Взаимосвязь психологического климата и уровня сплоченности коллектива студентов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Взаимосвязь психологического климата и уровня сплоченности коллектива студентов

Соколенко А.В. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из наиболее важных факторов успешной социализации человека является благоприятный психологический климат. Психологический климат - это межличностные отношения в коллективе, которые проявляются в совокупности психологических условий, влияющих на совместную деятельность и всестороннее развитие личности в группе.

Среди отечественных психологов первым, кто исследовал данное определение, был Н. С. Мансуров в своем исследовании рабочих коллективов. Он дает следующее определение психологическому климату: «Это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.»[1]

Дальнейшим изучением психологического климата занимался В. М. Шепель. Он дает следующее определение данному понятию: «Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей».

Б. Д. Парыгин считал, что климат это не столько сам коллектив, сколько потенциал этого коллектива. Он также занимался разработкой методик диагностирования и регулирования социально-психологического климата. [2]

Психологический климат является результатом межличностного взаимодействия людей в группе и их совместной деятельности. Благоприятный психологический климат положительно влияет как на саму деятельность в группе, так и на личностные особенности членов коллектива.

Д. Картрайт, изучая сплоченность группы, характеризовал данное определение желанием отдельных членов одного коллектива остаться в нем. Д. Картрайт в своих исследованиях выдвинул наиболее развернутую модель групповой сплоченности, в основе которой лежит «представление о сплоченности как некоей результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе». [3]

Л. Фестингер рассматривал групповую сплоченность как понимал «результирующую всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней». [4]

Групповая сплоченность имеет непосредственное отношение к психологическому климату в группе. Групповая сплоченность является прямым показателем единства и устойчивости межличностных взаимоотношений членов в группе. Формируются эмоциональных межличностные связи, эмоциональная притягательность, общая удовлетворенность группой, что, в свою очередь, способствует благоприятному психологическому климату в коллективе.

Особый интерес изучение психологического климата представляет в наши дни в связи с тем, что в современном мире происходит значительные, частые и резкие изменения в социальной среде. Быстрая смена и течение информации, конечно же, не могут не отражаться на психологическом климате как больших групп, так и малых групп - коллективов. Исходя из этого, возникает необходимость всестороннего изучения такого феномена, как психологический климат коллектива.

Целью исследования является: провести диагностику психологического климата в коллективе студентов.

Задачи исследования:

1. Теоретически изучить отечественные и зарубежные исследования в области диагностики психологического климата в коллективе.

2. Экспериментально исследовать психологический климат в коллективе студентов.

3. Произвести корреляционный анализ.

Методики исследования:

экспресс диагностика социально-психологического климата в коллективе (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто)

тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора

Выборка методики №1: «Экспресс-методика социально-психологического климата в коллективе» (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто) составила 40 человек, из них 4 юношей и 36 девушек в возрасте от 17 до 23 лет.

По результатам методики №1: «Экспресс-методика социально-психологического климата в коллективе» (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто) было выявлено, что на первом курсе из 17 студентов 13 (76%) определяют климат в коллективе благоприятным, 4 (24%) - в целом благоприятный. Мнение о том, что климат совершенно неудовлетворительный отсутствует.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Процентное соотношение показателей социально-психологического климата у студентов первого курса

Таким образом, по результатам анализа методики №1: «Экспресс-методика социально-психологического климата в коллективе» (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто) на первом курсе в группе преобладает благоприятный социально - психологический климат, который характеризуется высокой эмоциональной включенностью и взаимопомощью, доверием, комфортом и чувством защищенности, устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений.

Анализируя данные исследования по методике №1: «Экспресс-методика социально-психологического климата в коллективе» (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто) у студентов третьего курса было выявлено: из 23 студентов 15 (65%) студентов считают климат в коллективе благоприятным, 7 (31%) студентов - климат в целом благоприятным, 1 (4%) студент - климат в коллективе совершенно неудовлетворительный.

Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Процентное соотношение показателей социально-психологического климата у студентов третьего курса

Таким образом, по результатам анализа методики №1: «Экспресс-методика социально-психологического климата в коллективе» (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто) на третьем курсе в группе преобладает благоприятный социально - психологический климат.

Анализ данных, полученных в результате методики №2: «Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора» свидетельствует о том, что на первом курсе из 17 студентов 13 (76%) считают, что в группе высокий уровень сплоченности, 4 (24%) студентов - уровень сплоченности в группе выше среднего. Мнение о том, что уровень групповой сплоченности средний и низкий отсутствует.

Результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Процентное соотношение показателей уровня сплоченности у студентов первого курса

Таким образом, по результатам анализа методики №2: «Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора» на первом курсе в группе преобладает высокий уровень сплоченности.

Анализируя данные исследования по методике №2: «Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора» у студентов третьего курса было выявлено: из 23 студентов 12 (52%) студентов считают, что в группе высокий уровень сплоченности, 10 (44%) - уровень сплоченности в группе выше среднего, 1 (4%) студент - уровень сплоченности средний.

Результаты исследования представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Процентное соотношение показателей уровня сплоченности у студентов третьего курса.

Таким образом, по результатам анализа методики 2: «Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора» на третьем курсе в группе преобладает высокий уровень сплоченности.

Сопоставляя результаты методики №1: «Экспресс-методика социально-психологического климата в коллективе» (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто) и методики №2: «Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора» у каждого студента отдельно, имеем следующие показатели:

Рисунок 4. Соотношение показателей уровня сплоченности и социально-психологического климата у студентов первого курса

Рисунок 5. Соотношение показателей уровня сплоченности и социально-психологического климата у студентов первого курса

Таким образом, проанализировав данные двух методик, в результате корреляционного анализа была выявлена прямая умеренная связь между благоприятным психологическим климатом и высоким уровнем сплоченности в группе.

Заключение

Таким образом, психологический климат - это межличностные отношения в коллективе, которые проявляются в совокупности психологических условий, влияющих на совместную деятельность и всестороннее развитие личности в группе. Благоприятный психологический климат положительно влияет как на саму деятельность в группе, так и на личностные особенности членов коллектива. Основой для формирования благоприятного психологического климата является единство взглядов всех членов одной группы, удовлетворенность принадлежностью к группе, эмоциональная включенность и взаимопомощь, доверительные и доброжелательные отношения.

На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать вывод: групповая сплоченность имеет непосредственное отношение к психологическому климату в группе. Групповая сплоченность является прямым показателем единства и устойчивости межличностных взаимоотношений членов в группе. Формируются эмоциональных межличностные связи, эмоциональная притягательность, общая удовлетворенность группой, что, в свою очередь, способствует благоприятному психологическому климату в коллективе.

Список литературы

Бугаева В.А. Понятие социально-психологического климата в отечественной и зарубежной психологии // Вестник магистратуры - 2017.

Жовтоножко В.В. Исторический анализ термина «Социально-психологический климат» в отечественной науке // Власть - 2016.

Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2010.

Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.:ПЕР СЭ, 2005. - 145с.

Халитова С. А. Теоретические основы изучения социально-психологического климата организации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2022.

Шульц А., Фалей М.В. Роль психологического климата в коллективе старшеклассников // Евразийский Союз Ученых, 2016.

Просмотров работы: 83