассматривать формирование профессиональных интересов в контексте особенностей представлений старшеклассников о себе, осознания собственной уникальности и самоценности. Ученые утверждают, что именно сформированное самосознание способно решить ряд проблем, возникающих у старшеклассников при выборе профессии и становлении у него профессиональных интересов.
Исходя из этого, целью исследования является изучение сформированности самосознания и профессиональных интересов старших школьников.
В соответствии с целью было сформулировано предположение, ставшее гипотезой исследования – под влиянием сформированного самосознания профессиональные интересы старшеклассников будут проявляться: в готовности к осознанному выбору профессии; способности оценивать собственный потенциал и понимать какие профессионально - личностные качества необходимы для осуществления профессиональной деятельности.
В нашей работе были использованы следующие методы исследования:метод сравнительно-сопоставительного теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации экспериментальных данных; эксперимент; диагностические (тестирование), методы качественной и количественной обработки данных. А также методика исследования:опросник по выявлению интереса к профессии с учетом цели труда (ОВИП) (Е.А. Климов); методика «Сфера профессиональных предпочтений» (СПП) – модификация Ийовайши «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) (Е.А. Климов); методика исследования самоотношения (МИС, С.Р. Пантилеев).
Базой исследования явилась МБОУ Гимназия №30 г. Ставрополя.В эксперименте приняли участие старшеклассники в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 21 человека.
Анализ современных исследований позволил определить влияние самосознания на формирование профессиональных интересов у старшеклассников:
- способствует формированию у старшеклассников ценностно-смысловых установок в отношении выбора профессии;
- развивает критическое оценивание собственных ресурсов и понимания наличия необходимых профессионально - личностных качеств для осуществления профессиональной деятельности;
- формируется мотивационная готовность выбора определенной профессии, которая совпадает у старшеклассника и с объективными факторами и причинами;
- развивается желание заниматься самообразованием для достижения поставленной цели.
По результатам опросника ОВИП [1] нами были получены следующие данные. На первом месте у старшеклассников проявляется творческий и преобразующий профессиональный интерес, которые проявились у 57,1%; на втором месте проявляется познавательный профессиональный интерес, который представлен у 19,4% опрошенных; на третьем месте находятся испытуемые, которые выбрали по две позиции (19,4%); на последнем месте расположился респондент, у которого набрано одинаковое количество баллов по всем трем позициям (4,8%).
По результатам методики СПП [2] на первом месте у старшеклассников (24%) проявляется профессиональный интерес в области труда, связанного с физическим напряжением; на втором месте у 19% проявляется заинтересованность в работе, связанной с искусством, творчеством и получением материальных благ; на третьем месте находятся испытуемые, которые выбрали работу с людьми (10%) и работу, связанную с интеллектуальной активностью (10%); на последнем месте у 4,8% опрошенных проявился интерес к работе с техническим содержанием. При этом мы отметили 10% старшеклассников, которые выбрали по две или по три позиции в отношении профессиональных интересов. Набранное количество баллов у них одинаково.
У значительного количества респондентов проявляется способность преодолевать некоторые психологические защиты в критических ситуациях для старшеклассников (шкала «Замкнутость»); способность контролировать свои действия и поступки, но в привычной обстановке (шкала «Саморуководство»); в средней степени проявляются представления старшеклассников о своих положительных и отрицательных качествах (шкала «Отраженное самоотношение»). Следует отметить, что незначительное количество респондентов демонстрируют высокий уровень адекватного самовосприятия и понимания собственной уникальности (шкала «Самоценность», «Самовосприятие»).
По результатам проведенного экспериментального исследования мы попытались осуществить корреляционный анализ в отношении сформированности самосознания у старшеклассников и их профессионального выбора. Для этого мы проанализировали результаты, полученные по опроснику ОВИП (Е.А. Климов) и методике исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев) [3].
Нам удалось определить, что старшеклассники, у которых преобладает гностическая цель выбирали шкалы - «Саморуководство», «Самоценность», «Внутренняя конфликтность», «Самообвинение».
Преобразующая цель связана с такими шкалами, как: «Самоуверенность», «Самоценность», «Самопривязанность», «Внутренняя конфликтность», «Самообвинение».
Изыскательная (творческая) цель выбиралась старшеклассниками, у которых преобладают шкалы: «Закрытость», «Самоценность», «Внутренняя конфликтность», «Самообвинение».
Старшеклассники, которые не смогли определиться и у которых выбрано по две позиции: «Преобразующая» и «Изыскательная» предпочитают шкалу «Самоценность». При этом у старшеклассника, у которого нет видимых профессиональных предпочтений (одинаковое количество баллов по трем позициям) также преобладает в ответах шкала «Самоценность» и добавляется шкала «Самопринятие».
В целом сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований позволил определить ключевые проблемы формирования самосознания и профессиональных интересов у старшеклассников и наметить дальнейшие пути их изучения, а сформулированная гипотеза и цельисследования нашли свое подтверждение на страницах работы.
Список использованной литературы
Мелетичев В.В. Диагностика мотивационной сферы в профориентации и консультировании учащихся учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург, 2015.
Опросник по выявлению интереса к профессии с учетом цели труда // Полякова О.Б. Психология труда: учеб. - метод. пособие. – Ч. I. – Основы психологии труда. – М.: МГУТУ, 2004. – 76 с. – С. 48-50.
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС) - http://testoteka.narod.ru/lichn/1/41.html
Нагымжанова К.М., Жантикеев С.К. Особенности самосознания и профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Актуальные вопросы современной науки и образования. - Монография. - Пенза, 2021. - С. 105-119.
Просекова Е.Н. Исследование структуры самосознания в ранней юности // Ученые записки. - Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. №3 (43). С. 243-251.