Взаимосвязь эффективного интеллекта и интеллектуальной лабильности с профессиональной мотивацией студентов ВУЗа - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Взаимосвязь эффективного интеллекта и интеллектуальной лабильности с профессиональной мотивацией студентов ВУЗа

Гончаренко В.И. 1
1Ставропольский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исследования эффективного интеллекта – достаточно новые. Даже само понятие «эффективного интеллекта» еще до конца не сформировано и требует повышенного внимания науки для наиболее полной теоретической разработки. На сегодняшний день, данный компонент интеллекта можно охарактеризовать как совокупность общих способностей, знаний и навыков человека. Или же, как способность актуализировать все полученные ранее знания и навыки, необходимые для решения, возникшей задачи.

Интеллектуальная лабильность же, понятие чуть больше теоретически разработанное. Занимаясь исследованиями интеллекта, советскими учеными такими как: В. С. Мерлин, Э. А. Голубева, И. П. Павлов, было замечено, что способность быстрого переключения с одной задачи на другую, в ходе учебной или трудовой деятельности, без потери в ней эффективности, не всегда определяются его показателем. Исходя из этого, было выдвинуто предположение, что за это отвечает биологически детерминированная способность - интеллектуальная лабильность - термин, включающий в себя способность быстрого переключения с одной задачи на другую, быстрого усвоения информации и возможности ее практического использования.

Погружаясь в изучение теоретической стороны данного вопроса, мы обратили внимание на то, что многие ученые такие М. Д. Дворяшина, Н. С. Копеина,  Н. С. Лейтес, занимающиеся исследованиями в области установления взаимосвязи между интеллектуальной лабильностью и эффективным интеллектом, неоднократно поднимали вопрос о наличии третьей переменной, которая могла бы оказывать взаимовлияние на отношения данных составляющих интеллекта и на процесс обучения. Представители Пермской психологической школы, выдвинули предположение о том, что такой переменной может являться мотивация. Однако, на тот момент, данная идея развития не получила.

Понимая важность проблемы, современным психологам пришлось вернуться к теоретической разработке данного вопроса, потому как практический запрос вырос, а теоретическая база, так и осталась неразработанной.

Актуальность нашего исследования также заключается в отсутствии эмпирического исследования взаимоотношения интересующих нас трех переменных, при их огромной значимости как для учебно – профессиональной, так и для трудовой деятельности. Ведь биологических задатков зачастую недостаточно для успешного обучения и профессионального становления студентов, потому как они развиваются под влиянием мотивационного компонента, который и придает им направленность.[3] Недостаточно и владения большим количеством общих знаний и навыков, ведь если человек не замотивирован актуализировать их в решении учебных и трудовых задач, то они и не принесут ему никакой практической пользы. Таким образом, исследование отношений эффективного интеллекта, интеллектуальной лабильности и профессиональной мотивации, при наличии определённого уровня взаимозависимости, дает нам возможность повышения эффективности учебной деятельности студентов через воздействие на одну из трех переменных.

Так К. Ф. Миракяном было проведено экспериментальное исследование по установлению зависимости учебной мотивации студентов от уровня их интеллектуальной лабильности, в ходе которого было выявлено наличие слабой прямой связи, однако, автор, допускал влияние третьей переменной на результаты исследования. [6]

Воробьева Е. В., занимаясь исследованиями эффективного интеллекта и мотивации достижений, заметила, что помимо прямой взаимосвязи изучаемых ей компонентов, стоит обратить внимание и на то, что студенты, чьи показатели эффективного интеллекта находятся на высоком уровне, обладают достаточным уровнем мотивации к профессии. Свою учебную деятельность они регулирую в соответствии с задачами выбранного ими направления, и стараются получить хороший уровень профессиональных знаний и навыков в учебном заведении. [2]

На основании данного исследования, нами было выдвинуто предположение о том, что высокий уровень интеллектуальной лабильности и эффективного интеллекта предполагает более высокий уровень профессиональной мотивации студентов ВУЗа.

Для подтверждения данной гипотезы нами были взяты методики «Диагностики эффективного интеллекта», методика интеллектуальной лабильности В. Т. Козловой, а также, Методика для диагностики учебной мотивации студентов - А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой.

Исследования проводились на студентах 3 курса гуманитарного факультета ФГМБОУ ВО «Ставропольского государственного медицинского университета». 20 девочек и 2 мальчика. От 19 – 23 лет.

Методика «Интеллектуальная лабильность» В.Т. Козловой

При интерпретации результатов данной методики, по каждому испытуемому производился подсчет количества ошибок. В зависимости от их количества испытуемому присваивался один из показателей: высокая, средняя или низкая интеллектуальная лабильность. По результатам данной методики были получены следующие результаты:

В группе испытуемых, получающих высшее образование в Ставропольском Государственном Медицинском Университете, у 64% процентов наблюдаются высокие показатели интеллектуальной лабильности, что говорит нам о подвижности их интеллектуальных процессов, быстрой их перестройке, а также о наличии способности к переключению с одной задачи на другую, без потери эффективности. У 18 % процентов испытуемых наблюдается средний уровень интеллектуальной лабильности, что дает нам понять, что подвижность их интеллектуальных процессов несколько медленнее, чем у первых, однако это различие будет незначительным, они также могут демонстрировать успешность в ходе обучения и переобучения.

Также у 18 % наблюдаются низкие показатели по изучаемому критерию, что, к сожалению, сообщает нам о их низкой способности к переобучаемости.

Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма А (ТЭИ-2010.А). Анализ результатов методики 2 «Эффективный интеллект» показал следующие результаты:

В группе испытуемых, получающий высшее образование в ФГБОУ ВО СтГМУ у 45% испытуемых показатель эффективного интеллекта находится на высоком уровне, что указывает на склонность испытуемого к качественному усвоению информации, способности быстро переключаться при решении разноплановых интеллектуальных заданий. Для таких людей характерна гибкость и беглость мышления, высокий уровень организации осведомленности, большой объем памяти и хорошо развитые аналитико-комбинаторные способности. Также отмечается успех в усвоении новых программ и переобучении. У 50% респондентов средний показатель, у 5 % - показатель ниже среднего, что указывает на определенные затруднения в усвоении учебной программы.

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)

При анализе и обобщении результатов исследования 3«Методика для диагностики учебной мотивации были получены следующие результаты:

У всех испытуемых, наблюдался достаточный уровень профессиональной мотивации, однако, было замечено, что между показателями эффективного интеллекта и профессиональной мотивацией, наблюдается некоторая взаимосвязь, чем выше был первый показатель, тем больше был показатель профессиональной мотивации. Тоже самое проявлялась и при сравнении данных интеллектуальной лабильности и профессиональной мотивации.

Для установления корреляционной зависимости эффективного интеллекта и профессиональной мотивации студентов ВУЗа, был проведен корреляционный анализ.

Результаты оказались следующими: между показателями эффективного интеллекта и профессиональной мотивации получились следующими: наблюдается умеренная прямая связь. Коэффициент корреляции 0,5.

Таким образом, в результате проведённого корреляционного анализа отношений, нам удалось установить наличие умеренной прямой связи между показателем эффективного интеллекта и профессиональной мотивации, что указывает нам на то, что действительно высокие показатели общего интеллекта человека предполагают наличие у него достаточного уровня осознанности и профессиональной мотивации. Он больше других стремится к успешному профессиональному становлению и направляет на это свои действия. Низкий же уровень, напротив больше мотивирован на другие составляющие учебной деятельности.

Для установления корреляционной зависимости интеллектуальной лабильности и профессиональной мотивации студентов ВУЗа, был проведен также корреляционный анализ, в ходе которого было установлено наличие слабой прямой связи (коэффициент корреляции 0,4), что может нам рассказать о том, что между данными компонентами также существует взаимосвязь и одна переменная находится в зависимости от другой.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что между показателями эффективного интеллекта, интеллектуальной лабильности и профессиональной мотивации существует все-таки определённая взаимосвязь. И действительно, высокие показатели изучаемых составляющих интеллекта предопределяют высокую профессиональную мотивированность студентов, что подтверждает нашу гипотезу, и указывает нам на то, что студенты с более высоким показателям, более направлены на получение профессиональных знаний и применение их, для решения трудовых задач.

Список литературы

Бадмаева Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц.// Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004 С.151-154. [Электронный ресурс https://docs.yandex.ru (дата обращения:12.12.2022)]

Воробьёва Е. В. Взаимосвязь параметров общего интеллекта и мотивации достижения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. №3. [Электронный ресурс https://cyberleninka (дата обращения: 03.12.2022)]

Ефремова Н. Ф., Хусейнова А. А. Мотивация как ценностный феномен образовательной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4 (часть 1) – С. 164-169. [Электронный ресурс https://top-technologies.ru (дата обращения: 5.12.2022)]

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий.2011.С. 701. [Электронный ресурс https://studfile.net (дата обращения: 12.12.2022)]

Касьянов С. Психологические тесты / С. Касьянов – Москва. 2006. - 608 с.

Миракян К. Ф. Особенности мотивации у студентов ВУЗа: Взаимосвязи между интеллектуальной лабильностью и учебной мотивацией у студентов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. №1 (61). [Электронный ресурс https://cyberleninka.ru (дата обращения: 13.12.2022)]

Тест эффективного интеллекта - 2010. Форма А // А. Я. Психология. [Электронный ресурс: http://azps.ru/tests (дата обращения: 5.12.2022)]

Челомбицкая М. П. Роль интеллекта в современном мире // Евразийский Союз Ученых. 2018. №5-4 (50). [Электронный ресурс https://cyberleninka.ru (дата обращения: 7.12.2022)]

Просмотров работы: 67